74RS0014-01-2020-000279-32
Дело № 2-295/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхний Уфалей 28 мая 2020 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шубаковой Е.С.
при секретаре Емельяновой А.Е,
с участием помощника прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по постановке на государственный регистрационный учет бесхозяйного имущества
У С Т А Н О В И Л :
Исполняющий обязанности прокурора г. Верхнего Уфалея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по постановке на государственный регистрационный учет бесхозяйного имущества – трансформаторной подстанции ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратуру электрическую (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратуру электрическую (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область, по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что в ходе осуществления надзора выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что на территории Верхнеуфалейского городского округа имеется – трансформаторная подстанция ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область
Согласно перечню бесхозяйных объектов электросетевого имущества на территории Верхнеуфалейского городского округа, выписке из реестра муниципальной собственности Верхнеуфалейского городского округа трансформаторная подстанция ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область не является собственностью Верхнеуфалейского городского округа.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на указанный объект не зарегистрированы.
Линии электропередачи являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Однако Администрацией Верхнеуфалейского городского округа трансформаторная подстанция ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область на учет не поставлена, регистрация права собственности не произведена, собственник объектов не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, что является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Прокуратурой города по вышеуказанному факту главе Верхнеуфалейского городского округа 26.11.2019 года вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхнего Уфалея ФИО1 исковые требования поддержал полностью.
Ответчик – Администрация Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в письменном отзыве просили о рассмотрении дела без участия своего представителя, исковые требования признали, суду доверяют. Постановка на кадастровый учет вышеуказанных объектов не была произведена ввиду отсутствия финансирования.
Третье лицо – ОАО «МРСК-Урала», в письменном отзыве просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Возражений по заявленным требованиям не представили.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Право собственности на данный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899), регулирующее вопросы принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно пункту 5 приказа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа отнесена организация в границах округа электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения (ст. 50 указанного закона).
Следовательно, само по себе электроснабжение не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно- посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.
Таким образом, линии электропередачи являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом установлено, что в ноябре 2019 года прокуратурой г. Верхнего Уфалея в ходе осуществления надзора выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что на территории Верхнеуфалейского городского округа имеется трансформаторная подстанция ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область
Согласно перечню бесхозяйных объектов электросетевого имущества на территории Верхнеуфалейского городского округа, выписке из реестра муниципальной собственности Верхнеуфалейского городского округа трансформаторная подстанция ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область не является собственностью Верхнеуфалейского городского округа.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на указанный объект не зарегистрированы.
Линии электропередачи являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Однако Администрацией Верхнеуфалейского городского округа трансформаторная подстанция ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратура электрическая (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область на учет не поставлена, регистрация права собственности не произведена, собственник объектов не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, что является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Прокуратурой города по вышеуказанному факту главе Верхнеуфалейского городского округа 26.11.2019 года вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.
Ответчик в письменном отзыве указал, что в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, для осуществления процедуры постановки на учет бесхозяйного имущества необходимо осуществить постановку на государственный кадастровый учет данного объекта. Постановка на кадастровый учет вышеуказанных объектов не была произведена ввиду отсутствия финансирования.
Таким образом, в судебном заседании установлено непринятие Администрацией Верхнеуфалейского городского округа мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества линии электропередачи, надлежащему оформлению права муниципальной собственности, уклонение от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.
Исковое заявление прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по принятию предусмотренных законом мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества – трансформаторной подстанции ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратуру электрическую (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратуру электрическую (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить для устранения указанных нарушений срок - по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, представитель ответчика не возражает против установления такого срока, который является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества – трансформаторной подстанции ТП-6-10/0,4 кВ. Здание капитального типа ТП-28 (трансформаторная подстанция ТП-28), трансформатор силовой ТМ -1000 кВА ТП -28 (трансформатор ТМ 1000/10), аппаратуру электрическую (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки КСО), аппаратуру электрическую (более 1000 В) ТП – 28 (РУ-0,4 кВ-ячейки ЩО-70) по адресу: ул. Ленина, 139г, г. В.Уфалей, Челябинская область по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шубакова
Решение принято в окончательной форме 02 июня 2020 года.
Судья: Е.С. Шубакова