Дело № 2-34/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 января 2020 года город Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Дедовой Е.В.
при секретаре Нехорошеве Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева Романа Сергеевича к ООО «Вайт Тревел» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Болдырев Р.С. обратился в суд с иском к ООО «Вайт Тревел» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований ссылался на неисполнение компанией ООО «Вайт Тревел» своих обязанностей по направлению заявки на вынужденный возврат авиабилетов авиаперевозчику, что существенно нарушает его права, поскольку такой возврат мог иметь место при своевременном направлении заявки.
Ссылаясь на убытки, понесенные им из-за того, что заявка на вынужденный возврат денежных средств за авиабилеты была направлена по системе БСП-Линк не вовремя, истец Болдырев Р.С. просил суд взыскать в его пользу стоимость авиабилетов в размере 34 164 руб., неустойку в размере 66 619,80 руб., компенсацию морального вреда 15 000 руб. Впоследствии истец изменил свои требования, просил суд взыскать в его пользу только убытки в размере 34 164 руб., компенсацию морального вреда 15 000 руб.
В судебном заседании истец Болдырев Р.С. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на нарушение своих прав агентом ООО «Вайт Тревел», который в установленный правилами BSPlink срок не отправил его заявку на вынужденный возврат авиабилетов до принятия Правительством РФ Постановления №991 от 06 июля 2020 года, чем лишил его возможности получить возврат денежных средств за отмененный рейс.
Представители ответчика ООО «Вайт Тревел», третьих лиц ООО «В.И.П. Сервис», Представительства «Чешские Аэролинии, АО», а также третье лицо Покачалова М.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Вайт Тревел» в письменных возражениях исковые требования не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик, являясь субагентом АО «В.И.П. Сервис», получил от перевозчика запрет проведения возвратов всех типов, начиная с марта 2020 года, в отношении рейсов, отмененных до конца апреля 2020 года. Заявка на возврат представителем ответчика была аннулирована, заявка на вынужденный возврат у перевозчика через систему BSPlink сформирована (дата) в связи с обращением истца в суд. Ссылаясь на исполнение ответчиком своих обязательств в полном объеме по оформлению билетов, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Представительство «Чешские Аэролинии, АО» в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991, предусматривающее отсрочку возврата провозной платы до 3 лет и закрепляет право авиакомпаний на предоставление ваучеров вместо возврата провозной платы в уведомительном, регламентируемом Положением порядке.
Выслушав истца, изучив письменные возражения ответчика и третьего лица, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Статьей 105 Воздушного кодекса РФ предусмотренною что билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты, могут быть оформлены в электронной форме (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Как следует из ст. 107.1 Воздушного кодекса РФ Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», которые обязательны для исполнения всеми участниками воздушных перевозок.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на официальном сайте Ростуризма 19 марта 2020 года была опубликована рекомендация воздержаться от поездок за пределы Российской Федерации до нормализации эпидемиологической обстановки.
Как следует из материалов дела, (дата) Болдырев Р.С. на сайте OneTwoTrip! осуществил покупку двух авибилетов на свое имя и имя Покачаловой М.Г. на общую сумму 35 056,88 руб. Оплата за авиабилеты была осуществлена со счета Болдырева Р.С. в ПАО ВТБ на счет Чешских аэролиний.
(дата) истец Болдырев Р.С. на электронную почту получил письмо от OneTwoTrip! об отмене рейса авиакомпанией и оформил вынужденный возврат. (дата) в переписке OneTwoTrip! указала, что авиакомпания не рассматривает вынужденный возврат денежных средств с предложением альтернативы решения вопроса – отложенный обмен дат (использование стоимости авиабилета для следующего путешествия).
(дата) ответчиком уже было получено письмо от перевозчика о запрете проведения возвратов всех типов. Указанное подтверждается материалами дела. Таким образом, довод истца Болдырева Р.С. о том, что его права нарушены несвоевременным направлением запроса на вынужденный возврат в рамках отчетного периода не могут быть приняты судом во внимание как основание взыскания с субагента убытков, поскольку ответ по всем возможным сформированным в будущем заявкам перевозчик уже дал. Опубликованное 07 июля 2020 года постановление Правительства РФ №991 подтвердило возможность возврата денежных средств в течение 3 лет. Учитывая, что истец Болдырев Р.С. не относится к категории граждан, в отношении которых предусмотрены сокращенные сроки возврата денежных средств, суд приходит к выводу о том, что субгагент ООО «Вайт Тревел» (торговое наименование OneTwoTrip!) права Болдырева Р.С. не нарушил, в связи с чем суд отказывает истцу в иске в полном объеме, иное, могло бы означать, что истец был бы поставлен в более выгодное положение по отношению к иным пассажирам, чьи авиарейсы также были отменены по причине угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Отказывая истцу в иске о возмещении убытков, суд отказывает в удовлетворении требований компенсации морального вреда и штрафа, как вытекающих из основного требования.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Болдырева Романа Сергеевича к ООО «Вайт Тревел» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) Е.В. Дедова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2021 года.
Председательствующий (подпись) Е.В. Дедова