Дело № 2-295/2021 копия
УИД 59RS0009-01-2021-000328-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 29 июля 2021 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Шишовой Д.Р.,
с участием прокурора Гордеевой Л.Г.,
истца Кирьяновой И.В.,
представителя ответчиков администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края Уразовой Е.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске гражданское дело по иску Кирьяновой Ирины Валерьевны к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, аннулировании записи в трудовой книжке, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Кирьянова И.В. обратилась с иском (с учетом уточненных исковых требований) к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Александровского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ аннулировать администрацией Александровского муниципального района Пермского края запись в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить на работе в администрации Александровского муниципального округа в прежней должности с прежним уровнем дохода; взыскать с администрации Александровского муниципального округа среднего заработка за время вынужденного прогула из расчета <данные изъяты> рублей за один рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по момент фактического восстановления на работе; взыскать с администрации Александровского муниципального округа Пермского края компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в администрацию Александровского муниципального района (далее - Работодатель) на должность ведущего специалиста по организации связи, питания, торговли, бытового обслуживания и развитию малого предпринимательства управления экономики (старшая муниципальная должность). На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на муниципальной службе и замещала должность муниципальной службы заведующий контрольно-ревизионного отдела администрации Александровского муниципального района Пермского края. За весь период работы истца в администрации Александровского муниципального района нареканий в ее адрес относительно исполнения должностных обязанностей от руководства не поступало. ДД.ММ.ГГГГ она получила предупреждение о предстоящем увольнении, в связи с ликвидацией организации (от ДД.ММ.ГГГГ
№ на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно данному уведомлению трудовой договор должен был быть расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, со дня формирования администрации Александровского муниципального округа. ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации взамен ранее выданного предупреждения № к/сл от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа
№ Основанием настоящего предупреждения, послужил абзац пятый части 4 статьи 4, статья 5 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее - Закон № 395-ПК), со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются и администрация Александровского муниципального района Пермского края подлежит ликвидации. Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ с истцом расторгнут трудовой договор, она освобождена от должности муниципальной службы заведующего контрольно-ревизионным отделом администрации Александровского муниципального района Пермского края и уволена с ДД.ММ.ГГГГ с муниципальной службы в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края, пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. С приказом об увольнении она ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Трудовую книжку мне на руки выдали ДД.ММ.ГГГГ. Считает действия работодателя незаконными по следующим основаниям. Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ были преобразованы Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование. Новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, наделено статусом муниципального округа (далее - Александровский муниципальный округ Пермского края) (статья 1 Закона
№ 395-ПК). В соответствии с абзацем 5 части 4 статьи 4 Закона № 395-ПК со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются. Со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения и Александровского муниципального района, определенного в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона № 395-ПК, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, в котором определяются: состав ликвидационной комиссии; функции ликвидационной комиссии; планы ликвидационных мероприятий; срок проведения ликвидации. На сегодняшний день решение представительного органа муниципального образования о ликвидации органов местного самоуправления Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения и Александровского муниципального района отсутствует. В предупреждении о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, а так же в последующем предупреждении о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для увольнения служило ликвидация организации. Тем не менее, решением думы Александровского муниципального округа Пермского края № 40 от 17.12.2019, в п. 2 установлено «Определить администрацию Александровского муниципального округа Пермского края правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления». Согласно ст. 3 п. 1 закона Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК органы местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Александровского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем. Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ). В абз. 1 п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. Также, руководствуясь положениями п. 3 ст. 49, п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 85 Закона № 131-Ф3, установлено, что на момент увольнения истца администрация Александровского муниципального района находилась в стадии ликвидации, сведения об исключении данного лица из ЕГРЮЛ отсутствуют. Кроме того, контрольно-ревизионный отдел сохранен в структуре администрации Александровского муниципального округа Пермского края, что подтверждается Решением Думы Александровского муниципального округа от 08.04.2021 г. № 163 «Об учреждении администрации Александровского муниципального округа и утверждении ее структуры». Согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Согласно п. 2. ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы. Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации истец получила дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако после предупреждения об увольнении в связи с ликвидацией предложения о вакантных должностях с учетом категории и группы замещаемой ей должности, уровня ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности ей не поступило. Из системного толкования ч. 1 и ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности или упразднением государственного органа гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Трудовое законодательство, охраняя право работника на труд в избранной им организации, устанавливает определенные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Эти гарантии заключаются в том, что в законодательстве закрепляется перечень оснований увольнения с работы по инициативе работодателя, а так же определенный порядок (процедура) увольнения. В силу ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. С приказом об увольнении истца ознакомили ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение об увольнении, а так же фактическое увольнение состоялось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя <данные изъяты> дней. Более того в предупреждении об увольнении указано, что последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа, т.е. предупреждение не привязано к конкретной дате, а исходит из события которое должно когда либо произойти. Считает, что увольнение произошло в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а именно не было ликвидации организации, основанием, которого послужило, в том числе ее увольнение, произошло лишь правопреемство, что подтверждается Решением Думы от 17.12.2019 № 40, Законом Пермского края № 395-ПК от 27.05.2019, а так же увольнение произошло по истечении двухмесячного срока. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Так же, в соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом. Ответчик своими действиями нарушил право нематериальных благ истца, а именно его права на труд, которое относится к числу фундаментальных неотчуждаемых прав человека и с реализацией которого связана возможность реализации работником ряда других социально-трудовых прав, в частности, права на справедливую оплату труда, на отдых, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др., что повлекло за собой страдания и переживания истца. Так же у истца на иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития. Своими незаконными действиями ответчик лишает истца возможности обеспечивать ее ребенку прежний уровень жизни.
Истец Кирьянова И.В. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам, пояснила, что фактически произошло преобразование, а не ликвидация администрации Александровского муниципального района. Даже если это была ликвидация организации, то процедура увольнения не была соблюдена, поскольку на момент увольнения решения о ликвидации администрации Александровского муниципального района принято не было, оно принято лишь ДД.ММ.ГГГГ. Резерв кадров на момент увольнения не был сформирован. Пояснила, что отказалась уволиться переводом на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, так как ей была предложена должность ниже ранее занимаемой ей в администрации Александровского муниципального района, должность ниже ее квалификации, поэтому она выбрала получение в течение трех месяцев среднего заработка. Полагает, что увольнение должно быть лишь через два месяца после принятия решения о ликвидации организации. Указала, что действиями ответчиком ей причинен моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты> рублей, обосновывает его тем, что она переживала, нервничала по вопросу трудоустройства, была на листке нетрудоспособности, на нервной почве у нее заболела спина, связывает это с ситуацией с увольнением.
Представитель ответчиков администрации Александровского муниципального округа, администрации Александровского муниципального района - Уразова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, давшего заключение об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации»).
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
По смыслу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Вместе с тем, порядок расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими в случаях ликвидации организации Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не регламентирован, а потому к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2
«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для увольнения работников по
п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее Закон № 395-ПК).
Законом № 395-ПК установлены правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края.
Статьей 1 Закона № 395-ПК предусмотрено, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) преобразовать Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование. Наделить новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, указанного в абзаце первом настоящей части, статусом муниципального округа (далее - Александровский муниципальный округ Пермского края).
Пунктом 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что Александровский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение и Александровский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статьей 4 Закона предусмотрен переходный период до 01.01.2020 года.
В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом (пункт 2 статьи 4 Закона № 395-ПК).
Согласно пункту 4 указанной нормы, со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица.
Судом установлено, что между администрацией Александровского муниципального района Пермского края и Кирьяновой И.В. заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Кирьянова И.В. поступает на муниципальную службу в администрацию Александровского муниципального района на должность <данные изъяты> (п. 1 раздела 1). В соответствии с пунктом 2 раздела 1 указанного трудового договора с Кирьяновой И.В. трудовой договор заключен на неопределенный срок (л.д. 44-46).
