Дело № 2-295/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 16 августа 2018 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: судьи Ивановой А.А., при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.С., с участием истца – ФИО1, представителя администрации МР «Могочинский район» - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МР «Могочинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании недоначисленной суммы денежного пособия на содержание несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой,
установил:
ФИО1 обратилась с указанным выше иском мотивировав его следующим.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ является опекуном несовершеннолетнего ФИО4 С указанной даты по настоящее время ей выплачивается ежемесячное пособие на опекаемого ребенка, размер которого ниже прожиточного минимума, установленного <адрес>.
В этой связи, истец просит суд взыскать с ответчиков недоначисленную сумму пособия, выплачиваемого на детей находящихся под опекой, за период с января 2015 г. по март 2018 г. в общем размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В судебном заседании истец просила суд удовлетворить свои исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации МР «<адрес>» - ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, указав, что ФИО1 пособие на ФИО4 в спорный период выплачивалось в размере установленном Законом Забайкальского края «О детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».
В судебное заседания не явился представитель Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> – ФИО6, представил отзыв согласно которого он требования истца не признает, поскольку ежемесячные денежные выплаты ФИО1 на содержание несовершеннолетнего ФИО4 осуществлялись в размерах установленных <адрес> «О детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» с начислением районных коэффициентов, установленных в <адрес> и проиндексированных в соответствии с законами <адрес> о бюджете <адрес> на очередной финансовый год.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом приоритетной формой устройства детей-сирот в Российской Федерации признано семейное устройство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
До 1 января 2005 года выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.
После издания Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения - с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года №49-ФЗ, согласно которого дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, вышеназванными Федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных средств выплату денежных средств в порядке и размере, которые установлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот не будет уменьшен.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Законодательным Собранием Забайкальского края 16 декабря 2009 года был принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которым в 2015 г.
Согласно ст. 2 указанного закона в период с 2015 по 2018 г. размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях составляет <данные изъяты> рублей на содержание детей дошкольного возраста и <данные изъяты> рублей на содержание детей школьного возраста.
Размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях увеличивается на районный коэффициент, действующий на территории Забайкальского края в соответствии с федеральным законодательством.
Из исследованных в судебном заседании справок администрации МР «Могочинский район», выписки из лицевого счета ФИО1 следует, что за 2015, 2016 и 2017 г. ей выплачивалось ежемесячное денежное пособие на содержание ФИО4, опекуном которого является истец в размерах установленных Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» с учетом районного коэффициента и индексации. Проводимой в январе и декабре 2016 г.
Принимая во внимание, что установление размера денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), осуществлено законодательным органом Забайкальского края в пределах предоставленных ему полномочий, а истцу ежемесячно выплачивалось пособие на содержание опекаемого ребенка в размерах установленных ст. 2 названного выше закона суд не усматривает оснований для удовлетворения искового заявления ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2018 г.