ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-296 от 02.08.2011 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

                                                                                    Полярнозоринский районный суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Полярнозоринский районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр. дело № 2-296/2011.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2011.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Сапуновой М.Ю.,

при секретаре Десятниковой О.А.,

с участием

истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителей ответчика ОАО «Концерн Росэнергоатом» ФИО3 и ФИО4,

представителей ответчика некоммерческой организации негосударственного пенсионного фонда «Атомгарант» ФИО5 и ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Концерн Росэнергоатом» и некоммерческой организации негосударственному пенсионному фонду «Атомгарант» об индексации негосударственной пенсии и взыскании недополученных сумм негосударственной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Концерн Росэнергоатом» по месту нахождения филиала «Кольская атомная станция» (далее – Концерн) о взыскании недополученных сумм негосударственной пенсии с учетом индексации в сумме *** рублей, обязании установить повышенный размер негосударственной пенсии на 01.01.2011 в размере *** рубля в месяц и обязании ответчика заключить дополнительное соглашение с негосударственным пенсионным фондом «Атомгарант» о внесении изменений в договор негосударственного пенсионного обеспечения.

В обоснование иска указал, что с 25.01.2002 является получателем дополнительной негосударственной пенсии в соответствии с локальными нормативными актами ответчика. Негосударственное пенсионное обеспечение работников ответчика осуществляется в соответствии с Договором от 02.09.1997 №**, заключенным между ГП «Кольская атомная станция» (вкладчиком) и НПФ «Эрко-Гарант» (НПФ). Согласно п. 5.1 Положения о дополнительном пенсионном обеспечении (приложение №** к Коллективному договору КАЭС от 20.06.2001), НПФ при выполнении вкладчиком условий Договора от 02.09.1997 №** (далее – ДНПО 02.09.1997 №**), обязан пожизненно выплачивать участнику дополнительную негосударственную пенсию в размере не менее установленного на момент увольнения (при этом размер пенсии увеличивается пропорционально росту государственной пенсии), а также выплачивать участнику неустойку за задержку выплаты пенсии в установленные сроки в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

В 2010 году он обращался в Федеральную службу по финансовым рынкам (далее – ФСФР) с заявлениями о проверке действий негосударственного пенсионного фонда «Атомгарант» (далее – НПФ «Атомгарант», Фонд). По результатам проверки ФСФР выявлены нарушения законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении, установлено, что НПФ в 2002 году производил индексацию негосударственной пенсии ФИО1 на коэффициенты *** и *** пропорционально росту государственной пенсии, при этом для индексации никаких дополнительных распорядительных документов Договором от 02.09.1997 №** не предусмотрено. Индексация производилась НПФ самостоятельно, однако с 31.01.2003 НПФ индексацию прекратил.

Концерн нарушил свои обязательства в части индексации негосударственной пенсии, проиндексировав пенсию дважды в 2002 году, и прекратив её индексацию с 31.01.2003 по настоящее время. Тем самым ответчик недоплатил истцу негосударственную пенсию за период с 01.02.2003 по 01.01.2011 в размере *** рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Также ФИО1 просил обязать Концерн установить ему новый размер негосударственной пенсии на 01.01.2011 в размере *** рубля в месяц и заключить с НПФ дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор о негосударственном пенсионном обеспечении от 26.09.2002 №** (далее – ДНПО от 26.09.2002 №**) согласно содержания пункта 2.2.5 Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС.

Определением суда от 24.02.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечена некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Атомгарант».

В судебном заседании истец и его представитель уточнили заявленные требования. Просили признать за ФИО1:

- право на получение индексируемой пожизненно негосударственной пенсии согласно условий ДНПО 02.09.1997 №** и его неотъемлемой части - подлинного Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (приложение к Коллективному договору 2001 г.), действовавших на момент его увольнения и на дату начала получения негосударственной пенсии;

- право на получение ежемесячной негосударственной пенсии с учетом индексации с 01.02.2002 по 01.02.2011,

возместить ФИО1 убытки в виде недополученной пенсии для чего обязать Концерн:

- внести в НПФ единовременный дополнительный пенсионный взнос в размере *** рублей для перечисления ФИО1;

- направить в НПФ распорядительное письмо с указанием измененного размера негосударственной пенсии ФИО1 *** рублей с 01.02.2011;

- после 01.03.2011 вносить в НПФ дополнительные пенсионные взносы для индексации негосударственной пенсии истца с применением коэффициента индексации страховой части трудовой пенсии, направлять в НПФ распорядительные письма с указанием изменения размера негосударственной пенсии истца,

а также обязать НПФ:

- выплатить ФИО1 недополученную негосударственную пенсию за период с 01.02.2003 по 01.02.2011 в размере *** рублей;

- в дальнейшем самостоятельно производить индексацию и выплату негосударственной пенсии ФИО1 во исполнение п. 5 Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (приложение к Коллективному договору КАЭС 2001 г.), при взаимодействии с Концерном в порядке, существовавшем в 2002 году.

Истец суду пояснил, при увольнении 25.01.2002 его ознакомили с размером назначенной негосударственной пенсии, которая с 2002 года перечисляется на его банковский счет. Он состоянием данного счета не интересовался, денежными средствами, поступающими на счет, распоряжается по доверенности его жена. О том, что с 2002 года в стране осуществляется индексация государственных пенсий, знал из средств массовой информации.

