ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2959 от 18.01.2011 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 2959/ 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Никулиной С.В., Лагутиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рахманкулову Ф.А., индивидуальному предпринимателю Воропаевой Е.А. о запрещении деятельности автозаправочной станции, осуществляемой с нарушениями законодательства,

УСТАНОВИЛ :

Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Рахманкулову Ф.А., индивидуальному предпринимателю Воропаевой Е.А. о запрещении деятельности автозаправочной станции, осуществляемой с нарушениями законодательства

В обоснование иска указал, что в ходе плановой проверки исполнения природоохранного законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса при хранении и транспортировке углеводородного сырья в г.Орске, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что индивидуальный предприниматель Воропаева Е. А.эксплуатирует автозаправочную станцию далее (АЗС), расположенную по адресу: , в районе путепровода, соединяющего Новую часть города с поселком Строителей, на основании договора аренды автозаправочной станции с земельным участком, находящимися в собственности арендодателя от ДД.ММ.ГГГГ без номера между Арендодателем -Рахманкуловым Ф.А. и Арендатором - индивидуальным предпринимателем Воропаевой Е. А. для использования под АЗС.

В соответствии со Свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № и № Рахманкулов Ф. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером  площадью  назначением - земли поселений по адресу:

Согласно заключению о приемке в эксплуатацию контейнерной автозаправочной станции в районе  от ДД.ММ.ГГГГ №, Орский комитет по охране окружающей природной среды согласовывает ввод КАЗС в эксплуатацию, так как строительство контейнерной автозаправочной станции выполнено в соответствии с проектом.

Вместе с тем, на момент проверки по указанному адресу располагалась стационарная АЗС, оборудованная 3-мя топливораздаточными колонками ТРК для бензина А-80, 92 и дизельного топлива. При этом проектная документация на строительство стационарной АЗС с заключением государственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства отсутствовали.

Ст.37 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»предусмотрены требования в области охраны окружающей среды, в соответствии с которой строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 38 Закона установлено, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Проверкой установлено, что у Рахманкулова Ф.А. - собственника АЗС, отсутствуют документы, подтверждающие ввод указанной автозаправочной станции в эксплуатацию, чем нарушены требования ст. 38 ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Таким образом, вопреки требованиям законодательства, после реконструкции КАЗС в АЗС эксплуатация автозаправочной станции по адресу:  осуществляется в отсутствие проектной документации на строительство АЗС, заключения экспертизы на проектную документацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на действующей АЗС являются резервуары для хранения нефтепродуктов при закачке в них топлива и топливораздаточные колонки при наливе в топливные баки автомобилей. Основные выбрасываемые вредные вещества: углеводороды предельные С1-С5 и С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечении благоприятных условий его жизнедеятельности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.34 названного Федерального закона размещение, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Частью 1 ст.30 Закона установлена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных(загрязняющих)веществ в атмосферный воздух, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Представитель ИП Воропаевой Е.А. К.. (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №) пояснила, что ранее указанная АЗС принадлежала Г.. и в ДД.ММ.ГГГГ разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по трем АЗС, имеется разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на двух АЗС и КАЗС на имя Г.. от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки к материалам проверки ИП Воропаевой Е.А., подготовленной ведущими специалистами Орского отдела экологического контроля В.. и Г.., на момент проверки инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не проведена, нормативы предельно допустимых выбросов не разработаны, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем нарушены требования ст. ст. 22, 30, 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

В процессе деятельности АЗС по реализации моторного и прочего топлива образуются следующие отходы:

- смет с территории, образующийся в результате уборки территории;

- песок, загрязненный бензином (образуется в результате ликвидации проливов бензина при заправке автомобилей);

-мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный);

- обтирочный материал, загрязненный маслами, образующийся в результате ремонта оборудования АЗС;

- отходы от бумаги от канцелярской деятельности.

Названные отходы складируются в металлическом контейнере, установленном на территории АЗС.

