ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295/2014 от 23.01.2014 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

 Дело № 2-295\2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 января 2014 года

 Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

 Председательствующего Изоховой Е.В.,

 При секретаре Сафоновой А.Э.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира о признании отказа в согласовании переустройства жилого помещения незаконным, обязании, согласовать переустройство жилого помещения,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились с иском к Управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира о признании отказа в согласовании переустройства жилого помещения - <...> незаконным, обязании, согласовать переустройство жилого помещения с выдачей решения о согласовании.

 В обоснование требований указано, что <...>, состоящего из двух симметричных блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Помещения кухонь оборудованы встроенными в несущие кирпичные стены обособленными для каждой квартиры вентиляционным каналом и дымоходом, поскольку первоначальным проектом было предусмотрено использование отопительно-варочных печей на твердом топливе. Горячее водоснабжение (далее ГВС) дома не предусмотрено, централизованные наружные и внутренние тепловые сети ГВС отсутствуют как таковые. Согласно техническому паспорту на домовладение при газификации дом был оборудован поквартирным теплоснабжением в части ГВС с использованием в качестве теплогенераторов газовых проточных водонагревателей (газовых колонок). Органами местного самоуправления дом идентифицируется как дом со всеми видами благоустройства, включая централизованное теплоснабжение (отопление и ГВС). С целью повышения уровня благоустройства и комфортности проживания, а также безопасности эксплуатации инженерного оборудования заявителями ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов (далее УАСиЗР) как орган, осуществляющий согласование перепланировки и (или) переустройство жилого помещения, были представлены на согласование заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### и документы, перечисленные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Переустройство состоит в замене газового проточного водонагревателя (газовой колонки) на газовый теплогенератор (котел) меньшей мощности. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных ч. 2 настоящей статьи. Однако, письмом ### от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче решения о согласовании переустройства было отказано по надуманным причинам. Считают, что в решении об отказе ссылка на Приказ Минрегиона РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ не состоятельна. Данный приказ устанавливает перечень работ, на которые требуется свидетельство о допуске к таким видам работ, выданные СРО (саморегулируемой организацией в строительстве), но не определяет какие виды работ относятся либо к строительству, либо к реконструкции, либо к капитальному ремонту. Более того, согласно п.2 указанного приказа данный перечень не распространяется на жилой дом, в котором находится квартира заявителей. Предусмотренная представленной проектной документацией замена газового оборудования является переустройством, что доказано в судебном заседании по гражданскому делу ###. Часть квартир дома ранее перешли на поквартирное теплоснабжение, что отражено в «Схеме теплоснабжения муниципального образования город Владимир». Основания для отказа по п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ (несоответствие проекта требованиям законодательства) не находят своего подтверждения. На основании изложенного просят удовлетворить заявленные требования, а также взыскать с УАСиЗР в пользу заявителей судебные расходы в размере госпошлины и оплаты услуг представителя из расчета ### за каждое судебное заседание.

 В судебном заседании ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 отсутствовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

 ФИО1, а также ее представитель ФИО6 в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица УАСиЗР ФИО7 (по доверенности) просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованными. В письменных и устных пояснениях указал, что обжалуемый отказ в выдаче решения о согласовании переустройства жилого помещения вынесено в пределах полномочий, предоставленных УАСиЗР Положением, утв. Решением Совета народных депутатов г. Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ., с соблюдением оснований к отказу, предусмотренных административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах на территории муниципального образования г. Владимир, утв. Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ### (п.п. 2.6.1,2.8 ), принято с соблюдением процедуры принятия, а именно после рассмотрения заявления на заседании комиссии по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ.), состав которой определен постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ###, в соответствии с п. 3.3.4 указанного административного регламента, в установленный срок, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, а именно, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ### (п.15), ЖК РФ ( п.3ч.1 ст.27 ). В нарушение ст.40 ч.2 ЖК РФ, ст. 51 ч.7 п.6 ГрК РФ, Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ###, заявителями на момент подачи заявления о согласовании переустройства не было получено согласие всех собственников многоквартирного жилого дома. Проектной документацией, представленной заявителями в УАСиЗР, предусмотрено устройство вытяжки монтируемого газового котла в несущей стене жилого дома и отключение спорной квартиры от внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома. В силу ч. 3 ст.49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация, которая затрагивает безопасность объектов капитального строительства подлежит экспертизе. В нарушение п.п. «т» п. 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в представленном проекте отсутствует заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и с соблюдением технических условий. Техническая документация «Газификация жилого дома» представлена не в полном объеме и не содержит сведений раздела 5 «сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно- технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». Требования к проекту, определенные в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ### «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» (п.9), не соблюдены. Таким образом, представленная проектная документация не отвечает требованиям действующего законодательства. Кроме того, суд не вправе обязать заинтересованное лицо согласовать переустройство спорного помещения.