Дополнительно представитель истца ФИО2 пояснил следующее. Правоотношения между истцом Концерном и НПФ регулируются положениями Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Гражданского Кодекса РФ.

С 25.01.2002 ФИО1 стал Участником договора №** от 02.09.1997, получил право на получение пожизненной индексируемой негосударственной пенсии. Данный договор является бессрочным, действует до полного исполнения обязательств перед участниками.

НПФ самостоятельно дважды проиндексировал негосударственную пенсию истца 01.02.2002 и 01.08.2002 с применением коэффициента индексации базовой части трудовой пенсии, однако, с 01.03.2002 индексацию прекратил в связи с расторжением договора №** от 02.09.1997, что противоречит закону. Соглашение о расторжении договора заключено не вкладчиком (Концерном), а его филиалом, в отсутствие письменного распоряжения Вкладчика, срок действия доверенности директора филиала на момент подписания истек, в связи с чем данное соглашение не породило правовых последствий; НПФ в нарушение п. 5.3 Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС, не согласовал с участниками решение о расторжении договора и переводе участников на условия нового договора. Правилами НПФ «Атомгарант» (ред. 2009 г.) установлено, что участники, не давшие соглашение на расторжение договора, имеют право заключить с НПФ индивидуальный пенсионный договор и выбрать пенсионную схему, предусмотренную Правилами Фонда.

Ответчиком Концерном суду не представлены подлинные Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС 2001- 2005, 2005-2009 г.г., Совместное решение администрации и профкома КАЭС от 17.10.2001, Протокол заседания профкома КАЭС №** от 17.10.2001. В электронные копии Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС 2001 внесены изменения в 2011 году. в связи с изложенным, доказательства ответчиков, основанные на перечисленных документах, являются недопустимыми.

Временное положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников концерна «Росэнергоатом» введено в действие 10.07.2003, тогда, как Договор от №** заключен 26.09.2002. Согласно п. 2 Временного положения, оно не распространяется на КАЭС, все филиалы, работающие по ранее принятым положениям продолжают назначение и выплаты негосударственных пенсий по ранее принятым положениям. Таким образом, КАЭС при назначении и выплате негосударственных пенсий руководствовалось Положением о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС 2001, продленным до 2005, а впоследствии аналогичным по содержанию Положением 2005-2008 г.г.

Изменения в Коллективный договор КАЭС согласно Единому положению о негосударственном пенсионном обеспечении работников ФГУП концерн «Росэнергоатом» от 22.09.2006 внесены только в 2009 году и распространяются на тех работников, которые увольнялись на пенсию после принятия Коллективного договора 2009 г. Все Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (1998, 2001, 2005 г.г.) не имеют обратной силы при их пересмотре.

Кроме того, ФИО2 указал, что ответчиком НПФ «Атомгарант» не исполнена обязанность по выдаче истцу пенсионного полиса с отражением состояния его пенсионного счета, в связи с чем ФИО1 не был осведомлен о прекращении индексации негосударственной пенсии.

Ответчики иск не признали.

В судебном заседании представитель Концерна ФИО3 пояснила, что негосударственная пенсия ФИО7 назначена 25.01.2002 в соответствии с договор ДНПО 02.09.1997 №**, заключенным между НПФ «Эрко-Гарант» и ГП Кольская АЭС на условиях его финансирования за счет прибыли государственного предприятия Кольская АЭС. Условия назначения и размер назначенной ФИО1 негосударственной пенсии определялись в соответствии с Положением о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (Приложение №** к Коллективному договору Кольской АЭС 2001 года), которое предусматривало условие об индексации негосударственной пенсии в связи с ростом государственной пенсии. В связи с тем, что выбираемая для расчета величина средней по КАЭС негосударственной пенсии была незначительной, работодатель в лице ГП Кольская АЭС 17.10.2001 произвел её увеличение с *** рубля до *** рублей с целью приведения размера негосударственной пенсии в соответствие с размерами трудовых и государственных пенсий. Таким образом, 17.10.2001 г. ГП Кольская АЭС произвело индексацию размера негосударственных пенсий.

При принятии Совместного решения от 17.10.2001 года работники ГП Кольская АЭС в лице их представителя – профкома и администрация достигли договоренности о временном приостановлении действия условия Коллективного договора об индексации негосударственных пенсий в связи с проведенной опережающей индексацией. Данная договоренность в письменном виде закреплена не была, однако на протяжении 2001-2009 г.г. фактически исполнялась в отношении всех работников, получающих негосударственную пенсию. Об этом свидетельствуют постановления ежегодных конференций трудового коллектива КАЭС о признании Коллективного договора выполненным, в том числе в части соблюдения условий назначения и выплаты негосударственных пенсий. Впоследствии, в связи с возникновением вопросов о порядке применения локальных нормативных актов по негосударственному пенсионному обеспечению, было принято совместное решение администрации и профкома КАЭС от 19.05.2011, которым установлены порядок действия и порядок применения данных локальных актов.

Индексация негосударственных пенсий производилась в период финансирования данных выплат из средств ГП Кольская АЭС.

В связи с реорганизацией 23.08.2002 ГП Кольская АЭС утратило статус юридического лица, будучи преобразованной в филиал ответчика.

В связи с процедурой реорганизации 01.03.2002 сторона Вкладчика в договоре ДНПО 02.09.1997 №** была заменена на Концерн, индексация не производилась.

