дело № 2-2957/2018 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 01 августа 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
судьи Орловой С.Г.,
при секретаре судебного заседания Ивановой А.Е.,
с участием представителя истца Козырева Д.А.,
ответчиков Киверина С.М., Лежнина А.А.,
представителя третьего лица Котельникова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл к Киверину Сергею Михайловичу, Лежнину Александру Анатольевичу о взыскании материального ущерба, причиненного преступлениями,
УСТАНОВИЛ:
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл обратилось в суд с исковым заявлением к Киверину С.М., Лежнину А.А. о взыскании с ответчиков материального ущерба, причиненного преступлением, в размере 5051653 руб. 45 коп.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что приговором Йошкар-Олинского городского суда от 27 апреля 2018 года Киверин С.М. и Лежнин А.А. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ. Приговор вступил в законную силу 08 мая 2018 года. Преступными действиями Киверина С.М. и Лежнина А.А. причинен ущерб государственному учреждению – АУ «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» в виде суммы начисленной и выплаченной заработной платы и дополнительных выплат работникам указанного учреждения за период с 01 августа 2015 года по 31 октября 2016 года, а также произведенных обязательных отчислений с фонда заработной платы указанных лиц, в общем размере 5051653 руб. 45 коп. Сумма ущерба подтверждается заключением экспертизы от 14 сентября 2017 года, проведенной в рамках уголовного дела.
В судебном заседании представитель истца Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл Козырев Д.А. просил удовлетворить исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что ущерб причинен Автономному учреждению «Управлению спортивных сооружений Республики Марий Эл», которое находится в ведении Министерства.
Ответчики Киверин С.М. и Лежнин А.А. исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать. Считают, что исковые требования Министерства не обоснованы, ущерб Министерству не причинялся, приговором это не установлено. Также считают необоснованной сумму предъявленного ко взысканию ущерба.
Представитель третьего лица Автономного учреждения «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл», не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Котельников С.И. в судебном заседании поддержал позицию истца, пояснил, что ущерб преступными действиями ответчиков причинен АУ «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл», которое в настоящее время самостоятельных требований не заявляет, так как гражданским истцом по уголовному делу признавалось Министерство спорта по РМЭ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы гражданского дела, уголовное дело №1-20/2018, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из представленных материалов, что постановлением старшего следователя по расследованию особо важных дел следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл от 22 сентября 2017 года, вынесенным в рамках уголовного дела №601820 (судебный №1-20/2018) по обвинению Киверина С.М. в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.285, ч.2 ст.285 УК РФ, и Лежнина А.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, Министерство спорта Республики Марий Эл признано гражданским истцом ввиду причинения ущерба на сумму 5051653,45 руб. подведомственному Автономному учреждению «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» и подачи гражданского иска Министерством спорта РМЭ.
Указом Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года №262 Министерство спорта Республики Марий Эл реорганизовано в форме присоединения к нему Комитета Республики Марий Эл по туризму, с последующим переименованием Министерства спорта Республики Марий Эл в Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл, передав ему от Министерства образования и науки Республики Марий Эл функции по обеспечению реализации государственной молодежной политики на территории Республики Марий Эл.
На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В п. 1 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2018 года, вступившим в законную силу 08 мая 2018 года, Киверин С.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 285 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69, ч.3 ст.73 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с лишением права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, сроком на 2 года 6 месяцев, условно с испытательным сроком 3 года; Лежнин А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Приговором суда установлено, что ФИО1, являясь лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации – Республики Марий Эл, и ФИО2, являясь должностным лицом, совершили злоупотребление должностными полномочиями, т.е. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов организаций, а также охраняемых законом интересов государства.
В период с 30.11.1999 по 18.05.2015 в Республике Марий Эл существовала общественная республиканская организация «Футбольный клуб «Спартак» (далее – ОРО «ФК «Спартак»), в штат которой входили футболисты, тренеры и другие сотрудники футбольного клуба, представлявшего Республику Марий Эл в соревнованиях (турнирах) по футболу.
