ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295/2021 от 14.03.2022 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-5/2022(2-295/2021) 35RS 0014-01-2021-000490-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года город Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Макарова В.А.,

при секретаре Николаевой О.В.,

с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) ФИО1,

представителя ответчика (истца по встречному иску) ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кирилловского муниципального района к ФИО3 о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком и встречному иску ФИО3 к администрации Кирилловского муниципального района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кирилловского муниципального района обратилась в суд с иском к ФИО3, в дальнейшем уточненном, в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 200 900 рублей 77 копеек, в том числе 185 712 рублей 00 копеек непосредственно арендная плата и 15 197 рублей 77 копеек, неустойка за просрочку внесения платежей за пользование земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кирилловского муниципального района и ответчиком был заключен договор -АФ аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. Срок аренды земельного участка установлен в 20 лет. Ежегодный размер арендной платы составляет 61 904 рубля 00 копеек. Договором предусмотрено ежеквартальное внесение арендной платы равными долями не позднее 15 числа второго месяца текущего квартала. Вместе с тем, ФИО3 возложенные на него обязательства по внесению арендных платежей за пользование земельным участком исполняет ненадлежащим образом, в связи с чем на период ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по оплате арендных платежей и неустойка. В целях возможности досудебного разрешения спора в адрес ответчика направлено предупреждение о необходимости исполнения обязательств, которое оставлено без ответа. Невыполнение ответчиком своих обязанностей по договору аренды земельного участка ведет к неполучению доходов бюджетом района.

Ответчик ФИО3 в возражении на исковое заявление и в судебном заседании заявленные требования не признал. Указал, что в связи с нахождением земельного участка в составе зоны с особыми условиями использования территории ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» и необходимостью получения разрешения для строительства в Минприроды РФ, он не смог использовать земельный участок по назначению. Считает, что невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает его от исполнения обязанности по внесению арендной платы. Кроме того, просил применить срок исковой давности по периоды просрочки платежа до ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем ФИО3 обратился с встречным иском к администрации Кирилловского муниципального района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки, в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-АФ спорного земельного участка. Признать прекращенным обременение земельного участка с кадастровым номером в виде аренды земельного участка ФИО3, применить последствия недействительности ничтожной сделки, взыскав с администрации Кирилловского муниципального района в его пользу внесенные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет арендной платы денежные средства в сумме 61 904 рубля.

Требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован в ДД.ММ.ГГГГ и поставлен на кадастровый учет в нарушение ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» неуполномоченным лицом. Участвуя в торгах на право аренды земельного участка и заключая по итогам торгов договор аренды, он исходил из установленного в отношении участка разрешенного использования, а также условия договора - для индивидуального жилищного строительства и имел намерение осуществить на нем возведение жилого дома. Вместе с тем из пункта 1.2 договора аренды следует, что земельный участок полностью входит в зону «Зона с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север». Поскольку из условий договора аренды земельного участка прямо и непосредственно не следует необходимость получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома у Минприроды РФ, которое участником сделки не являлось, он не знал и не мог знать о последующем отказе в выдаче такого разрешения. Тем не менее, ему было известно, что по обращениям других арендаторов, имеющих в собственности земельные участки на территории Ферапонтовского сельского поселения, Минприроды РФ отказывало в выдаче разрешений на строительство. Видя бесперспективность такого обращения, он не обращался в Минприроды с подобным заявлением и к строительству дома не приступал. Арендодатель также не обращался к нему с требованиями о внесении арендной платы и о расторжении договора аренды земельного участка. Полагает, что спорный договор аренды является недействительным (ничтожным) на основании ст. 168 ГК РФ, поскольку земельный участок, являющийся предметом договора, является федеральной собственностью и органы местного самоуправления не обладают правомочиями по распоряжению данным земельным участком, в том числе по его постановке на кадастровый учет и сдаче в аренду.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) ФИО1 на заявленных уточненных требованиях о взыскании с ФИО3 задолженности по взысканию арендной платы настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. В удовлетворении заявленных ФИО3 требований о признании договора аренды земельного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки просила отказать. Мотивировала тем, что на момент заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером администрация сельского поселения Ферапонтовское в соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» являлась уполномоченным органом в сфере земельных правоотношений. К администрации Кирилловского муниципального района полномочия по распоряжению земельными участками перешли с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ФИО3 доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером являлся ограниченным в обороте и относился к разграниченной государственной собственности в материалы дела не представлено, в обоснование своей позиции он ссылается лишь на мнение ТУ Росимущества в Вологодской области. Заключение договора аренды осуществлялось между сторонами через проведение аукциона (публичная оферта). При этом информация о характеристиках земельного участка, его целевом назначении и ограничении в виде соблюдения режима ООПТ «Национальный парк «Русский Север» была доведена до потенциальных арендаторов посредством размещении в СМИ и сайте торгов (подтверждено представленными в материалы дела доказательствами). Заявкой на аукцион от ДД.ММ.ГГГГ поданной и подписанной ФИО3, подтверждено, что он ознакомился с информационным сообщением о проведении аукциона и изучил предмет аукциона. К участию в аукционе и заключению договора его не принуждали. Земельный участок с кадастровым номером сформирован в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, который в свою очередь является единственным правовым актом, содержащим правовые нормы по распоряжению земельными участками. В ЕГРН (по состоянию ДД.ММ.ГГГГ ГКН) уже содержатся сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка- для индивидуального жилищного строительства, что не противоречит ни категории земельного участка –земли населенных пунктов, ни Положению о национальном парке «Русский Север». Кроме того, зона, в которой расположен спорный земельный участок «Ж1», вид его разрешенного использования установлены в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Ферапонтовское, который является нормативным правовым актом, распространяющим свое действие на всю территорию поселения. Нахождение земельного участка с кадастровым номером 35:05:0302040:25 в составе земель населенных пунктов, на которые распространяется зона с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север» не свидетельствует о том, что он автоматически относится к федеральной собственности, а лишь указывает на возможность установления в отношении этого участка особого правового режима, предусматривающего определенные ограничения в его использовании и обороте. Изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 12) относительно того, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, были внесены только ДД.ММ.ГГГГ (при этом сведения ЕГРН относительно категории земельного участка не менялись). В соответствии с нормами действующего законодательства закон обратной силы не имеет.

Полагает, что при проведении процедуры передачи прав на земельный участок администрация сельского поселения Ферапонтовское действовала в рамках установленных нормами действовавшего на тот период времени норм законодательства.

Кроме того, считают, что в действиях ФИО3 усматривается злоупотребление правом, предусмотренного статьей 10 Гражданского кодекса РФ, так как он до обращения администрацией района с исковым заявлением о взыскании с него задолженности по арендной плате, вопрос о недействительности заключенного договора аренды не поднимал, с какими либо претензиями или требования относительно предмета спора ни в адрес администрации района, ни в адрес администрации поселения не обращался.

Представитель ответчика (по встречному иску) - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В возражении на исковое заявление заявленные ФИО3 требования не признали, считая Управление не надлежащим ответчиком. По существу заявленных ФИО3 требований считают, что на момент образования спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кирилловского района имела право на заключение договора аренды в отношении данного земельного участка.

