Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2016 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Балуевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Кутыревой Е.И., представителя ответчика адвоката Писцова А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Дзержинска Нижегородской области в интересах Российской Федерации к ФИО1 у., ФИО2 о признании фиктивной постановку на учет,
Установил:
Истец обратился с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой гор. Дзержинска проведена проверка законности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, по результатам которой установлено следующее: в соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основным принципом противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» основой противодействия терроризму в Российской Федерации выступает приоритет мер предупреждения терроризма. В пункте 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, среди основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма указано регулирование миграционных процессов. Контроль как за внешней, так и за внутренней миграцией рассматривается в качестве одной из действенных мер по обеспечению безопасности и противодействию террористической и экстремистской деятельности. В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 15 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета. Проверкой установлено, что ФИО1 у., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес> (документ, удостоверяющий личность: иностранный паспорт № <данные изъяты>, выдан 26.11.2010, разрешено временное проживание до 28.03.2017) и зарегистрирован по месту проживания по адресу: <адрес> Принимающая сторона - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу иностранный гражданин, поставленный ФИО2 на миграционный учет в ОУФМС России по Нижегородской области, в гор. Дзержинске не проживал (не пребывал) и не проживает (не пребывает) в настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ОУФМС России по Нижегородской области вышеуказанного адреса и объяснениями принимающей стороны и соседей. Таким образом, фиктивная регистрация по данному адресу ФИО1 у. нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Просит признать фиктивной постановку ФИО1 у. на учет по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>. Считать данное обстоятельство основанием для снятия ФИО1 у. с учета по месту пребывания органом миграционного учета.
В судебном заседании помощник прокурора города Дзержинска Кутырева Е.И. заявленные исковые требования поддержала, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Ответчик ФИО2. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена судебной повесткой, возвращенной в суд с отметкой почты «истек срок хранения».
Ответчик ФИО1 у. в судебное заседание не явился, место жительства и место пребывание ответчика неизвестно. Представитель ответчика ФИО1 у. адвокат Адвокатской конторы города Дзержинска Писцов А.М., назначенный судом в связи с неизвестностью места жительства ответчика, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что поскольку место жительство ответчика ФИО1 у. неизвестно, неизвестна его позиция по указанному делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, УФМС по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и проверив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Постановлениями Конституционного Суда РФ № 3-п от 25.04.1995 года, № 9-п от 04.04.1996 года, № 2-п от 15.01.1998 года, № 4-л от 02.02.1998 года определена правовая позиция, согласно которой, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и выполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке; фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что прокуратурой города Дзержинска проведена проверка законности постановки на учет по месту жительства и пребывания иностранных граждан. В ходе проверки установлено, что в <адрес> с 06.06.2014 по 28.03.2017 года зарегистрирован ответчик ФИО1 у.
Ответчик ФИО2 являлся принимающей стороной иностранного гражданина <данные изъяты> ФИО1 у., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который имеет документ, удостоверяющий личность: иностранный паспорт номер <данные изъяты> выдан 26.11.2010 года и который был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>.
В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу иностранный гражданин, поставленный на миграционный учет в ОУФМС России по Нижегородской области по месту жительства, не проживал и не проживает в настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ОУФМС России по Нижегородской области в городском округе город Дзержинск вышеуказанного адреса, объяснениями свидетелей. Указанное не опровергнуто в ходе судебного разбирательства.
Согласно статье 19 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае: принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
Поскольку, как установлено судом, постановка иностранного гражданина - ответчика ФИО1 у., по месту жительства в жилом помещении была произведена на основании представления заведомо недостоверных сведений ответчиком ФИО2, при этом без намерения ФИО1 у. проживать в этом помещении и без намерения принимающей стороны предоставить ему это помещение для проживания, постановка ФИО1 у. на учет по месту проживания является фиктивной.
Указанное повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан РФ осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации. Кроме того, сведения о количестве граждан, зарегистрированных на соответствующей территории, используются при реализации различных государственных программ, определении численности штатов и объема финансирования государственных органов, при организации и проведении выборов.
Как указано в исковом заявлении, интересами Российской Федерации обусловлено регулирование указанной сферы общественных отношений федеральным законодательством, создание специального органа - Федеральной миграционной службы, установление административной ответственности за нарушение Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за проживание гражданина Российской Федерации по месту жительства без регистрации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Прокурора города Дзержинска Нижегородской области в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать фиктивной постановку ФИО1 у., на учет по месту проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, что является основанием для снятия ФИО1 у., с учета по месту жительства органом миграционного учета.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья: Н.А.Воробьева