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ к трудовому договору Кирьянова И.В. переведена на должность <данные изъяты>, относящуюся в соответствии с Реестром муниципальных должностей к группе главных должностей муниципальной службы (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ Кирьяновой И.В. получено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл, из которого следует, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27).
Согласно предупреждению от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации взамен ранее выданного предупреждения № к/сл от ДД.ММ.ГГГГ, Кирьянова И.В. предупреждена, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит расторжению на основании
п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет расторгнут не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня получения настоящего предупреждения. Последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа. Данное предупреждение Кирьяновой И.В. получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации более, чем за два месяца до фактического ее увольнения, что соответствует требованиям положений части 2 статьи 180 ТК РФ.
На основании распоряжения администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ трудовой договор с Кирьяновой И.В. с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, на основании личного заявления Кирьяновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, письма-предложения об увольнении в порядке перевода от ДД.ММ.ГГГГ№ главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа ФИО9, личного заявления-согласия Кирьяновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, письма-согласия на увольнение в порядке перевода от ДД.ММ.ГГГГ№ исполняющего полномочия главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района ФИО10
Распоряжением администрации Александровского муниципального района пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено распоряжение администрации Александровского муниципального района пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об освобождении от занимаемой должности Кирьяновой И.В.» на основании личных заявлений Кирьяновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Кирьяновой И.В. расторгнут в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1
статьи 81 Трудового кодекса РФ, с ДД.ММ.ГГГГ Кирьянова И.В. освобождена от занимаемой должности заведующего контрольно-ревизионным отделом. На основании ч. 1 ст. 178 ТК РФ Кирьяновой И.В. выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка (л.д. 30).
В трудовую книжку истца внесена соответствующая запись о расторжении рудового договора в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (л.д. 11-19).
С распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано основание расторжения трудового договора (увольнения), Кирьянова И.В. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день ей выдана трудовая книжка, что не оспаривалось сторонами, ей произведены соответствующие выплаты, связанные с ее увольнением, что подтверждается распоряжением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и реестрами от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ, расчетным листком.
Ссылка истца на незаконность ее увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с тем, что в данном случае произошла не ликвидация администрации Александровского муниципального района, а преобразование, поскольку ликвидация не подразумевает перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, является ошибочной, основанной на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные соответственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом местная администрация обладает правами юридического лица (часть 7 статьи 37).
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Решением Земского Собрания Александровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных изменений решением Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена структура администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание администрации Александровского муниципального района Пермского края на 2021 год, в котором предусмотрена должность заведующего контрольно-ревизионным отделом.
Законом № 395-ПК определено преобразование всех поселений, входящих в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование - Александровский муниципальный округ Пермского края, при этом со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица (статья 4).
В связи с предстоящей ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании Закона № в адрес профсоюзной организации администрации Александровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было направлено соответствующее уведомление с приложением списка работников, по результатам рассмотрения которого профсоюзный комитет дал согласие по вопросу увольнения работников в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (мотивированное мнение первичной профсоюзной организации и протокол общего собрания профсоюзной организации от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Александровского муниципального района Пермского края в адрес ГУ Центра занятости населения г. Александровска Пермского края также были направлены списки работников в связи с предстоящим увольнением в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Решением Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 23 принят Устав Александровского муниципального округа Пермского края.
Решением Думы Александровского муниципального округа от 01.04.2021 № 159 главой муниципального округа – главой администрации Александровского муниципального округа Пермского края избрана ФИО9 (л.д. 77).
Согласно решению Думы Александровского муниципального округа от 01.04.2021 № 160 исполняющим обязанности главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района назначена Степанова М.Г.
Согласно распоряжению администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ досрочно прекращены полномочия главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района ФИО11ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в связи с преобразованием муниципального образования).