После ликвидации ОРО «ФК «Спартак», в период с 01.06.2015 по 31.07.2015 (точные дата и время следствием не установлены), у исполняющего обязанности министра спорта Республики Марий Эл ФИО1, одновременно являвшегося вице-президентом ОО «Федерация футбола Республики Марий Эл», желавшего сохранить в Республике Марий Эл футбольную команду из опытных игроков, тренеров и других сотрудников для участия в 2016 году в соревнованиях (турнирах) по футболу, возник противоправный умысел на незаконное финансовое обеспечение игроков и других сотрудников вновь создаваемой любительской футбольной команды за счет денежных средств подведомственного Министерству спорта РМЭ Автономного учреждения «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» (далее - АУ «УСС РМЭ») путем их фиктивного трудоустройства в данное автономное учреждение и выплаты заработной платы и иных доплат.
При этом ФИО1 действовал из иной личной заинтересованности.
В силу своего должностного положения ФИО1 достоверно знал, что АУ «УСС РМЭ» не требуются дополнительные работники, с принятием которых неизбежно возрастут финансовые расходы учреждения, а также о тяжелом финансовом состоянии АУ «УСС РМЭ», в том числе о наличии у учреждения задолженности по уплате в бюджетную систему Российской Федерации налогов, страховых взносов и кредиторской задолженности.
Также ФИО1 понимал, что трудоустраиваемые в АУ «УСС РМЭ» лица не будут осуществлять трудовую деятельность в интересах учреждения, связанную с реализацией его уставных целей, а продолжат тренироваться и участвовать в играх по футболу в составе команды.
ФИО1, зная, что вносить изменения в штатное расписание «УСС РМЭ» и осуществлять с согласия Министерства спорта РМЭ прием на работу сотрудников в данное учреждение вправе лишь директор «УСС РМЭ», решил совершить вышеуказанные противоправные действия в группе лиц совместно с находящимся в его непосредственном подчинении исполняющим обязанности директора (с 03.08.2015 – директором) «УСС РМЭ» ФИО2
Реализуя задуманное, ФИО1 систематически - в период с <данные изъяты>, в нарушение ч.2 ст.15 Конституции РФ, п.6 служебного контракта, ст.ст.21, 56 ТК РФ, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, подрывая авторитет органов государственной власти, составляющих одну из основ конституционного строя Российской Федерации, тем самым существенно нарушая охраняемые законом интересы общества и государства, используя свои властные полномочия, авторитет и должностное положение вопреки интересам службы, действуя умышленно, из иной личной заинтересованности, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения имущественного вреда государственному учреждению - АУ «УСС РМЭ» - и желая этого, злоупотребляя своими служебными полномочиями министра спорта РМЭ по даче поручений, подлежащих обязательному исполнению работниками подведомственных государственных учреждений Республики Марий Эл, действуя вопреки интересам службы, группой лиц в соучастии с ФИО2 в служебном помещении Министерства спорта РМЭ по адресу: <...>, через работника подведомственного Министерству спорта РМЭ государственного учреждения - ведущего специалиста по кадрам АУ «УСС РМЭ» ФИО3 - давал заведомо незаконные указания исполняющему обязанности директора (с 03.08.2015 – директору) АУ «УСС РМЭ» ФИО2 о фиктивном трудоустройстве футболистов, тренеров и других сотрудников, в том числе ликвидированного футбольного клуба «Спартак», в АУ «УСС РМЭ» на должности «инструктор спортсооружения», лично устанавливая им, исходя из их профессионального мастерства и результатов проведенных футбольных матчей, размеры заработной платы и дополнительных выплат.
В период с <данные изъяты> ФИО3, систематически исполняя указания ФИО1, будучи не осведомленной о преступных намерениях последнего, находясь в служебных помещениях Министерства спорта РМЭ по <адрес> и АУ «УСС РМЭ» по <адрес>, изготавливала на служебных компьютерах проекты приказов АУ «УСС РМЭ», трудовых договоров и соглашений; систематически передавала ФИО2 незаконные указания ФИО1 о фиктивном трудоустройстве лиц (футболистов, тренеров и других сотрудников) в АУ «УСС РМЭ», а также подготовленные ею проекты приказов директора учреждения, трудовых договоров и соглашений.
При этом ФИО2 в силу своего должностного положения достоверно знал, что АУ «УСС РМЭ» не требуются дополнительные работники, с принятием которых неизбежно возрастут финансовые расходы учреждения, о тяжелом финансовом состоянии АУ «УСС РМЭ», в том числе о наличии у учреждения задолженности по уплате в бюджетную систему Российской Федерации налогов, страховых взносов и кредиторской задолженности.