31.01.2003 договор ДНПО 02.09.1997 №** был расторгнут, остаток средств на пенсионном счете Вкладчика по данному договору переводиться на пенсионный счет Вкладчика по договору ДНПО от 26.09.2002 №** (договор межу Концерном и Фондом). 10.12.2002 заключено дополнительное трехстороннее соглашениие между ФГУП Концерн Росэнергоатом, НПФ «Эрко-Гарант» и филиалом Концерна «Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» о том, что дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение работников Филиала осуществляется НПФ «Эрко-Гарант» в рамках договора ДНПО от 26.09.2002 №**, финансирование по настоящему дополнительному соглашению осуществляется Вкладчиком централизованно в рамках утвержденного бюджета, все работники Филиала являются участниками по настоящему договору с момента его подписания Вкладчиком.

Подписывая Соглашение о расторжении договора ДНПО 02.09.1997 №**, гр.Б действовал в рамках полномочий, предоставленных его доверенностью, а также доверенностью гр.А

Соглашение о расторжении договора ДНПО 02.09.1997 №** не оспаривалось ни одной из сторон, кроме того, оно было подписано после заключения соглашения о замене стороны данного договора.

С 2004 года на Кольской АЭС применяется Единое Положение о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников ФГУП концерн «Росэнергоатом». При его введении изменения в действующий Коллективный договор, а также в Коллективный договор 2005 года не вносились, однако фактически индексация негосударственных пенсий не производилась. В 2006 году при принятии Единого Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ФГУП концерн «Роэнергоатом» ранее утвержденные Положения о негосударственном пенсионном обеспечении утратили силу.

До реорганизации ГП Кольская АЭС добровольно за счет собственных средств в 2002 году дважды увеличивало размер негосударственной пенсии ФИО1 и остальных пенсионеров.

Представитель Концерна ФИО4 суду пояснил, что Федеральная служба по финансовым рынкам не вправе в отношении Вкладчика - Концерна делать выводы о нарушении норм действующего законодательства. Поскольку денежные средства для выплаты негосударственных пенсий по договору ДНПО №** от 02.09.1997 перечислялись на единый солидарный счет, именные пенсионные счета получателям пенсий не открывались, данный договор подпадает под признаки договора с исполнения в пользу третьего лица и положения ст. 430 ГК РФ, на которые ссылается ФСФР, на него не распространяются. Для подобных случаев гражданское законодательство не предусматривает извещение третьих лиц о расторжении договора.

Представители Концерна указали, что выплата негосударственной пенсии не является обязанностью работодателя, так как законодатель не обязывает работодателя принимать нормативные акты о локальном пенсионном обеспечении и в обязательном порядке выплачивать работникам и бывшим работникам дополнительную пенсию. С учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться льготы и преимущества, следовательно, принимая решение о негосударственном пенсионном обеспечении в 1997 году и последующей индексации негосударственной пенсии, работодатель ГП Кольская атомная станция исходил из имеющихся на тот момент финансовых возможностей предприятия. При изменении финансового положения ответчика он вправе внести изменения в локальные нормативные акты о негосударственном пенсионном обеспечении.

При расторжении договора ДНПО №** от 02.09.1997 права ФИО1 не нарушены, поскольку выплата негосударственной пенсии ему продолжалась, размер негосударственной пенсии уменьшен не был, выплата пенсии будет продолжаться пожизненно.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Поскольку данная обязанность не предусмотрена ни Гражданским кодексом, ни действующими федеральными законами, ни добровольно принятыми на себя обязательствами Концерна и Фонда, требование Истца о продолжении действия договора ДНПО №** от 02.09.1997 незаконны.

Представитель ответчика НПФ «Атомгарант» ФИО6 пояснила, что негосударственная пенсия истцу выплачивается через НПФ «Атомгарант» (прежние наименования: до 09.07.2002 - НПФ «Эрко-гарант», с 09.07.2002 по 05.12.2008 – НПФ «Энергоатомгарант»).

ФИО1 является участником договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключенных между Вкладчиком (Концерном) и Фондом Взаимоотношения между Вкладчиком и Фондом происходят на основании распорядительных писем Вкладчика и за счет средств Вкладчика. Фонд по отношению к истцу действовал на основании распорядительного письма от 06.02.2002 «О назначении негосударственной пенсии» и распорядительного письма «Об увеличении размера пенсии» в связи с присвоением истцу звания «Ветеран атомной энергетики». Иных распорядительных писем в отношении истца не поступало.

В 2002 году действовало два договора: ДНПО №** от 02.09.1997, заключенный между Вкладчиком в лице ГП Кольская АЭС и Фондом, и ДНПО от 26.09.2002 №**, вкладчиком по которому являлся Концерн.

Договор ДНПО №** от 02.09.1997 действовал до 26.09.2002, финансирование выплат и индексации негосударственных пенсий работников КАЭС осуществлялось за счет средств ГП Кольская АЭС.

С 26.09.2002 выплата негосударственных пенсий уволившимся работникам КАЭС осуществляется по договору ДНПО от 26.09.2002 №**, финансирование выплат осуществлялась за счет прибыли Вкладчика - Концерна.

