ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2956/13 от 23.09.2013 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 23 сентября 2013 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего судьи Бетиной Г.А.,

 при секретаре Крюковой Н.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2956/13 по иску мэрии г.о.Тольятти к Муниципальное бюджетное учреждение искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова», Самарски В.С. о признании недействительным договора об оказании услуг по разработке концепции фестиваля,

 установил:

 Мэрия г.о.Тольятти обратилась в суд с иском к Муниципальное бюджетное учреждение искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова», Самарски В.С. о признании недействительным договора об оказании услуг по разработке концепции фестиваля, указав, что мэрия г.о.Тольятти является учредителем муниципального бюджетного учреждения искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова», что подтверждается решением Исполнительного комитета Тольяттинского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 04.12.1987г. № «Об открытии в г.Тольятти драматического театра», Уставом Театра. Распоряжением заместителя мэра от 09.11.2011г. № на должность директора муниципального учреждения искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» назначена ФИО1 Мэрией г.о.Тольятти 09.11.2011г. с ФИО1 заключен трудовой договор №, в настоящее время трудовой договор расторгнут.

 05.11.2012г. МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» в лице директора ФИО1 был заключен договор № об оказании услуг по разработке концепции «Международного фестиваля на Волге» с гражданином Республики Болгария Самарски В.С., сумма вознаграждения по которому составляет 771 000 руб. из средств заказчика (МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова»). Оплата услуг по указанному договору не производилась. В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Согласно п.14.1 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. Таким образом, договор заключен с нарушением способа размещения заказа, поскольку его сумма превышает 400 000 руб. В соответствии с п.4 ст.10 указанного ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона. Согласно п.5 ст.10 указанного ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

 Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Устава МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» к компетенции учредителя театра относится осуществление контроля за деятельностью театра, в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст.62 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что директор театра ФИО1 не вправе была заключать договор об оказании услуг по разработке концепции фестиваля с Самарски В.С., кроме того, в нарушение Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 10.07.2002г. № 115-ФЗ, Самарски В.С. не оформлял разрешение на работу.

     Просит признать недействительным договор № от 05.11.2012г. об оказании услуг по разработке концепции фестиваля, заключенный между МБУИ г.о.Тольятти Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» и Самарски В.С.

 В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

 Представитель МБУИ г.о.Тольятти Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» в судебном заседании исковые требования признал.

 Представитель Самарски В.С. ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что при заключении договора стороны руководствовались п.23 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку предметом договора об оказании услуг по разработке концепции «Международного фестиваля на Волге» было составление сценария фестиваля со сметным расчетом затрат на его организацию и проведение. Работа по договору фактически была выполнена, сценарий по разработке «Международного фестиваля на Волге» подготовлен, представлен заказчику, вместе с тем, мэрия г.о.Тольятти уклоняется от произведения оплаты за выполненную работу. Просит в удовлетворении искового заявления отказать.

     Привлеченная судом в качестве 3-го лица ФИО1 с иском не согласилась, пояснила, что оспариваемый договор был заключен именно с Самарски В.С. поскольку он имеет театральное и экономическое образование, а также имеет опыт в организации подобных мероприятий, кроме того, имеет связи с деятелями культуры и искусства в Европе, а для организации международного фестиваля это важно, поскольку расширяет список возможных участников. После назначения на должность директора театра она стала возрождать фестиваль того же уровня, что был при Дроздове Г.Б., о чем был осведомлен мэр г.о.Тольятти и Департамент культуры г.Тольятти. Самарски В.С. должен был разработать концепцию (общую идею фестиваля), а также в рамках этой концепции разработать сценарий, а также сметный расчет. Сценарий представляет собой поэтапный план фестиваля, и, не зная о размере необходимых материальных вложений, которые потребуются на организацию фестиваля, невозможно его организовать, поэтому одновременно со сценарием необходимо составить сметный расчет. При составлении договора руководствовалась положениями Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». В долгосрочный план мероприятий города данный фестиваль включить не успела, т.к. была уволена. Финансирование планировалось из нескольких источников: спонсоры, местный бюджет, внебюджетные средства - средства заработанные театром. Общая сумма контракта планировалась в размере 770 тыс. руб., и данная сумма не являлась большой для фестиваля такого уровня.

 Выслушав пояснение сторон, проверив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

     В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

     В соответствии со ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

 Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

 В соответствии со ст.528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

 В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:

 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах). (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

 Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 Судом установлено, что мэрия г.о.Тольятти является учредителем муниципального бюджетного учреждения искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова», что подтверждается решением Исполнительного комитета Тольяттинского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 04.12.1987г. № «Об открытии в г.Тольятти драматического театра», Уставом Театра, выпиской из ЕГРП 27.02.2013г.

 Распоряжением заместителя мэра от 09.11.2011г. № на должность директора муниципального учреждения искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» назначена ФИО1 Мэрией г.о.Тольятти 09.11.2011г. с ФИО1 заключен трудовой договор №, в настоящее время трудовой договор расторгнут.

 05.11.2012г. МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» в лице директора ФИО1 был заключен договор № об оказании услуг по разработке концепции «Международного фестиваля на Волге» с гражданином Республики Болгария Самарски В.С., сумма вознаграждения по которому составляет 771 000 руб. из средств заказчика (МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова»).

 Оплата услуг по указанному договору не производилась, что подтверждается претензией Самарски В.С. от 10.09.2013г. и не оспаривается сторонами.

 Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17.06.2013г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов, выразившегося в принятии решения о ненадлежащем способе размещения заказа на оказание услуг по разработке концепции фестиваля. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ. На момент рассмотрения дела административное расследование не окончено, постановление по указанному делу об административном правонарушении не вынесено.

 В обоснование исковых требований истец ссылается на ст.ст.10, 55 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», считает, что договор заключен с нарушением способа размещения заказа.

 Суд считает доводы истца несостоятельными и основанными на неправильном толковании закона.

     В соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика услуг для государственный и муниципальных нужд» (исполнителя, подрядчика) в случае, если театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, клубом осуществляются размещение заказа на создание произведений литературы или искусства, указанных в п.п. 1 - 5 ч. 2 ст. 31.1 Закона, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника, художника- постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника- бутафора, художника-гримера либо на исполнение, а также на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений организациями, указанными в п.23 ч. 2 ст. 55 Закона.

     Таким образом, в соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 55 Закона размещение заказа на создание таких произведений литературы или искусства, как литературные произведения (за исключением программ для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, аудиовизуальные произведения, может осуществляться только у физического лица как у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (письмо Министерства экономического развития РФ от 11.08.2011 г. №Д28-235).

     Предметом договора № 23 от 05.11.2012 г. является оказание услуг по разработке: положения о фестивале, предварительного сметного расчета подготовки и проведения фестиваля, поэтапного плана подготовки к фестивалю, алгоритма проведения фестиваля, проектов спонсорских пакетов, условий участия для зарубежных и российских коллективов в фестивале (п.1.2 договора).

     При этом п. 3 и 4 фактически являются сценариями подготовки к фестивалю и самого фестиваля, что соответствует п. 23 ч. 2 ст. 55 закона № 94-ФЗ, а остальные пункты являются вспомогательными для подготовки алгоритма (сценария) проведения фестиваля.

     Сценарий – заранее подготовленный детальный план, программа проведения какого-либо зрелища, мероприятия (Большой толковый словарь русского языка, словарь ФИО2, словарь ФИО3).

 Допрошенные по ходатайству истца и ответчика в качестве специалистов ФИО7, ФИО8, суду пояснили, что сценарий – это заранее подготовленный детальный план, программа проведения, какого либо мероприятия. При составлении сценария также необходимо составить смету предполагаемых расходов. Из пояснений ФИО7 следует, что концепция, это общая идея фестиваля, фактически работа Самарски В.С. является сценарием, поскольку содержит все этапы и условия фестиваля.

     Суд относится критически к пояснениям ФИО9, допрошенного в судебном заседании, поскольку он не имеет специального образования, и сослался в обоснование своей квалификации только на большой опыт организации и проведения фестивалей. Вместе с тем, его пояснения не противоречат пояснениям специалистов, допрошенных в судебном заседании.

         Свидетель ФИО10 пояснила, что календарный план культурных мероприятий г.Тольятти на 2014г. утвержден 28.08.2013г., следовательно, после обращения с настоящим иском.

     Анализируя показания специалистов, свидетелей, документы, подтверждающие квалификацию Самарски В.С., суд принимает во внимание доводы представителя Самарски В.С. о том, что предметом договора фактически являлось составление сценария международного фестиваля, следовательно, является сценарным произведением.

     Таким образом, ответчик в соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 55 закона № 94-ФЗ мог быть привлечен как единственный поставщик услуг - физическое лицо для оказания МБУ «Драматический театр «Колесо» услуг по разработке алгоритма (сценария) фестиваля независимо от суммы договора.

     Пунктом 26 ч.2 ст.55 закона № 94-ФЗ предусмотрено осуществление размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия.

     Доводы истца о том, что ответчиком не было оформлено разрешение на работу, не является основанием для удовлетворения иска.

     Из материалов дела следует, что 03.01.2013г. в соответствии с п.2.1.4 предварительные результаты работ по договору от 05.11.2012г. направлены на электронную почту Муниципальное бюджетное учреждение искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова». Также из претензии Самарски В.С. от 10.09.2013г. следует, что с текстом претензии ответчиком в адрес МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» направлена концепция проведения VII Международного театрального фестиваля на Волге 2014г.; поэтапный план и алгоритм проведения фестиваля; положение о фестивале; предварительный сметный расчет фестиваля. Вышеуказанная претензия имеет отметку о ее принятии – вх.№ от 10.09.2013г. с подписью принявшего лица.

     Таким образом, ответчиком Самарски В.С. работы по договору были исполнены, результат представлен заказчику. Следовательно, доводы ответчика МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова» о том, что результаты работ не были переданы, несостоятельны.

     Оснований для принятия признания иска ответчиком МБУИ г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова», не имеется, поскольку оно нарушает права ответчика Самарски В.С. и 3-х лиц.

     Таким образом, истцом не представлено доказательств, что при заключении договора от 05.11.2012г. ответчики должны были руководствоваться ст.ст.10, 55 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», и договор заключен с нарушением способа размещения заказа.

     Оценивая представленные доказательства в совокупности суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований мэрии г.о.Тольятти о признании недействительным договора об оказании услуг по разработке концепции фестиваля.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 6,12,194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении требований мэрии г.о.Тольятти к Муниципальное бюджетное учреждение искусства г.о.Тольятти «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б.Дроздова», Самарски В.С. о признании недействительным договора № от 05.11.2012г. об оказании услуг по разработке концепции фестиваля, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд г. Тольятти.

 Мотивированное решение изготовлено 30.09.2013г.

 Председательствующий:    подпись.

 КОПИЯ ВЕРНА.

 Судья