На основании решения Думы Александровского муниципального округа от 08.04.2021 № 163 (с учетом внесенных изменений решениями Думы Александровского муниципального округа от 15.04.2021 № 165, от 29.04.2021 № 171) учреждена администрация Александровского муниципального округа и ее структура, администрацию Александровского муниципального округа считать сформированной с 12.05.2021 (л.д. 78-81).
Запись о создании юридического лица Администрации Александровского муниципального округа внесена в ЕГРЮЛ 16.04.2021.
Распоряжением администрации Александровского муниципального округа от 12.05.2021 № 1-р(л) утверждено штатное расписание администрации Александровского муниципального округа (л.д. 90-98).
Решением Думы Александровского муниципального округа от 07.06.2021 № 190 принято решение о ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, утверждении Положения о ликвидационной комиссии, плана мероприятий по ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Александровского муниципального района Пермского края, состав ликвидационной комиссии. Согласно данному решению, вступившему в силу, настоящее решение распространяется на правоотношения с 12.05.2021 (л.д. 84-89).
Согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации, дата внесения записи – 05.07.2021.
При таких обстоятельствах, указанные меры свидетельствуют о реальной ликвидации юридического лица – администрации Александровского муниципального района Пермского края в соответствии с положениями Закона № 395-ПК.
В настоящее время в администрации Александровского муниципального района процедуру ликвидации осуществляет Ликвидационная комиссия.
Статьей 61 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).
Согласно части 3.1-1 статьи 13 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Таким образом, администрация Александровского муниципального района являлась исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу положений Закона № с момента формирования нового органа местного самоуправления администрации Александровского муниципального округа органы местного самоуправления, в том числе администрация Александровского муниципального района, подлежат ликвидации как юридические лица.
Прекращения полномочий органов местного самоуправления означает прекращение и иных вопросов, связанных с выполнением представительских функций такого органа. При этом существо правоотношений не допускает их прекращения без правопреемства, в связи с чем соответствующие полномочия органов местного самоуправления Александровского муниципального района и входящих в его состав поселений, переданы органам Александровского городского округа, а сами органы как юридические лица ликвидированы в связи с принятием соответствующего решения.
Довод истца о том, что в действующем законодательстве прямо указано на переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому, что говорит о преобразовании, а не о ликвидации лица, судом не принимается, поскольку часть 1 статьи 3 Закона № 395-ПК, пункты 4, 5 Решения Думы № 163 от 08.04.2021, содержат сведения, указывающие на правопреемство полномочий муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, а не юридических лиц и не могут трактоваться как правопреемство при реорганизации юридических лиц по статье 58 ГК РФ.
Необходимо отметить, что Закон № 395-ПК прямо предусматривает ликвидацию органов местного самоуправления как юридических лиц.
В статье 34 Федерального Закона Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также указано на то, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» Дума Александровского муниципального округа 17.12.2019 приняла решение № 40, которым определила администрацию Александровского муниципального округа Пермского края правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения, Александровского муниципального района.
Вышеизложенное свидетельствует о правопреемстве полномочий по вопросам местного значения, из чего следует, что вновь образованное муниципальное образование администрация Александровского муниципального округа не является правопреемником, в том числе, администрации Александровского муниципального района, в трудовых отношениях с работниками.
На основании изложенного, доводы истца о том, что к администрации Александровского муниципального округа перешли все права и обязанности администрации Александровского муниципального района, в том числе и возникшие на основании трудовых договоров с работниками, являются несостоятельными.
Поскольку в отношении Администрации Александровского муниципального района принято решение о ликвидации, трудовой договор с истцом мог быть расторгнут на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит.
Довод истца о том, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истцу в администрации Александровского муниципального округа не были предложены вакантные должности, является несостоятельным, поскольку положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующие порядок увольнения, в том числе при упразднении государственного органа, распространяется на государственных гражданских служащих, истец же уволена с муниципальной службы, при этом ни нормами ТК РФ, ни нормами Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ни Уставом муниципального образования такая обязанность на работодателей по отношению к муниципальным служащим при ликвидации юридического лица не возложена.