 Представитель третьего лица ТСЖ «Воля» в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что квартира истцов находится на <...>, состоящего из двух симметричных блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Помещения кухонь оборудованы встроенными во внутренние несущие кирпичные стены обособленными для каждой квартиры вентиляционным каналом и дымоходом, не входящими в состав общего имущества. Горячее водоснабжение (далее ГВС) дома предусмотрено, централизованные наружные и внутренние тепловые сети ГВС отсутствуют как таковые. Согласно техническому паспорту на домовладение при газификации дом был оборудован поквартирным теплоснабжением в части ГВС с использованием в качестве теплогенераторов газовых проточных водонагревателей (газовых колонок). Общедомовая система отопления однотрубная закрытая, зависимая, с верхней раздачей теплоносителя по стоякам, снабжена общедомовым прибором учета (далее ОДНУ) тепловой энергии. Квартирные отопительные приборы (радиаторы отопления) в соответствии с требованиями законодательства о энергосбережении и энергоэффективности снабжены запорной и запорно-регулирующей арматурой, расположенной на ответвлениях от стояков, и не входят в состав общего имущества. Переход квартир на поквартирное теплоснабжение (отопление и ГВС) приводит к снижению нагрузки на общедомовую систему отопления и издержек по содержанию последней, повышению надежности её эксплуатации и устойчивости теплоснабжения всего дома. Расчет за тепловую энергию с теплоснабжающей организацией производится по показаниям ОДПУ в соответствии с Приложением 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ Согласие остальных собственников на замену газовой колонки котлом и отключение от общедомовой системы отопления любым желающим получено и оформлено Протоколом ### от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом обустройство поквартирного теплоснабжения с установкой газовых теплогенераторов (котлов), не запрещенных законодательством РФ в сфере теплоснабжения, и с отключением от общедомовой системы отопления не только не нарушает прав других лиц, прежде всего, жителей данного дома, но и обеспечивает последним более благоприятные условия пользования жильем с приобретением при этом экономической выгоды.

 Выслушав позиции участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).

 Вместе с тем, по смыслу статей 3, 4 ГПК РФ заявитель самостоятельно в собственном интересе определяет предмет своего обращения в суд и его основания.

 Из искового заявления усматривается, что заявленные требования содержат публично-правовой характер, так как материально-правовые требования не заявлялись, и предметом оспаривания явился отказ УАСиЗР в согласовании переустройства жилого помещения.

 Следовательно, обращаясь в суд, заявители оспаривают решение, принятое органом местного самоуправления, реализуя свои права в установленном законом порядке, обязательном для участников возникшего правоотношения.

 Таким образом, заявленные требования рассматриваются судом в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

 Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Установлено, что заявителями, как собственниками жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов было представлено на согласование заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

 По результатам рассмотрения принято мотивированное решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, по адресу: <...>, со ссылкой на п.3 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ (ответ УАСиЗР от ДД.ММ.ГГГГ ###

 В обоснование отказа в согласовании переустройства указано в том числе, что предусмотренные проектом виды работ по изменению объектов капитального строительства – многоквартирного дома не могут быть осуществлены в рамках переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и требуют получения разрешения по строительству (реконструкции). Порядок оформления разрешительных документов на реконструкцию регламентирован ст. ст. 44, 51 ГрК РФ. Предоставленная проектная документация не отвечает требованиям действующего законодательства.

 Из представленной технической документации по газификации жилого дома по адресу <...> усматривается, что согласно техническим условиям по присоединению к внутридомовому газопроводу газового оборудования – котла (взамен проточного водонагревателя) заказчику необходимо произвести экспертизу проекта, а также согласовать проект газификации в комплексе с отопительной и водопроводной системой с органом местного самоуправления – УАСиЗР <...>.

 Согласно ч.2 ст.26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет в т.ч. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

 Согласно ст.14 п.15 ФЗ № 190-ФЗ « О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

 Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения согласно п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ допускается в случае в т.ч. несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

 Согласно п. 2.6.1 Административного регламента, утв. Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ### для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения заявитель в УАСиЗР предоставляет, в том числе, 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

 Согласно п. 2.8 Административного регламента, утв. Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. ### отказ в предоставлении Муниципальной услуги осуществляется в т.ч. в связи с отсутствием одного или нескольких документов, указанных в п. 2.6.1 Регламента; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

 Пунктом 9 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утв. Постановлением Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ. определено, что проектная документация должна состоять из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены п.п. 10-32 Положения, в том числе, раздела 5 « Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

 Установлено, что представленные в УАСиЗР г. Владимира техническая документация «Газификация жилого дома» и проектная документация «Техническое перевооружение (переустройство) <...>. Раздел 5. «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» не отвечает следующим требованиям законодательства.

 Комплектация проектной документации не соответствует п. 4.1.4. ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

 Отсутствует заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с техническими регламентами, в т.ч. устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации здания, в соответствии с п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ###

 Кроме того, отсутствует план сетей водоснабжения, принципиальная схема систем отопления (в т.ч. гидравлический расчет системы отопления, теплотехнический расчет ограждающих конструкций квартиры и жилого дома после отключения нагревательных приборов) и вентиляции, в соответствии с п. 15 раздела 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ###. При этом, как указано выше, согласно техническим условиям на присоединение к внутридомовому газопроводу определено, что проект газификации подлежит согласованию с УАСиЗР в комплексе с отопительной и водопроводной системой, что отражения в представленной технической документации не нашло.

 Также отсутствует свидетельство о допуске к таким видам работ, выданное саморегулироемой организацией, на основании п. 4 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ###.

 Таким образом, поскольку техническая и проектная документация не отвечает требованиям нормативно-правового акта - Постановления Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ., решение об отказе, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ###, принято без нарушения процедуры и сроков его принятия, органом, имеющим полномочие на его принятие, то УАСиЗР правомерно отказано заявителям в согласовании переустройства названного жилого помещения в соответствии с п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ.

 При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.

 Председательствующий судья Е.В. Изохова

 Мотивированное решение изготовлено 27.01.2014г.

 Председательствующий судья Е.В. Изохова