На момент проверки контейнер был заполнен на 1/6 от общего объема, в контейнере имеются следы горения отходов. Контейнер установлен на почве и не имеет плотно закрывающейся крышки, чем нарушены требования п. 19.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39-2-080-01 (в ред. изменений и дополнений, утв. Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003г № 226). Данный факт подтверждается актом осмотра местности (объекта) от 21.09.2010года.

При визуальном осмотре территории АЗС установлено, что в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов имеется твердое водонепроницаемое покрытие, однако по всему периметру отсутствуют бортики высотой 200мм, чем нарушены требования п. 18.7 РД 153-39-2-080-01.

Согласно акту осмотра местности (объекта) от 21.09.2010г. на территории АЗС имеется три металлических контейнера, на 1/2 наполненные песком, для сбора разлитых нефтепродуктов. Загрязненный нефтепродуктами песок накапливается на открытой асфальтированной площадке. На момент осмотра на территории АЗС находилось 0,05 м3 загрязненного песка. На АЗС не имеется плотно закрывающихся контейнеров для сбора загрязненных нефтепродуктами песка, чем нарушены требования п. 19.4 РД 153-39-2-080-01 «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций».

В ходе осмотра выявлено, что топливораздаточная колонка (ТРК) для дизельного топлива имеет подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений. У основания ТРК имеется место разлива дизельного топлива, а также в ходе визуального осмотра обнаружены подтеки дизельного топлива на шланге и пистолете ТРК, чем нарушены требования п. 6.12 РД 153-39-2-080-01.

Требования указанных правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС. АЗС эксплуатируются на основании требований Правил и нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, экологической и санитарной безопасности и иных документов, принятых в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, при реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации АЗС по  в  ответчиками не соблюдаются требования действующего законодательства.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (в действующей редакции).

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан -неотъемлемые нематериальные блага. В то время как эксплуатация АЗС без соблюдения требований природоохранного законодательства и Правил технической эксплуатации автозаправочных станций создает препятствия праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по выявленным нарушениям закона в сфере экологических правоотношений.

Согласно ст.22 ГПК РФ, определения судьи Верховного Суда РФ от 9 октября 2006 года по исковому заявлению прокурора Советского района г. Новосибирска, дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.

Просит признать незаконной деятельность Рахманкулова Ф.А. и ИП Воропаевой Е. А.по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу:  в районе путепровода в отсутствие утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции); инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; контейнеров с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора и загрязненного нефтепродуктами песка; ограждающих бортиков высотой 200 мм в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов. А также деятельность по эксплуатации топливораздаточных колонок (ТРК) при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений. Запретить ответчикам эксплуатацию автозаправочной станции, расположенной по адресу:  в районе путепровода в отсутствие вышеперечеисленных условий.