При этом положения статьи 7 Федерального закона № 79-ФЗ и статьи 5 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливают взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы лишь по вопросам единства основных квалификационных требований для замещения должностей, ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа, условий оплаты труда, условий пенсионного обеспечения, при этом такая взаимосвязь сама по себе не исключает дифференциации правового регулирования отношений, связанных с поступлением и прохождением того или иного вида службы, и само по себе не предполагает их полного тождества.
Также необходимо отметить, что Кирьянова И.В. ДД.ММ.ГГГГ представила резюме на включение ее в кадровый резерв на должность заместителя начальника отдела экономики, ведущего специалиста отдела экономики администрации Александровского муниципального округа.
Распоряжением администрации Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден кадровый резерв администрации Александровского муниципального округа на ДД.ММ.ГГГГ, в который включена и Кирьянова И.В. на должность заместителя начальника отдела экономики, относящейся к ведущей группе должностей, в связи с чем довод истца о том, что кадровый резерв администрации Александровского муниципального округа не был сформирован на момент увольнения, является не состоятельным.
Кроме того следует отметить, что изначально истец была уволена по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, однако впоследствии отозвала свои заявления, и была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Истцу произведены все установленные действующим законодательством выплаты в связи с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с чем она была согласна, так как полученные денежные средства ею возвращены не были.
Довод истца о том, что распоряжение об увольнении в связи с ликвидацией организации было издано ранее, чем принято решение Думой Александровского муниципального округа от 07.06.2021 о ликвидации администрации Александровского муниципального района, не является основанием для признания увольнения незаконным, поскольку Законом № 395-ПК прямо предусмотрено, что полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края.
Кроме того следует отметить, что Закон Пермского края от 27.05.2019
№ 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» не оспорен в установленном законом порядке, является действующим, подлежащим исполнению.
Анализируя установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что на основании Закона № 395-ПК в настоящее время действительно ведется процесс ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, что подтверждено материалами дела, в связи с чем увольнение истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является законным.
Кроме того, истец, получившая уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района, не могла не знать о правовых последствиях увольнения в связи с ликвидацией организации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку в настоящее время администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации; увольнение работников до завершения процедуры ликвидации не противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; порядок увольнения истца в связи с ликвидацией организации не нарушен, при этом следует учитывать, что ликвидация организации является длительным по продолжительности процессом, в связи с чем незавершение процедуры ликвидации администрации Александровского муниципального района и отсутствие сведений в едином государственном реестре юридических лиц сведений о ликвидации организации, увольнению работника по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с соблюдением требований ст. ст. 178 и 180 ТК РФ не препятствуют.
С учетом того, что порядок и условия увольнения Кирьяновой И.В. по
п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района были соблюдены и такое основание для ее увольнения у ответчика имелось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кирьяновой И.В. о признании незаконным распоряжения администрации Александровского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ аннулировании администрацией Александровского муниципального района Пермского края записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении истца на работе в администрации Александровского муниципального округа в прежней должности с прежним уровнем дохода.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца к ответчикам о признании ее увольнения незаконным, восстановлении на работе, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с администрации Александровского муниципального округа среднего заработка за время вынужденного прогула из расчета <данные изъяты> рублей за один рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по момент фактического восстановления на работе, взыскании с администрации Александровского муниципального округа Пермского края компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, у суда не имеется.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и приведенных норм права, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кирьяновой Ирины Валерьевны к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края о признании незаконным распоряжения администрации Александровского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ аннулировании администрацией Александровского муниципального района Пермского края записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ; восстановлении на работе в администрации Александровского муниципального округа в прежней должности с прежним уровнем дохода; взыскании с администрации Александровского муниципального округа среднего заработка за время вынужденного прогула из расчета <данные изъяты> рублей за один рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по момент фактического восстановления на работе; взыскании с администрации Александровского муниципального округа Пермского края компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей – отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.Н. Горланова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Н.Н. Горланова