Также ФИО2 понимал, что трудоустраиваемые в АУ «УСС РМЭ» лица не будут осуществлять трудовую деятельность в интересах учреждения, связанную с реализацией его уставных целей, а продолжат тренироваться и участвовать в играх по футболу в составе команды.
В период времени с <данные изъяты> ФИО2 систематически лично подписал вышеуказанные приказы АУ «УСС РМЭ», трудовые договоры и соглашения.
Лица, трудоустроенные на должности «инструктор спортсооружения», фактически трудовую деятельность в интересах АУ «УСС РМЭ», связанную с реализацией его уставных целей, не осуществляли, а тренировались и участвовали в играх по футболу в составе команды. За период фиктивного трудоустройства данных лиц в учреждении им начислены и выплачены заработная плата и дополнительные выплаты, а также произведены обязательные отчисления с фонда их заработной платы в общей сумме 5051653,45 рубля, из которых: 3880349,01 рублей – денежные средства АУ «УСС РМЭ» от приносящей доход деятельности; 1171304,44 рубля - денежные средства АУ «УСС РМЭ», полученные во исполнение государственного задания из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Данные действия ФИО1 и ФИО2 хотя и были непосредственно связаны с осуществлением ими своих служебных обязанностей, однако не были вызваны служебной необходимостью и объективно противоречили общим задачам и требованиям, предъявляемым к АУ «УСС РМЭ», а также целям и задачам, для достижения которых ФИО1 и ФИО2 наделены соответствующими полномочиями.
Вышеописанные умышленные преступные действия ФИО1 и ФИО2 повлекли существенные нарушения охраняемых законом интересов организации и государства, выразившиеся в причинении ущерба государственному учреждению – АУ «УСС РМЭ» в сумме 5051653,45 рубля, а также существенно подорвали авторитет органов государственной власти, составляющих одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта от 14.09.2017 № 19 (т. 4 л.д. 63-65) с приложениями к нему (т. 4 л.д. 66-91) общая сумма начисленной и выплаченной заработной платы и дополнительных выплат работникам АУ «УСС РМЭ», не осуществлявшим в нем трудовую деятельность, за период с 01.08.2015 по 31.10.2016, а также произведенных обязательных отчислений с фонда заработной платы указанных лиц составила 5 051 653 руб. 45 коп., в том числе:
- за счет денежных средств, полученных во исполнение государственного задания из республиканского бюджета 1 171 304,44 руб.;
- за счет средств от приносящей доход деятельности, остающейся в распоряжении АУ «УСС РМЭ» в результате выполнения работ, оказания услуг в сферах, отраженных в Уставе учреждения – 3 880 349,01 руб.
Судом указанное экспертное заключение положено в основу приговора.
Суд установил, что ФИО1 и ФИО2 причинили АУ «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» ущерб на общую сумму 5051653 руб. 43 коп.
На основании ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором суда от 27 апреля 2018 года за Министерством спорта Республики Марий Эл признано право на удовлетворение искового требования к гражданским ответчикам ФИО1 и ФИО2 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, вопрос о размере возмещения по гражданскому иску передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем, как следует из содержания приговора и установлено судом, что действиями ФИО1 и ФИО2 ущерб на общую сумму 5051653 руб. 43 коп. причинен не Министерству молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл, а Автономному учреждению «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл», являющемуся самостоятельным юридическим лицом согласно выписке из ЕГРЮЛ, Устава, пояснений сторон, и привлеченному к участию в настоящем гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
По смыслу статей 15, 1064 ГК РФ применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
Исходя из положений ст. 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Исходя из этих положений, в ходе рассмотрения дела истец должен доказать, что ему принадлежит субъективное гражданское право, которое нарушается ответчиком.
В ходе рассмотрения уголовного дела по обвинению ФИО1 и ФИО2 исковые требования о взыскании денежных средств Автономное учреждение «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» не предъявляло, как третье лицо в рамках рассмотрения настоящего спора с самостоятельными исковыми требованиями также не обратилось.
Поскольку совершенными ФИО1 и ФИО2 преступлениями ущерб причинен Автономному Учреждению «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл», оснований для взыскания денежных средств в пользу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл к ФИО2, ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.Г. Орлова
Мотивированное решение составлено 06 августа 2018 года.