Ст.помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области Губернская Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнила, что ранее контейнерная автозаправочная станция (далее по тексту КАЗС) принадлежала Г.. и все документы были оформлены на него. При передаче по договору от ДД.ММ.ГГГГ документы должны быть выданы новому собственнику. При проверке выяснилось, что действует не контейнерная АЗС, а стационарная АЗС, разрешение на строительство которой в органах местного самоуправления не получено. Первоначально ответчиком должен быть утвержден проект строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получено положительное заключение государственной экспертизы. Но у Рахманкулова Ф.А. данные документы отсутствуют. Затем после строительства (реконструкции) согласно проекта должно быть получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта. У ответчика оно также отсутствует. Следующий этап- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработка и утверждение в установленном порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ответчик должен регулировать выбросы в атмосферу вредных веществ, для этого и необходима инвентаризация и проект нормативов, согласованный с Роспотребнадзором. Только после этого выдается разрешение на выброс. Соответственно также документы отсутствуют. Нарушены требования ст. 38 ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Установлено отсутствие контейнеров с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора и загрязненного нефтепродуктами песка. Это пожароопасно в случае пролива нефтепродуктов. Установлено также отсутствие ограждающих бортиков высотой 200 мм в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов, обнаружено подтекание топливно-раздаточной колонки для дизельного топлива ( ТРК), подтеки дизельного топлива на шланге и пистолете ТРК из –за негерметичности агрегатов, узлов и соединений. Представитель ответчиков ссылается на имеющееся в наличии разрешение от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию КАЗС на имя Г.. Но оно получено на имя прежнего владельца и на КАЗС. В настоящее время действует АЗС. Контейнерная заправочная станция характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Традиционная автозаправочная станция характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК). На фото, представленных ими в материалы дела, видно, что резервуары с топливом- подземные, ТРК не размещены в контейнере хранения топлива, выполненном как единое целое. Таким образом существует опасность причинения вреда ( ст. 1065 ГК РФ). Считает необоснованной ссылку представителя ответчика о том, что ИП Воропаева Е.А. привлечена к административной ответственности по результатам проверки, поэтому нельзя наказывать за одно и то же нарушение дважды. В иске указаны существенные нарушения природоохранного законодательства, которые ответчиками не устранены, да и не могут быть устранены быстро, поскольку требуют длительного времени (более 6 месяцев). Не все нарушения, указанные в справке к материалам проверки ИП Воропаевой Е.А., вошли в исковые требования. Часть из них (менее значительных нарушений)являлась предметом рассмотрения в порядке административного производства. Нарушения, указанные в иске, очевидны, просит удовлетворить иска прокурора в полном объеме.

Ответчики Рахманкулов Ф.А., ИП Воропаева Е.А. в судебное заседание не явились.

Представитель ответчиков- Путницев Е.К. ( доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал по следующим основаниям:

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 19 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Ст. 5 Закона РФ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

В свою очередь ст. 80 Закона РФ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Таким образом, правовыми актами РФ не закреплено применение последствий при нарушении природоохранного законодательства в виде запрета на эксплуатацию.

Вместе с тем, ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им,

оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Рахманкулов Ф.А., являясь собственником АЗС, передав в аренду имущественный комплекс, не несет ответственность за лицо, непосредственно осуществляющее хозяйственную деятельность и не является субъектом правового регулирования названного выше закона.

Полагает, что, передав во временное владение и пользование АЗС, собственник имущества не осуществляет какой-либо ее эксплуатации, а наложение запрета собственнику на владение, пользование и распоряжении имуществом, что включает в себя формулировка «эксплуатация» при нарушении природоохранного законодательства РФ третьим лицом невозможно в силу закона.

Считает, что ответчик Рахманкулов Ф.А. не допускал нарушение прав третьих лиц и является ненадлежащим ответчиком по делу.

Более того, истцом в исковом заявлении не указано правовых оснований, позволяющих заявить о запрете собственнику распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Более того, статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец указывает на ряд мелких правонарушений, совершенных третьим лицом, за которые ответчик Рахманкулов Ф.А. не может нести ответственность.

В рамках заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством подлежащим доказыванию является нарушение Рахманкуловым Ф.А. природоохранного законодательства. Поскольку в материалы дела истцом не представлено доказательств совершения Рахманкуловым Ф.А. каких-либо нарушений в сфере природопользования, ему не может быть наложен запрет на эксплуатацию АЗС, тем более, когда такой запрет не предусмотрен законодательством РФ.

Ответчик Воропаева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, в виде штрафа; по ст.8.2КоАП РФ ( несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) производство прекращено в связи с малозначительностью правонарушения Из этого следует, что нарушения устраняются, установлен срок устранения нарушений- до ДД.ММ.ГГГГ. ИП Воропаева Е.А. является работодателем, в случае удовлетворения требований прокурора работники будут лишены работы и соответственно заработной платы. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судом установлено, что Рахманкулов Ф.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:43:02 08 001:0001 площадью 1 156 кв.м. назначением - земли поселений по адресу:  и одноэтажной контейнерной автозаправочной станции, состоящей из  по адресу:  Основание- договоры от ДД.ММ.ГГГГ между Г.. и Рахманкуловым Ф.А. (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № и №).

