ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295/15ГОДА от 01.09.2015 Севского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-295/2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«01» сентября 2015 года г. Севск

Севский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Павлютенковой М.А.

при секретаре Яковлевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к комитету по управлению муниципальным имуществом Севского муниципального района о понуждении к заключению договора купли-продажи,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию Севское городское поселение Севского района Брянской области о понуждении к заключению договора купли-продажи, ссылаясь на то, что в ДАТА года Севской городской администрацией было объявлено о проведении открытого аукциона по продаже имущества муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Извещение о проведении аукциона было размещено ДАТА на официальном сайте Севской городской администрации и официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. Имущество, которое было выставлено на торги, состояло из: лот - нежилое помещение, площадью <...> кв. м, расположенное по <адрес>, второй этаж, помещение , начальная цена - <...> рублей; лот - нежилое помещение, площадью <...> кв. м, расположенное по <адрес>, второй этаж, помещение , начальная цена - <...> рублей; лот - нежилое помещение, площадью <...> кв. м, расположенное по <адрес>, второй этаж, помещение , начальная цена – <...> рубль. Ими были поданы заявки на участие в открытом аукционе на указанное имущество, при этом на Лот претендовала ФИО3; на Лот - ФИО2; на Лот - ФИО1 При этом ими по реквизитам, предоставленным администрацией, были оплачены по <...> от начальной стоимости соответствующего лота в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.

По итогам рассмотрения заявок, ДАТА, на основании ст. 18 Федерального закона № 178- ФЗ от 21.12.2001 года, аукцион по каждому из лотов был признан не состоявшимся в связи с тем, что в отношении каждого лота было подано по одной заявке. При этом им разъяснено, что они признаются участниками аукциона, таким образом, им будут переданы помещения в собственность. Согласно протоколам от ДАТА, им как участникам аукциона, в течении 3-х дней с момента его подписания должен был быть передан проект договора купли-продажи недвижимого имущества по начальной цене лота. В соответствии с п. 3.5 документации на проведение открытого аукциона, утвержденных ДАТА И.о главы Севской городской администрации, в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавших заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, обязан передать такому участнику аукциона проект договора, прилагаемого к документации об аукционе, по начальной цене контракта (цене лота). Такой участник аукциона не вправе отказаться от заключения муниципального контракта. Администрацией им были предоставлены квитанции с указанием счета, на который они перечислили остаток стоимости за объекты недвижимости. Так, квитанцией от ДАТА ФИО2 на счет Севского городского поселения перечислено <...> рублей в счет полной оплаты за имущество; ДАТА ФИО3 также перечислено <...> рублей и ДАТА ФИО1 перечислено <...> рублей. Однако, по истечению срока, указанного в протоколах от ДАТА, по подготовке договоров купли-продажи соответствующих помещений, администрация данных обязательств не исполнила. Не исполнены они и до настоящего времени.

В соответствии со ст. 447 ГК РФ и Федерального закона № 178-ФЗ, договор если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно ст. ст. 447, 448 ГК РФ, для организаторов торгов заключение договора с победителем торгов является обязательным.

При обращении, к ответчику с требованием о заключении договоров купли-продажи, ими получен ответ, что результаты торгов, считаются недействительными, так как, имущество не может быть передано в собственность единственному участнику торгов, в связи с чем, заключить договора купли-продажи имущества невозможно.

Денежные средства, уплаченные ими в полном объеме, за спорные нежилые помещения, были зачислены в соответствующий бюджет, и им не возвращены. С момента объявления о признании их единственными участниками торгов и до настоящего времени, они фактически пользуются спорными помещениями, ими за этот период, произведены ремонтные работы соответствующих комнат, установлены пластиковые окна, заменены двери. Считают, что с их стороны все обязательства по достигнутым между ними и ответчиком соглашениям о купле-продаже нежилых помещений выполнены в полном объеме, стоимость имущества оплачена в полном объеме. Однако, своих обязательств о заключении договоров купли-продажи, ответчик не исполнил.

Довод ответчика, о признании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе и признание их участниками аукциона, недействительными, считают не состоятельным, так как на основании ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Однако результаты торгов заинтересованными лицами не оспаривались, решения о признании недействительными торгов не имеется (аналогичная позиция отражена в решении Арбитражного суда Свердловской области от ДАТА по делу Более того, имеющие место нарушения при проведении торгов не повлекли за собой нарушения прав иных заинтересованных лиц, таким образом, не могут служить основанием для не исполнения обязательств администрации по заключению договоров купли-продажи.

С учетом уточненных исковых требований просят обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Севского муниципального района заключить договора купли-продажи с ФИО3 на нежилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по <адрес>, второй этаж, помещение по техническому паспорту здания, кадастровый номер помещения , с ФИО2 на нежилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по <адрес>, второй этаж, помещение по техническому паспорту здания, кадастровый номер помещения , ФИО1 на нежилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по <адрес>, второй этаж, помещение по техническому паспорту здания, кадастровый номер помещения на условиях приватизации муниципального имущества.

