ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295/2015 от 10.06.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-295/2015

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 10 июня 2015 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Кропотовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУЗ ЯО «Тутаевская центральная районная больница» на постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года и решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская центральная районная больница»,

установила:

Заместителем главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ») вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объекте ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» по адресу: <адрес>, и его структурных подразделений: ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» поликлиника-2 по адресу: <адрес>, ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» поликлиника-2 отделение скорой медицинской помощи по адресу: <адрес>, ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» поликлиника-2 дневной стационар терапевтическое отделение по адресу: <адрес>, на основании распоряжения главного государственного инспектора Тутаевского района Ярославской области по пожарному надзору ФИО1от ДД.ММ.ГГГГ года, проведена плановая выездная проверка выполнения обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.12г. № 390), Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. №315, Норм пожарной безопасности (НПБ 104-03) «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003г. № 323, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденных постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года № 18-7, а именно:

Поликлиника-2 <адрес>:

дверь на чердак выполнена с пределом огнестойкости менее нормативного Е1 – 30, что является нарушением ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 8.4 СНиП 21-01-97*.

Поликлиника -2 отделение скорой медицинской помощи <адрес>:

электросветильники в помещении общих коридоров, котельной не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушен п. 42 Правил противопожарного режима в РФ;

в помещении котельной и общих коридорах первого этажа нарушен защитный слой штукатурки, чем нарушен п. 21 Правил противопожарного режима в РФ;

дверь на чердак выполнена с пределом огнестойкости менее нормативного ЕI- 30, что является нарушением ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ, п. 8.4 СНиП 21-01-97*;

не предоставлен сертификат пожарной безопасности на отделку стен на путях эвакуации первого и второго этажей, чем нарушена ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 6.25 СНиП 21-01-97*;

- план эвакуации людей в случае пожара не соответствует предъявляемым требованиям, в части отсутствия фотолюминесцентных материалов, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, чем нарушены п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п.6.1.4., п.6.2.6. ГОСТ Р 12.4.026-2001, п.6.2.3., п.6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-200;

Стационар <адрес>:

-пожарные гидранты №№ 89,135 на территории Тутаевской ЦРБ находятся в неисправном состоянии, что является нарушением п. 55 Правил противопожарного режима в РФ;

Поликлиника-2 <адрес>:

-на втором этаже па путях эвакуации отсутствуют двери эвакуационных выходов поэтажных коридоров, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, чем нарушен п. 23 Правила противопожарного режима;

- помещения здания детской поликлиники не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушена ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ, п. 9 НПБ 110-03;

- помещения детской поликлиники не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 11 НПБ 110-03;

- приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания людей, чем нарушен п. 61 Правил противопожарного режима, ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 12.48 НПБ 88-2001;

Поликлиника-2 отделение скорой медицинской помощи <адрес>

помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ, п. 9 НПБ 110-03;

помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушена ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ, п. 11 НПБ 104-03;

Поликлиника-2 дневной стационар терапевтическое отделение <адрес>:

- лестница 3-го типа со второго этажа располагается менее одного метра от оконного проема, чем нарушена ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 6.30* СНиП 21-01-97*.

Стационар <адрес>:

не все стены на путях эвакуации в общих коридорах и холлах здания окрашены негорючими красками (1-й этаж: акушерское отделение №1, акушерское отделение № 2, приемное отделение; 2-й этаж: дневной стационар, отделение кардиологии, детское отделение; 3-й этаж: отделение терапии, отделение гинекологии, отделение функциональной диагностики; 4-й этаж: физиотерапевтическое отделение, отделение неврологии, хирургическое отделение; 5-й этаж: отделение реанимации, хирургическое отделение, рентген отделение; общие холлы со 2-го по 5-й этажи, что является нарушением ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 6.25* СНиП 21-01-97*.

Поликлиника <адрес>:

на всех дверях, отделяющих лестничные клетки, отсутствуют уплотнения в притворах, чем нарушены ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 6.18* СНиП 21-01-97*;

все стены на путях эвакуации в общих коридорах здания окрашены горючими красками со 2-ого по 5-й этажи, чем нарушены ст. 2 ФЗ №69-ФЗ, п. 6.25*СНиП 21-01-97*;

Инфекционное отделение <адрес>:

- помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ, п. 9 НПБ 110-03;

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре что является нарушением ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ, п. 11 НПБ 104-03.

Решением судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года оставлено без изменения, а жалоба ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» – без удовлетворения.

В Ярославский областной суд поступила жалоба ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» на указанные выше акты, в которой ставится вопрос об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года и решения судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года. Жалоба обоснована тем, что ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется путем предоставления бюджетных ассигнований. Для устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности необходимо <данные изъяты> рублей. ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» указанных средств не имеет, необходимого финансирования для устранения выявленных нарушений не получает. Вины ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» в невыполнении обязательных требований пожарной безопасности нет, а, значит, отсутствует состав административного правонарушения.

Заслушав защитника ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года и решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» подлежат изменению в части назначенного административного наказания.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Объектом данного административного правонарушения выступает совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

Признавая постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года законным, судья пришел к выводу, что указанные в постановлении нарушения свидетельствуют о наличии в действия ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» противоправного деяния, квалифицируемого по части 1 и части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» подтверждены в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, актами проверки ДД.ММ.ГГГГ, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Протоколы об административном правонарушении составлены надлежащим должностным лицом и соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Порядок и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.

То обстоятельство, что ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» является бюджетным учреждением, необходимого финансирования для устранения выявленных нарушений не получает, об отсутствии вины не свидетельствует и основанием для освобождения от административного наказания не является.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» в лице своих уполномоченных лиц наличие нарушений обязательных требований пожарной безопасности не отрицает, вину за допущенные нарушения связывает с недостатком финансирования, предпринимает меры для устранения допущенных нарушений: заключены контракты на приобретение планов эвакуации, на проведение капитального ремонта здания Тутаевской ЦРБ по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства, на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ отнесены к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность.

Кроме того, необходимо учесть финансовое положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно: финансирование ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» осуществляется из средств областного бюджета, а также характер допущенных нарушений, установленных в ходе проверки, отсутствие вредных, негативных последствий.

Полагаю, что приведенные обстоятельства, связанные с последствиями правонарушения, а также имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, могут быть расценены как исключительные.

В связи с этим, на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание санкцию части 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, предусматривающие наложение на юридических лиц административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до <данные изъяты> рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года и решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года, в части размера назначенного ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» административного наказания, подлежат изменению, в остальной части - оставлению без изменения.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года и решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская центральная районная больница» изменить.

Назначить в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская центральная районная больница» административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 20 февраля 2015 года и решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 30 апреля 2015 года оставить без изменений.

Судья Е.Ю. Щеголькова