ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2955/2022 от 16.06.2022 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело №2-2955/2022

УИД 50RS0042-01-2022-003784-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2022 года г. Сергиев Посад, Мо

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н., при секретаре Кущевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Ю.В. к ГУ-ГУПФ РФ по и о признании незаконным и отмене решения, обязании направить средства материнского (семейного) капитала на получение образования,

УСТАНОВИЛ:

Н.Ю.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУПФ РФ по и о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком, обязании направить средства материнского (семейного) капитала на получение образования.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату дополнительного образования несовершеннолетнего сына – Н.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ИП М.М.С.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ГУПФ РФ по и ей отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Оспаривая отказ ответчика, полагая его незаконным, истец ссылается на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и исходит из того, что ИП М.М.С. имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, полагает, что в силу вышеуказанного законодательства образовательная деятельность ИП М.М.С. приравнена к деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

На основании вышеизложенного, истец Н.Ю.В. просила признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком; обязать ГУ-ГУПФ РФ по и направить принадлежащие Н.Ю.В. средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования, а именно: на оплату платных образовательных услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ИП М.М.С. в размере руб.

В судебное заседание истец Н.Ю.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-ГУПФ РФ по и по доверенности А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в отказе в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Просила в удовлетворении иска отказать, так как перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования ребенком на расчетный счет индивидуального предпринимателя противоречит нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Н.Ю.В. и ИП М.М.С. заключен договор об образовании по дополнительным общеобразовательным программам , по условиям которого исполнитель обязуется на возмездной основе оказать заказчику услуги по обучению в рамках дополнительной образовательной программы в сфере освоения и повышения уровня знаний в очной форме несовершеннолетнего Н.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость обучения составляет рублей (л.д.12-13).

Установлено, что М.М.С. осуществляет предпринимательскую деятельность, имеет статус индивидуального предпринимателя с основным видом предпринимательской деятельности: образование дополнительное детей и взрослых.

Образовательная организация – ИП М.М.С. наделена правом на осуществление образовательной деятельности в соответствии с лицензией , выданной Министерством образования ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписки из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ИП М.М.С., зарегистрированной в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ, имеется вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «Образование дополнительное детей и взрослых». В указанной выписке содержатся сведения о выданной ИП М.М.С. Министерством образования ДД.ММ.ГГГГ Лицензии на образовательную деятельность (л.д.20-23).

ДД.ММ.ГГГГ МРИФНС по внесена запись в ЕГРЮЛ за о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения ГУ-УПФ РФ по и к ГУ-ГУ ПФ РФ по и ).

Решением ГУ-ГУПФ РФ по и от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Н.Ю.В. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала отказано, о чем ей выдано уведомление ; причиной отказа в уведомлении указано - нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении.

Сторона ответчика в судебном заседании пояснила, что перечисление денежных средств материнского капитала возможно только в адрес образовательного учреждения (юридического лица), таким статусом третье лицо не обладает. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ГУПФ РФ по и было отказано в удовлетворении заявления Н.Ю.В.

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала право Н.Ю.В. на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно сведениям ГУ-ГУПФ РФ по и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер оставшейся части средств материнского (семейного) капитала Н.Ю.В. составляет коп.

Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи.

Так, в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

Пунктом 2 части 3 статьи 7 Закона №256-ФЗ установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на получение образования ребенком (детьми).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 256-ФЗ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 432-ФЗ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Согласно части 2 статьи 11 Закона № 256-ФЗ (в редакции, действовавшей до 2018 г.) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст. 11 Закона № 256-ФЗ).

Как следует из Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, настоящие Правила устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - организация), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

Согласно пункту 2 Правил средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (п.4 Правил).

При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых организацией, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг (п.5 Правил).

Исходя из вышеприведенных положений Закона № 256-ФЗ и Правил в действующей редакции направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала возможно на получение образования ребенком в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Ранее действовавшая до 2018 года редакция статьи 11 Закона № 256-ФЗ и пункта 2 Правил предусматривала возможность использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования, с 2018 года не предусматривает условие об аккредитации образовательных программ, а также законодателем исключено и условие получения образования только в организациях, имеющих статус образовательных. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком в любой организации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

На основании части 1 статьи 21 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (ч.2 ст. 21 ФЗ № 273-ФЗ).

При этом, с учетом положений пунктов 1, 5 статьи 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона не требуется.

Таким образом, приведенные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» полностью отождествляют правовой статус индивидуальных предпринимателей и их обучающихся с правовым статусом образовательных учреждений и их обучающихся.

При таких обстоятельствах в силу действующей редакции части 1 статьи 11 Федерального закона № 256-ФЗ и пункта 2 Правил Н.Ю.В. имела право распорядиться частью средств материнского (семейного) капитала путем направления их на оплату дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ее ребенку ИП М.М.С., имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, на основании заключенного договора на оказание платных образовательных услуг.

Следовательно, оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала допустима и в случае заключения договора с индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, а отказ государственного органа лишает возможности реализации истцом права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом № 256-ФЗ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований полагать, что при обращении к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком путем оплаты обучения по договору от ДД.ММ.ГГГГ истцом было допущено нарушение установленного порядка подачи заявления, влекущее отказ в его удовлетворении, а поэтому решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала является незаконным.

Таким образом, исковые требования Н.Ю.В. о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком, подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части признания решений ответчика незаконными и его отмене, то и требования об обязании ГУГУПФ РФ по и МО направить средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования ребенком истца, а именно, на оплату платных образовательных услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП М.М.С., в размере руб. также являются обоснованными и подлежат удовлетворению

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12,56,167,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Н.Ю.В. к ГУ-ГУПФ РФ по и о признании незаконным и отмене решения, обязании направить средства материнского (семейного) капитала на получение образования - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ГУ-ГУПФ РФ по и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГН.Ю.В. о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком.

Обязать ГУ-ГУПФ РФ по и направить принадлежащие Н.Ю.В. средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования - на оплату платных образовательных услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ИП М.М.С., в размере руб.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме принято 17 июня 2022 года.

Судья С.Н. Пчелинцева