Согласно заключению о приемке в эксплуатацию контейнерной автозаправочной станции в районе  от ДД.ММ.ГГГГ №, Орский комитет по охране окружающей природной среды согласовывает ввод КАЗС в эксплуатацию, так как строительство контейнерной автозаправочной станции выполнено в соответствии с проектом.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК). ("Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98*" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) (ред. от 23.05.2002))

На момент проверки, согласно акту осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу располагалась стационарная АЗС, оборудованная тремя топливораздаточными колонками ТРК для бензина А-80, бензина А-92 и дизельного топлива. Данный факт подтверждается также фотографиями, представленными истцом, из которых видно, что резервуары для хранения нефтепродуктов имеют подземное расположение и разнесены с топливораздаточными колонками (ТРК), то есть не выполнены как единое заводское изделие.

При этом проектная документация на строительство стационарной АЗС с заключением государственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства; разрешение на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции); инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; разработанный и утвержденный в установленном порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствовали на момент проверки, отсутствует и в настоящее время.

Ст.37 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования в области охраны окружающей среды, в соответствии с которой строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 38 Закона установлено, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Согласно договора аренды автозаправочной станции с земельным участком, находящимся в собственности арендодателя, видно, что между Рахманкуловым Ф.А. и ИП Воропаевой Е.А. заключен договор, согласно которому «Арендодатель» обязуется передать необходимую документацию на передаваемый объект, необходимый для его использования. ( п.2.1.2 Договора), « Арендатор» при обнаружении признаков аварийного состояния оборудования немедленно сообщать «Арендатору ( п.2.2.4).

Источники выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на действующей АЗС- резервуары для хранения нефтепродуктов при закачке в них топлива и ТРК при наливе в топливные баки автомобилей. Выбрасываемые вредные вещества: углеводороды предельные С1-С5 и С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Размещение, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по обеспечению экологической безопасности (ч.1 ст.34 указанного Федерального закона).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение ( ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Обязанность юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных(загрязняющих)веществ в атмосферный воздух, - обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ( ч. 1 ст.30 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В материалах дела имеется объяснение представителя ИП Воропаевой Е.А. К.., полученное в ходе проведения проверки, из которого следует, что ранее указанная АЗС принадлежала Г.., в ДД.ММ.ГГГГ разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, нормативы ПДВ, паспорта отходов, разрешение на выброс на указанные АЗС выдавалось ИП Г.., который являлся арендатором указанных АЗС до ИП Воропаевой Е.А. Имеется заключение на проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение, срок действия лимитов до ДД.ММ.ГГГГ. После получения указанных документов Г.. и Рахманкуловым Ф.А. реконструкция объектов не проводилась. В данный момент указанные документы согласно договора с ООО ... от ДД.ММ.ГГГГ оформляются на ИП Воропаеву Е.А. Договор на вывоз бытовых отходов со специализированной организацией не заключался, будет заключен до конца ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки к материалам проверки ИП Воропаевой Е.А., подготовленной ведущими специалистами Орского отдела экологического контроля В.. и Г.., на момент проверки инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не проведена, нормативы предельно допустимых выбросов не разработаны, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем нарушены требования ст. ст. 22, 30, 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

В процессе деятельности АЗС по реализации моторного и прочего топлива образуются следующие отходы: смет с территории, образующийся в результате уборки территории; песок, загрязненный бензином (образуется в результате ликвидации проливов бензина при заправке автомобилей);мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный); обтирочный материал, загрязненный маслами, образующийся в результате ремонта оборудования АЗС; отходы от бумаги от канцелярской деятельности. Названные отходы складируются в металлическом контейнере, установленном на территории АЗС.