По договору ДНПО №** от 02.09.1997 и по договору ДНПО от 26.09.2002 №** денежные средства на выплату негосударственных пенсий перечислялись на открытый Фондом солидарный счет. Следовательно, Участник данных договоров обладает только правом получения пенсии. Фонд с учетом размеров пенсии, продолжительности выплаты пенсии всех Участников на основании актуарных расчетов ежегодно производит оценку достаточности денег на счете Вкладчика и выплачивает негосударственные пенсии Участникам в пределах имеющихся на счете денежных средств.

Самостоятельно индексацию негосударственных пенсий Фонд не производит и никогда не производил. До сентября 2002 года ГП Кольская АЭС на основании актуарного расчета Фонда о размере дополнительного взноса перечисляла дополнительные взносы на цели увеличения минимального размера средней по КАЭС негосударственной пенсии ***. Концерн денежные средства на цели индексации негосударственных пенсий никогда не перечислял.

В период с 2003 года по настоящее время индексация негосударственных пенсий в связи с увеличением базовой части государственной пенсии не проводилась.

В рамках Единого положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников ФГУП концерн «Росэнергоатом» с 2006 года между Фондом и Концерном заключались договоры о негосударственном пенсионном обеспечении с открытием каждому из получателей негосударственной пенсии именного счета. В таких договорах имеется условие об извещении участников о состоянии их именных пенсионных счетов, а также выдаче полисов. Обязанность Фонда извещать Участников договора с солидарным счетом о размере перечисляемой им негосударственной пенсии либо выдавать полис ни законом, ни договором ДНПО от 26.09.2002 №** не предусмотрена.

НПФ «Атомгарант» не согласен с мнением ФСФР о неисполнении Фондом ДНПО от 26.09.2002 №**, поскольку индексация производится только при наличии соответствующего распоряжения вкладчика и при условии перечисления дополнительных взносов на цели индексации.

Представитель ответчика НПФ «Атомгарант» ФИО5 дополнил, что договор ДНПО №** от 02.09.1997 заключался в соответствии с ГК РФ, поскольку Федеральный закон N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» был принят только 07.05.1998. Руководствуясь принципом свободы договора, ГП Кольская АЭС и негосударственный пенсионный фонд «Эрко-Гарант» договорились о тех условиях назначения пенсии, которые отражены в договоре. Договором не установлена обязанность Вкладчика либо Фонда уведомлять Участников о расторжении договора ДНПО №** от 02.09.1997 и заключении нового договора. Расторжение данного договора произведено трехсторонним Соглашением, которое не оспорено и фактически исполнено.

Одной из целей заключения договора ДНПО от 26.09.2002 №** является соблюдение требований Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Договор привели в соответствие данным нормативным актом, предусматривающим обязательное уведомление участников о расторжении договора.

Также ФИО5 полагал, что истцом пропущен срок исковой давности. ФИО1 был осведомлен об осуществлении индексации размеров государственных пенсий, а также о том, что с 2003 года размер его негосударственной пенсии не увеличивается, в связи с чем в удовлетворении его исковых требований следует отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон № 75-ФЗ) Указом Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» было установлено, что для улучшения пенсионного обеспечения граждан могут создаваться некоммерческие организации – негосударственные пенсионные фонды, которые функционируют независимо от государственной системы пенсионного обеспечения, при этом размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком (работодателем).

Законом № 75-ФЗ предусмотрено, что негосударственный пенсионный фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионном обеспечению в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (ст.2).

Согласно ст. 41 Трудового кодекса РФ, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут быть установлены льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными правовыми актами, соглашениями.

Таким образом, дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение граждан осуществляется на основании закрепленного в Гражданском Кодексе РФ принципа свободы договора, добровольного волеизъявления работодателя на установление данных дополнительных льгот работникам и с учетом финансово-экономического положения, финансовой и социальной политики работодателя.

Назначение ФИО1 при увольнении 25.01.2002 негосударственной пенсии производилось при наличии двух обязательных оснований - Договора о негосударственном пенсионном обеспечении и локального нормативного акта работодателя, регулирующего условия, размеры и порядок назначения негосударственной пенсии.

С целью дополнительного финансового вспомоществования работникам, увольняющимся с ГП Кольской АЭС на государственную пенсию, 02.09.1997 между ГП Кольская АЭС и НПФ «Эрко-Гарант» заключен договор ДНПО №**. Согласно данному договору Вкладчик (ГП Кольская АЭС) вносит в Фонд (НПФ «Эрко-Гарант») пенсионные взносы, а Фонд обязуется выплачивать Участникам (пенсионеры, уволенные на государственную пенсию из числа работников Вкладчика) дополнительную пенсию на условиях, установленных договором.

Договор ДНПО №** заключен сторонами до принятия Закона № 75-ФЗ, в связи с чем стороны при его заключении руководствовались Указом Президента РФ от 16.09.1992 №** и нормами Гражданского кодекса РФ.

В качестве неотъемлемых частей договора ДНПО №** стороны согласовали Положение о дополнительном (негосударственном) пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (далее - Положение о ДПО), а также Правила Фонда, приложения и дополнительные соглашения к договору (п. 8.2).

Индексацию негосударственной пенсии пропорционально росту государственной пенсии условия договора ДНПО №** и Правила Фонда не предусматривали. Указанная норма имелась в Положении о ДПО, принятым на Кольской АЭС по согласованию с профкомом 29.01.1998. В дальнейшем условия данного положения были включены в Коллективный договор Кольской АЭС 2001 года.