Представитель третьего лица - комитета по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление считают требования истца по взысканию арендной платы законными и обоснованными, поскольку арендные обязательства со стороны ответчика по внесению арендной платы не исполняются. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (по встречному иску) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в пояснении на исковые заявления указали, что на момент заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , в связи с нахождением его в границах национального парка «Русский Север» (в федеральной собственности) у администрации Кирилловского муниципального района отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком. Незаконное распоряжение Администрацией спорным земельным участком путем его предоставления ФИО3 в аренду повлекло нарушение публичных интересов в области охраны окружающей среды. Поскольку Договор аренды заключен в нарушение запрета, установленного ст. 27 ЗК РФ и нарушает публичные интересы, то данная сделка в силу положений 166,168 ГК РФ является недействительной, независимо от признания ее таковой судом (ничтожной сделкой), в связи с чем исковые требования Администрации не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на сделке, которая является недействительной, а, следовательно, не влечет юридических последствий. Вместе с тем считают, что факт нахождения спорного земельного участка в границах национального парка «Русский Север» не является препятствием для осуществления на нем строительства при соблюдении установленного законом порядка получения разрешительной документации на строительство на земельном участке, входящем в границы национального парка, а также при согласовании социально-экономической деятельности на таком земельном участке с Минприроды России, возведение объектов индивидуального жилищного строительства допускается. По имеющейся в Минприроде России информации по результатам обращений граждан за получением разрешительной документации на строительство на земельных участках, находящихся в границах национального парка «Русский Север» в период с ДД.ММ.ГГГГ, выдавалась разрешительная документация на строительство индивидуальных жилых домов в Кирилловском районе, факты отказов также имелись.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (по встречному иску) ФГБУ «Национальный парк Русский» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В отзыве на исковое заявление также полагают, что в удовлетворении исковых требований администрации Кирилловского муниципального района о взыскании с ФИО3 задолженности по арендной плате следует отказать, поскольку договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-АФ в силу положений ст. 166, 168 ГК РФ недействителен, так как заключен не уполномоченным должностным лицом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (по встречному иску) -Территориальное управление Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Территориального управления. В отзыве на исковое заявление указали, что в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 12 ФЗ от 30.12.2020№ 505-ФЗ « О внесении изменений ф Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков». В правоотношениях, возникших до вступления в силу указанного Федерального закона, следует признавать исключительно право Российской Федерации на земельные участки, расположенные в границах национальных парков. Принятие решения по делу оставляет на усмотрение суда.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные администрацией Кирилловского муниципального района требования о взыскании с ФИО3 задолженности по арендной плате подлежат удовлетворению, в удовлетворении встречного иска ФИО3 следует отказать.

Согласно материалам дела, национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс.га создан постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 года №182. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.

Приказом Министерства от 25.10.2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с данным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Учреждение.

В силу требований статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, наложение земель одной категории на земли других категорий не допускается.

Понятие земель населенных пунктов содержится в статье 83 ЗК РФ, согласно которой землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Согласно статье 94 этого же Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий.

В силу статьи 95 ЗК РФ и статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли национальных парков.

Исходя из п.п.1,2 ст.12 названного Закона территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и являются федеральной собственностью.

Согласно статьи 16 того же Закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ, земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из совокупности приведенных правовых норм следует, что к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимися федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством.

Согласно выписке из ЕГРН о спорном земельном участке, данный земельный участок площадью 2000 кв.м. относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до 2-х этажей включительно, в отношении земельного участка установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.03.1992г. № 182. Земельный участок с кадастровым номером находится в границах населенного пункта, в зоне «Ж-1», то есть в зоне жилой застройки одним из основных видов разрешенного использования в которой, является жилищное строительство.

В соответствии с положениями ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ» О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органов местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случав, предусмотренных настоящим пунктом.

В установленном порядке спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен и не предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве. Следовательно, распоряжение иными земельными участками, расположенными в границах национального парка, но не предоставленными ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», осуществляется в общем порядке, то есть органами местного самоуправления.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Вологодской области в ЕГРН право собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» зарегистрировано в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: национальный парк «Русский Север», Шалго-Бодуновское, Коварзинское, Ферапонтовское, Горицкое, Ниловицкое лесничества категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.

Сведения в ЕГРН об иных земельных участках, предоставленных ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве, отсутствуют, в связи с чем распоряжение иными земельными участками, расположенными в границах национального парка, но не предоставленными ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», осуществляются в общем порядке, то есть органами местного самоуправления.

При этом, суд также учитывает, что национальный парк «Русский Север» создан ДД.ММ.ГГГГ путем включения земель различных пользователей, в том числе земель совхоза «Родина» - 19,3 тыс.га, но на момент создания национального парка земли, занятые сельскими населенными пунктами были изъяты из землепользования совхоза «Родина» и переданы в ведение Ферапонтовского сельского совета Кирилловского района, что следует из решения Ферапонтовского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в соответствии с положениями Основ законодательства ССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 года № 1252-1, Земельного кодекса РСФСР 1991 года спорный земельный участок был отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов» задолго до создания национального парка. Решений о передаче земель населенных пунктов, в том числе <адрес>, на каком-либо праве ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», а также изменении их категории не принималось.

Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, положений и Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», по состоянию на февраль 2016 года следует, что к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимся федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством.

Нахождение спорного земельного участка в составе земель населенных пунктов, на которые распространяется зона с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север», не свидетельствует о том, что он автоматически относится к федеральной собственности, а лишь указывает на возможность установления в отношении этого участка особого правового режима, предусматривающего определенные ограничения в его использовании и обороте.

Изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 12) относительно того, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, были внесены только в августе 2018 года (при этом сведения ЕГРН относительно категории земельного участка не менялись). В соответствии с нормами действующего законодательства закон обратной силы не имеет.

В настоящее время ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусмотрено, что указанные ограничения не распространяются на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, а Администрация Кирилловского муниципального района была не вправе распоряжаться им и заключать договор аренды земельного участка, и, следовательно, признавать недействительным и применять последствия недействительности сделки.

Доводы ФИО3 о необходимости отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании приведенных выше положений земельного законодательства.

По условиям договора аренды, данный договор может быть расторгнут досрочно по взаимному согласию сторон и в порядке, предусмотренном законодательством. ФИО3 с заявлением о расторжении договора аренды не обращался, пояснив, что спорный земельный участок ему необходим для осуществления строительства.

Кроме того суд считает, что отказы Минприроды России в выдаче иным пользователям земельных участков разрешений на строительство индивидуального жилого дома также не является основанием для признания договора аренды недействительным, так как ФИО3 попыток для получения в установленном порядке разрешения на строительство дома не предпринимал.

В силу требований ч.5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. ФИО3 до обращения администрацией Кирилловского района с требованием о взыскании задолженности по арендной плате, требований о недействительности заключенного договора аренды не заявлял, с требованиями о предмете спора не обращался в течение более пяти лет. При заключении сделки произвел оплату арендной платы и зарегистрировал спорный договор аренды в установленном законом порядке. В данном случае со стороны арендатора усматривается злоупотребление правом, предусмотренное ст. 10 ГК РФ. С учетом характера и последствий допущенного злоупотребления суд полагает необходимым отказать в защите принадлежащего ему права.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кирилловского муниципального района и ФИО3 на основании протокола о результатах торгов, заключен договор -АФ аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, на срок двадцать лет, с разрешенным использованием отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до 2-ж этажей включительно.

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок передан арендатору, договор аренды зарегистрирован в установленном порядке. Схема планировочной организации земельного участка и градостроительный план земельного участка не утверждался. ФИО3 действий для получения разрешения на строительство не предпринимал, в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке не обращался.

Пунктом 3.1 договора аренды установлен ежегодный размер арендной платы, составляющий 61 904 рубля.

Пунктами 3.2, 3.3 договора аренды определено, что арендная плата начисляется с момента подписания протокола о результатах торгов, с учетом внесенного задатка в размере 49 524 рубля, вносится арендатором ежеквартально, равными долями не позднее 15 числа второго месяца квартала.

Согласно п.3.4 договора неиспользование арендатором земельного участка не может служить основанием для отказа в уплате арендной платы.

Вместе с тем, ФИО3 возложенные на него обязательства по внесению арендных платежей за пользование земельным участком надлежащим образом не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность, которая по уточненным истцом требованиям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 200 900 рублей 77 копеек, в том числе 185 712 рублей 00 копеек непосредственно арендная плата и 15 197 рублей 77 копеек неустойка за просрочку внесения платежей за пользование земельным участком.

Согласно п. 7.1 договора за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны ответственность, установленную ГК РФ.

В связи с невыполнением ответчиком своих обязательств по своевременному внесению арендной платы, истцом была начислена неустойка.

Расчет взыскиваемой суммы арендной платы, размер неустойки судом проверен, является верным, в связи с чем суд принимает его за основу.

Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ч.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные требования закона, условия заключенного с ответчиком договора аренды, доказанность факта неисполнения обязательства по внесению арендной платы в установленные договором сроки, суд считает, что исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате в размере 185 712 рублей 00 копеек, неустойки в размере 15 197 рублей 77 копеек подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет.

С ответчика в доход районного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 5209 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Кирилловского муниципального района к ФИО3 о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу администрации Кирилловского муниципального района задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка -АФ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 712 рублей 00 копеек, неустойку за просрочку внесения платежей по арендной плате 15 197 рублей 77 копеек, всего 200 900 (двести тысяч девятьсот) рублей 77 копеек.

Взыскать с ФИО3 в доход районного бюджета государственную пошлину в размере 5 209 (пять тысяч двести девять рублей) 00 копеек.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО3 к администрации Кирилловского муниципального района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.А.Макарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна

Судья В.А.Макарова