На момент проверки контейнер заполнен на 1/6 от общего объема, в контейнере имеются следы горения отходов. Контейнер установлен на почве и не имеет плотно закрывающейся крышки, чем нарушены требования п. 19.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39-2-080-01 (в ред. изменений и дополнений, утв. Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003г № 226). Данный факт подтверждается актом осмотра местности (объекта) от 21.09.2010года.

Из протокола осмотра указанной выше АЗС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в месте соединения раздаточного пистолета и шланга на топливно-раздаточной колонке дизельного топлива имеется утечка дизельного топлива, вызванная негерметичностью соединения. У основания данного ТРК- пролив размером 15х30 см, по шлангу ТРК дизельное топливо ( далее ДТ) стекает на асфальт. Топливо- ТД, бензин марок А-80, А-92 хранится в трех резервуарах, топливо доставляется бензовозом. 4 резервуара находящиеся на территории и являются недействующими. Нет контейнеров с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора и загрязненного нефтепродуктами песка; в контейнере на момент проверки имеются следы горения; отсутствуют ограждающие бортики высотой 200 мм в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов чем нарушены требования п. 6.12 РД 153-39-2-080-01.

Требования указанных правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС. АЗС эксплуатируются на основании требований Правил и нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, экологической и санитарной безопасности и иных документов, принятых в соответствии с законодательством РФ.

Суд полагает, что при реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации АЗС по  ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (в действующей редакции).

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан -неотъемлемые нематериальные блага.

Эксплуатация АЗС без соблюдения требований природоохранного законодательства и Правил технической эксплуатации автозаправочных станций создает препятствия праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде и здоровью граждан.

Доводы представителя ответчика о том, что Рахманкулов Ф.А. является собственником АЗС на основании регистрации права собственности и имеет все разрешительные документы для эксплуатации АЗС, суд считает необоснованными, поскольку из представленных документов следует, что ответчик является собственником КАЗС с разрешительными документами. Из договора аренды следует, что ответчик должен был передать ИП Воропаевой Е.А. документацию на передаваемый объект, необходимую для его использования.

Ссылка представителя ответчика на привлечение Воропаевой Е.А. к административной ответственности за указанные нарушения по  прекращение административного дела по  в связи с малозначительностью правонарушений, не служит доказательством отсутствия незаконной деятельности ответчика ИП Воропаевой Е.А., а лишь подтверждает ее.

В силу ст.56ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Стороной ответчика не представлено суду доказательств наличия утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта АЗС после строительства (реконструкции); инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; наличия контейнеров с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора и загрязненного нефтепродуктами песка; ограждающих бортиков высотой 200 мм в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов, а также отсутствия подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений в ТРК.

При указанных обстоятельствах суд полагает требования истца в защиту общественных интересов о запрещении деятельности АЗС до устранения перечисленных нарушений законодательства правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рахманкулову Ф.А., ИП Воропаевой Е.А. о запрещении деятельности автозаправочной станции, осуществляемой с нарушениями законодательства, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Рахманкулова Ф.А. и индивидуального предпринимателя Воропаевой Е.А. по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу:  в отсутствие:

- утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы;

- разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции);

- инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- контейнеров с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора и загрязненного нефтепродуктами песка;

- ограждающих бортиков высотой 200 мм в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов.

А также деятельность по эксплуатации топливораздаточных колонок (ТРК) при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений.

Запретить (прекратить) Рахманкулову Ф.А. и индивидуальному предпринимателю Воропаевой Е.А. деятельность по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу:  в отсутствие:

-утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы;

- разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции);

- инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- контейнеров с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора и загрязненного нефтепродуктами песка;

- ограждающих бортиков высотой 200 мм в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов.

А также деятельность по эксплуатации топливораздаточных колонок (ТРК) при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме- 24.01.2011 года

Судья: Гук Н.А.