Представитель истцов Галушка Ю.Г., допущенная в судебное заседание в качестве представителя по ходатайству истцов, поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что документация об аукционе, разработанная Севской городской администрацией, никем не оспаривалась, в ней предусмотрено заключение проекта договора купли-продажи с единственным участником несостоявшихся торгов, в связи с чем свои обязательства по оплате нежилых помещений истцы выполнили. Севская городская администрация убедила их в том, что договоры будут заключены.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что со стороны истцов все, что необходимо и требовалось по закону для заключения договоров купли-продажи помещений, было сделано. Просит суд удовлетворить исковые требования

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, обосновав тем, что после проведения аукциона и признания его несостоявшимся, и.о. главы Севской городской администрации ФИО4 поздравила их с победой в торгах, передала ключи от помещений, указав номер счета для оплаты полной их стоимости. Просит обязать заключить комитет по управлению муниципальным имуществом Севского муниципального района договоры купли-продажи нежилых помещений.

Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Севского муниципального района ФИО5 (по доверенности) в судебном заседании разрешение вопроса об обоснованности заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав документальные данные, представленные в деле, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В ст. 2 вышеназванного Федерального закона закреплены основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками аукциона. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета. Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. В течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества (статьи 13, 18 Федерального закона № 178-ФЗ).

П.1 ст.23 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

Статьями 447, 448 ГК РФ регламентирован порядок заключения договора на торгах.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшем торги.

П.5 ст. 447 ГК РФ установлено, что торги, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Статься 445 ГК РФ устанавливает порядок заключения договора в обязательном порядке.

В силу абз.1 п.4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, предметом доказывания по заявленному истцами требованию является факт обязательности заключения договора для ответчика и факт уклонения его от заключения договора.

Соглашением от ДАТА, заключенным между Севской городской администрацией муниципального образования «Севское городское поселение» и администрацией Севского муниципального района во исполнение решения Севского городского Совета народных депутатов от ДАТА года «О поддержании инициативы о возложении исполнения полномочий Севской городской администрации муниципального образования «Севское городское поселение» на администрацию Севского муниципального района муниципального образования «Севский муниципальный район» передано исполнение полномочий по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, Брянской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления от муниципального образования «Севское городское поселение» к муниципальному образованию Севский муниципальный район (л.д. 66-75).

ДАТА и.о. главы Севской городской администрации ФИО4 утверждена документация на проведение открытого аукциона по продаже муниципального имущества (л.д.12-34).

Как установлено судом на сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов и официальном сайте Севской городской администрации ДАТА было размещено извещение о проведении аукциона по продаже муниципального имущества.

Объектами договоров купли-продажи являлись: лот - помещение в двухэтажном кирпичном здании на втором этаже с общей площадью <...> кв.м. по <адрес>; лот - помещение в двухэтажном кирпичном здании на втором этаже с общей площадью <...> кв.м. по <адрес>; помещение в двухэтажном кирпичном здании на втором этаже с общей площадью <...> кв.м. по <адрес>

Как следует из протоколов заседания конкурсной комиссии от ДАТА на момент окончания срока подачи заявок для участия в аукционе были поданы и приняты к рассмотрению по одной заявке по каждому из заявленных в аукционе лотов. Аукционная комиссия приняла решение: признать аукцион несостоявшимся. Участником аукциона, подавшем одну заявку по лоту , признана ФИО1, участником аукциона, подавшем одну заявку по лоту , - ФИО3, участником, подавшем одну заявку по лоту , - ФИО2 (л.д. 29-34).

П. 8 указанных протоколов установлена необходимость передать участникам аукциона в течение трех дней после подписания протокола проект договора по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота).

Исковые требования истцов мотивированы тем, что с их стороны все обязательства по достигнутым между ними и ответчиком соглашениям о купле-продаже нежилых помещений выполнены в полном объеме, стоимость имущества оплачена в полном объеме (л.д.35-38). Ответчик своих обязательств по заключению договоров купли-продажи не исполнил.

Однако как усматривается из материалов дела, буквальное толкование положений документации на проведение открытого аукциона ставит заключение указанных договоров в зависимость от победы в аукционе по продаже недвижимого муниципального имущества.

Согласно п.п. 5.2, 5.4 вышеназванной документации в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

Договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения договора с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене договора, по цене, предложенной таким участником.

Вместе с тем п. 3.5 документации на проведение открытого аукциона установлено, что в случае если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, обязан передать такому участнику аукциона проект договора, прилагаемого к документации об аукционе. При этом договор заключается на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Однако вышеуказанный п. 3.5 документации на проведение открытого аукциона не может являться основанием заключения договора купли- продажи на основании следующего.

В соответствии со ст. 447 ГК РФ организатор торгов вправе установить любые правила проведения торгов на принадлежащее ему имущество. Единственное, чем ограничен организатор торгов – это сроки проведения торгов и необходимость исполнения требований документации о проведении торгов. В то же время ГК РФ в настоящее время не предусматривает возможности заключения договора купли-продажи муниципального имущества с единственным участником торгов.

Поскольку в случае признания торгов несостоявшимися победитель таких торгов не определяется, то заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов противоречит требованию ч.1 ст. 447 ГК РФ в силу того, что такой участник не является лицом, выигравшим торги, то есть лицом, получившим право на заключение договора, являвшегося предметом этих торгов.

Из изложенного следует, что заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов не соответствует требованиям гражданского законодательства, а также противоречит существу самих торгов.

Таким образом, в указанной ситуации у ответчика не возникло обязательства на заключение договоров купли-продажи недвижимых помещений с истцами.

Кроме того, в силу прямого требования закона - ч.1 ст. 23 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения о продаже, чего ответчиком сделано не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о понуждении ответчика к заключению договоров купли-продажи, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к комитету по управлению муниципальным имуществом Севского муниципального района о понуждении к заключению договора купли-продажи отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий: М.А. Павлютенкова