В период действия договора ДНПО №** его сторонами были заключены дополнительное соглашение №** от 13.03.1998 (т.2 л.д.229), №** от 01.11.2001 (т.2 л.д. 230), которые не затрагивали условий об основаниях, порядке назначения негосударственной пенсии и её индексации.

Финансирование НПО согласно договору ДНПО №** производилось за счет средств ГП Кольская АЭС.

Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2001 г. №** в 2002 году ГП Кольская АЭС было реорганизовано путем его присоединения в качестве филиала к ГП концерн «Росэнергоатом». В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица.

В связи с присоединением ГП Кольская АЭС к Концерну права и обязанности Вкладчика, в том числе обязанности по уплате пенсионных взносов, перешли к Концерну.

В период реорганизации ГП Кольская АЭС 01.03.2002 Фондом, Вкладчиком и ГП концерн «Росэнергоатом» заключено соглашение о замене стороны в договоре ДНПО №**, в соответствии с которым все права и обязанности Вкладчика перешли от ГП Кольская АЭС к ГП концерн «Росэнергоатом» (т.2 л.д.231).

23.08.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ГП Кольская АЭС.

26.09.2002 между Концерном и Фондом был заключен Договор о негосударственном пенсионном обеспечении №** в связи с принятием Концерном решения о централизации финансирования программы негосударственного пенсионного обеспечения (том 4 л.д. 14-16).

Дополнительным соглашением №** от 10.12.2002 к указанному договору установлено, что с даты его заключения негосударственное пенсионное обеспечение работников Кольской АЭС производится в рамках договора №** от 26.09.2002 при централизованным финансировании из средств Концерна в рамках утвержденного бюджета (том 4 л.д. 22).

В дальнейшем 31.01.2003 Фондом и Вкладчиком подписано соглашение о расторжении договора ДНПО №**.

Доводы истца и его представителя о том, что договор ДНПО №** не мог быть расторгнут без согласия истца, являющегося его Участником, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Действовавшими на момент заключения договора ДНПО №** законом и иными правовыми актами, а в дальнейшем – и Законом № 75-ФЗ императивное условие об обязательности согласия Участников для расторжения договора о негосударственном пенсионном обеспечении не предусматривалось. Действие Закона № 75-ФЗ не распространяется на отношения, возникшие из договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключенных до его вступления в силу.

Договором ДНПО №** установлено, что он может быть расторгнут в любое время по инициативе Вкладчика с уведомлением об этом Фонда не позднее, чем за 30 дней до предполагаемой даты расторжения (п. 7.2). Условия об уведомлении Участников или о получении от них согласия на расторжение договора ДНПО №** в нем отсутствуют. Таким образом, исходя из смысла ст. 421 Гражданского кодекса РФ, стороны воспользовались предоставленным им законом правом и предусмотрели иное условие о расторжении Договора №**, нежели изложено в диспозитивной норме п. 2 ст. 430 Гражданского кодекса РФ.

Из буквального толкования п. 7.2 Договора ДНПО №** следует, что стороны достигли соглашения о возможности расторжения договора без согласия Участников, для расторжения договора достаточно инициативы Вкладчика. Такое соглашение не противоречит нормам действующего законодательства.

Кроме того, договор ДНПО №** финансировался Вкладчиком путем перечисления пенсионных взносов на общий солидарный счет без открытия Участникам индивидуальных пенсионных счетов. Таким образом, по сути данный договор являлся договором с исполнением в пользу третьих лиц. Нормами ГК РФ не предусмотрено условие об обязательном извещении Участника подобного договора о его расторжении Вкладчиком и Фондом.

Доводы истца и его представителя о том, что Соглашение от 31.01.2003 о расторжении договора ДНПО №** не порождает правовых последствий, поскольку подписано от имени Вкладчика не уполномоченным на это лицом, суд признает несостоятельными.

гр.А действовал от имени Концерна на основании доверенности от 15.10.2002 №**, в число полномочий по которой входило заключение, изменение и расторжение с правом подписи договоров (контрактов) и иных сделок. Доверенность гр.Б, занимавшего должность заместителя директора по экономике, от 18.11.2002 г. №**, выданная в порядке передоверия от имени Концерна представителем Концерна гр.А, содержала полномочия на подписание договоров/соглашений/контрактов без каких-либо исключений. Исходя из текста доверенности, выданной гр.Б, ограничений по подписанию соглашений о расторжении договоров она не содержала (том 3 л.д. 154-155).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, указанное Соглашение о расторжении ДНПО №** действительно подписано от имени Вкладчика не указанным в преамбуле данного Соглашения директором филиала гр.А, а его заместителем гр.Б

Однако, законодательством не установлены ограничения по способам и формам выражения подтверждения совершенной представителем сделки. Следовательно, подтверждением такого прямого одобрения могут быть, в частности, действия сторон, направленные на исполнение достигнутой договоренности в обоюдных интересах и подтверждающие факт ее достижения именно данными сторонами.

Судом из пояснений представителей ответчика установлено, что Соглашение о расторжении соответствовало воле и намерениям сторон расторгнуть договора ДНПО №**, действия представителей Концерна были обоснованы соответствующим поручением Концерна. гр.Б, также являясь представителем Концерна на основании доверенности, получил от гр.А указание оформить все необходимые документы для расторжения Договора №**. гр.А, в свою очередь, получил такое указание от руководства Концерна.

Соглашение о расторжении договора ДНПО №** было исполнено сторонами, в дальнейшем не оспаривалось и не обжаловалось ими.

Доказательства, свидетельствующие об обратном, истцом и его представителем не представлены.

Таким образом, договор ДНПО №** с 31.01.2003 расторгнут по соглашению сторон в соответствии с действующим законодательством и условиями указанного договора, и ГП Кольская АЭС вкладчиком по нему не является.

До 26.09.2002 выплата негосударственных пенсий работникам ГП Кольская АЭС и индексация пенсии производилась за счет средств указанного государственного предприятия. С 26.09.2002 источником финансирования программы негосударственного пенсионного обеспечения бывших работников ГП Кольская АЭС и Концерна являются средства Концерна.

Расторжение договора ДНПО №** произведено после заключения дополнительного соглашения №**, в связи с чем негосударственное пенсионное обеспечение ФИО1 не прерывалось. Он продолжал получать и получает в настоящее время негосударственную пенсию в рамках договора ДНПО №** от 26.09.2002 в размере, достигнутом по результатам всех увеличений пенсии истца и ее индексаций, произведенных в период действия договора ДНПО №** ***.

Таким образом, расторжение договора ДНПО №** не повлекло ухудшения положения истца, которому продолжает выплачиваться негосударственная пенсия без снижения её размера.

Порядок назначения ФИО1 негосударственной пенсии и её размер определялись действовавшим на день увольнения истца Положением о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС ***.

Согласно заявлению-анкете участника НПФ «Эрко-Гарант» 25.01.2002 ФИО1 назначена негосударственная пенсия в размере *** рубль, истец с содержанием данного документа ознакомлен, о чем имеется его личная подпись (том 1 л.д. 12). Расчет размера негосударственной пенсии истец не оспаривал.

Условие об индексации негосударственной пенсии с учетом роста государственной пенсии по стране предусматривалось п. 2.2.5 вышеуказанного Положения. Оформление негосударственной пенсии производится посредством личного обращения работника в НПФ с заявлением-анкетой установленной формы (п. 6.3 Положения).

Пунктом 6.4 Положения регламентирован порядок расчета размера негосударственной пенсии в зависимости от величины средней по КАЭС пенсии, индексируемой в соответствии с индексацией государственных пенсий. По состоянию на 01.01.1998 средняя по КАЭС пенсия составляла *** рублей, с 01.02.2001 – *** рубль.

После внесения изменений в пенсионное законодательство РФ размер средней по КАЭС пенсии подлежал индексации в соответствии с коэффициентом увеличения базовой части трудовой пенсии.

На основании п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность устанавливаются постановлениями Правительства РФ: постановлением от 24.01.2002 г. №** с 01.02.2002 г. установлен коэффициент ***; постановлением от 18.07.2002 г. №** с 01.08.2002 г. установлен коэффициент ***; постановлением от 24.01.2003 г. №** с 01.02.2003 г. установлен коэффициент ***; постановлением от 16.07.2003 г. №** с 01.08.2003 г. установлен коэффициент ***; постановлением от 11.07.2005 г. №** с 01.08.2005 г. установлен коэффициент ***; постановлением от 24.03.2006 г. №** с 01.04.2006 г. установлен коэффициент ***; постановлением от 27.03.2007 г. №** с 01.04.2007 г. установлен коэффициент ***.

Совместным решением администрации и профкома КАЭС от 17.10.2001 принятым во изменение Коллективного договора и Положения, величина средней по КАЭС пенсии увеличена до *** рублей, предусмотрена возможность пересмотра её величины отдельными решениями администрации и профкома после индексации государственной пенсии.

До 01.10.2001 размер средней по КАЭС пенсии составляла *** рубль, следовательно в результате применения указанных коэффициентов средняя пенсия по состоянию на 01.04.2007 составила бы *** рублей в месяц ***

Суд соглашается с доводами ответчика об опережающей индексации негосударственной пенсии, проведенной согласно Совместному решению от 17.10.2001 путем увеличения размера средней по КАЭС пенсии с *** рубля до *** рублей.

При этом коэффициент роста негосударственной пенсии составил ***, что намного превышает темпы индексации государственных пенсий.

Судом из материалов дела и пояснений сторон установлено, что в 2002 году за счет средств ГП Кольская АЭС была произведена индексация выплачиваемой ФИО1 негосударственной пенсии: 27.02.2002 г. на коэффициент *** и 15.08.2002 г. на коэффициент ***, в связи с чем размер ежемесячно выплачиваемой истцу негосударственной пенсии составил *** рублей (том 3 л.д. 98, 99).

Таким образом, в 2002 году Вкладчик ГП Кольская АЭС в добровольном порядке за счет собственных средств произвел двукратную индексацию пенсии ФИО1

Вкладчик – Концерн денежные средства на цели индексации негосударственных пенсий выплачиваемых бывшим работникам Кольской АЭС Фонду не направлял.

Условие о прекращении индексации закреплено соответствующими нормативными актами Вкладчика – Концерна.

Так, приказом по Концерну №** от **** с **** введено в действие Временное положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников концерна «Росэнергоатом», которое распространялось на всех работников Концерна и предусматривало максимальный по Концерну размер негосударственной пенсии *** рублей. Условия об индексации данное Временное положение не содержало.

При этом с целью сохранения достигнутого уровня пенсионного обеспечения работников филиала Кольская АЭС продлен срок действия Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС 2001 г. только в части размеров назначенных пенсий на период до выравнивания размеров вышеуказанных пенсий (том 2 л.д. 130-135).

Следовательно, с 01.01.2003 индексация негосударственных пенсий пропорционально росту трудовой и государственной пенсии не проводится в отношении всех без исключения бывших работников Кольской АЭС.

Приказом ФГУП концерн «Росэнергоатом» от 13.01.2004 №** с 01.01.2004 введено в действие Единое положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников концерна «Росэнергоатом» (т.2 л.д. 157-169, далее – Единое положение 2004 г.).

В соответствии с п. 7.2 Единого положения 2004 г. ранее утвержденные Положения о негосударственном пенсионном обеспечении, включая филиалы, с 01.01.2004 г. утрачивают силу, при этом временно, до подписания в 2004 году коллективного договора Концерна сохраняется действующий порядок назначения размера негосударственной пенсии работникам центрального аппарата Концерна и Кольской АЭС, вновь уходящих на пенсию. Размеры негосударственных пенсий, назначенные бывшим работникам Концерна в соответствии с условиями ранее действующих Положений, не пересматриваются (п.7.3). Согласно п. 7.4 вопрос об увеличении размеров пенсий, назначенных в соответствии с условиями ранее действующих Положений, решается Правлением Концерна по согласованию с Фондом при условии формирования дополнительных пенсионных резервов на солидарном счете Концерна в Фонде.

Таким образом, Положение о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС ***, на основании которого истцу выплачивалась негосударственная пенсия с условием её индексации с 01.01.2004 утратило силу.

Размер назначенной ФИО1 негосударственной пенсии не пересматривался, вопрос об увеличении размера пенсии истца в порядке, предусмотренном п. 7.4, Единого положения 2004 г. не решался.

Пунктом 6.2 Единого положения 2004 г. предусмотрено увеличение размера негосударственной пенсии Участника на 25 % после присвоения звания ***.

В марте 2006 г. истцу было присвоено звание ***, и в соответствии с п. 6.2 Единого положения 2004 г. размер выплачиваемой пенсии увеличился на 25% и составил *** рублей, что подтверждается выпиской о состоянии пенсионного счета ФИО1 (том 2 л.д.165).

Увеличение размера негосударственной пенсии истца по данному основанию индексацией не является.

Приказом Концерна от 22.09.2006 г. №** с 01.09.2006 утверждено и введено в действие Единое положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ФГУП концерн «Росэнергоатом» (далее – Единое положение 2006 г.) и Регламент по оформлению и назначению негосударственных пенсий (т.2 л.д. 170-207). Согласно Единому положению 2006 г. Участниками являются в том числе бывшие работники (пенсионеры), уволенные из Концерна на пенсию до введения в действие данного положения, которым осуществляется выплата негосударственной пенсии (пп.«б» п.2.3). П.6.6 предусмотрено, что пересмотр размеров трудовой и государственной пенсии, включая их индексацию, не влияет на размер ранее назначенных и назначаемых негосударственных пенсий. Вместе с тем размеры ежемесячных негосударственных пенсий, назначенных в соответствии с условиями ранее действовавших Положений, могут быть увеличены по решению Правления Концерна, согласованному с Фондом, при условии формирования дополнительных пенсионных резервов на солидарном счете Концерна в Фонде (п.10.3).

Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС в действующей редакции – Приложение №** к Коллективному договору Кольской АЭС 2009 г., подписанному сторонами в мае 2009 г. (т. 3 л.д. 5-17) включает в себя условия Единого положения 2006 г., в том числе условия п.6.6, 10.3.

Несмотря на наличие условия об индексации негосударственной пенсии в Положениях о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (Приложения к Коллективным договорам, действовавшим с 2001 по 2009 годы), программы негосударственного пенсионного обеспечения с 01.01.2003 применялись исходя из Положений, принятых Вкладчиком - Концерном (Временное положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников концерна «Росэнергоатом» 2003 г., Единые положения 2004 и 2006 г.), поскольку за счет данного Вкладчика осуществлялось финансирование указанных программ, в которых условия об индексации не предусматривались.

Изложенное подтверждается Совместным решением администрации и профкома Кольской АЭС, представляющего интересы работников, от 19.05.2011 в котором разъяснено, что условие об индексации негосударственных пенсий, предусмотренное Положением о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС 2001 г., применялось на период действия договора ФИО8, а с 01.01.2003 на работников Кольской АЭС распространяется Временное положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников концерна «Росэнергоатом» (том 4 л.д. 121).

Также изложенное подтверждается Постановлениями конференций трудового коллектива Кольской АЭС, которыми условия Коллективного договора признаны исполненными стороной работодателя за 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы (т.4 л.д. 122-123, 124-129).

Установлено, что ФИО1 получает негосударственную пенсию в размере превышающем средний размер негосударственной пенсии по Концерну.

Условие о том, что Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС 2001 г. при пересмотре обратной силы не имеет, означает, что в случае изменения в установленном порядке условий негосударственного пенсионного обеспечения Вкладчик и Фонд не вправе уменьшать размер уже назначенной пенсии.

Анализируя установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Концерну об индексации получаемой негосударственной пенсии, поскольку его требования не основаны на законе, нормативных актах Концерна и договорах между Вкладчиком и Фондом.

Поскольку остальные исковые требования ФИО1 к Концерну взаимосвязаны с наличием оснований для проведения индексации негосударственной пенсии, они также удовлетворению не подлежат.

Согласно условиям договора ДНПО №** от 26.09.2002 НПФ «Атомгарант» (ранее – НПФ «Эрко-Гарант») принял на себя обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению работников Вкладчика (Концерна) за счет средств пенсионных взносов, ежеквартально перечисляемых Фонду Вкладчиком. Ни указанный договор, ни Правила Фонда не устанавливают обязанность Фонда самостоятельно производить индексацию негосударственных пенсий участников независимо от достаточности средств пенсионных взносов на солидарном счете Вкладчика. Учитывая изложенное, а также вышеприведенные положения локальных нормативных актов ГП Кольская АЭС и Концерна, индексация негосударственных пенсий должна производиться Вкладчиком самостоятельно с последующим перечислением Фонду средств на выплату индексированных пенсий.

Следовательно, исковые требования ФИО1 к НПФ «Атомгарант» о выплате недополученной негосударственной пенсии за период с 01.02.2003 по 01.02.2011 и самостоятельном осуществлении индексации и выплаты истцу негосударственной пенсии согласно п. 5 Положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работников Кольской АЭС (приложение к Коллективному договору КАЭС 2001 г.), не подлежат удовлетворению, поскольку по своей сути производны от удовлетворения требований истца к Вкладчику о проведении индексации негосударственной пенсии.

Ответчиком НПФ «Атомгарант» заявлено о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.

Согласно ст. 196 ГК РФ на требования истца распространяется общий срок исковой давности три года. В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Настоящий иск предъявлен ФИО1 25.01.2011 в связи с прекращением индексации негосударственной пенсии с 2003 года.

Судом из пояснений представителя Концерна ФИО3 установлено, что Коллективный договор Кольской АЭС 2001 года в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, имелся во всех цехах и подразделениях КАЭС, а также был размещен на доступных работникам информационных стендах, в связи с чем ФИО1 имел возможность с ним ознакомиться и своевременно установить основания и порядок индексации назначенной ему негосударственной пенсии. Также ФИО1 не был лишен возможности обращаться непосредственно к Вкладчику или в Фонд по всем вопросам негосударственного пенсионного обеспечения.

Постановления Правительства РФ, в том числе касающиеся индексации трудовых и государственных пенсий, публикуются в установленном порядке в общедоступных средствах массовой информации, следовательно ФИО1 должен был знать о производимой индексации трудовых и государственных пенсий.

При увольнении 25.01.2002 размер негосударственной пенсии истца составлял *** рубль (том 1 л.д. 12).

Из выписки о состоянии пенсионного счета ФИО1 за период с 01.01.2002 по 22.02.2011 (т. 3 л.д. 98-110) следует, что первая выплата с учетом индексации, произведенной ГП Кольская АЭС, в размере *** рублей *** копеек произведена 27.02.2002, с 15.08.2002 размер пенсии увеличен до *** рублей. В дальнейшем размер негосударственной пенсии не изменялся и был увеличен в августе 2006 года в связи с присвоением истцу звания ***.

Следовательно, при должной степени внимательности ФИО1 должен был своевременно узнать о прекращении роста негосударственной пенсии.

Судом из пояснений истца установлено, что негосударственная пенсия перечисляется на его счет. Распоряжается денежными средствами на данном счете супруга истца, которой ФИО1 выдана соответствующая доверенность. Сам ФИО1 пояснил в судебном заседании, что состоянием своего счета и размером негосударственной пенсии не интересовался, однако о производимой индексации трудовой и государственной пенсии знал из средств массовой информации.

Таким образом, истцом значительно пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.

В силу ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, наряду с вышеизложенными выводами, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Доводы представителя истца ФИО2 об обязанности НПФ «Эрко-Гарант» (НПФ «Атомгарант») при назначении негосударственной пенсии оформить истцу пенсионный полис и регулярно уведомлять истца о состоянии его пенсионного счета, суд полагает необоснованными.

Правилами НПФ «Эрко-Гарант» и НПФ «Атомгарант», в редакциях 1996, 2002, 2009 г.г. установлена обязанность Фонда ежегодно предоставлять Участникам информацию о состоянии их именных пенсионных счетов.

Однако, из материалов дела, пояснений истца и представителей НПФ «Атомгарант» судом установлено, что перечисление Вкладчиком пенсионных взносов по договору ДНПО №** и договору ДНПО №** от 26.09.2002 осуществлялось на солидарный счет Вкладчика, индивидуальные договоры негосударственного пенсионного обеспечения с получателями негосударственных пенсий не заключались, именные пенсионные счета получателям не открывались. Обязанность Фонда предоставлять Участникам информацию о состоянии солидарного пенсионного счета, а также оформлять Участникам договора полисы по солидарному пенсионному счету Вкладчика вышеуказанными Правилами не установлена.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска истцом срока исковой давности, суду не представлено, основания для восстановления истцу срока исковой давности не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к ОАО «Концерн Росэнергоатом» и некоммерческой организации негосударственному пенсионному фонду «Атомгарант» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья М.Ю.Сапунова