ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-296 от 24.06.2011 Третьяковского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Третьяковский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Третьяковский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 – 296/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 июня 2011 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Березовенко Г.И.

с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района, отделу администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края, ФИО1, администрации Третьяковского района Алтайского края, Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу о признании незаконным бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений законодательства РФ о государственной регистрации обременения права на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района, комитета по культуре администрации Третьяковского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений законодательства РФ о государственной регистрации обременения права на недвижимое имущество.

В заявлении указал, что в соответствии с выпиской из ЕГРП от 31 января 2011 годы № объект по адресу  является жилым домом, ограничения (обременения) на него не зарегистрированы, собственником является ФИО1

Вместе с тем, относительно данного объекта имеется акт технического состояния памятника истории и культуры от 15 августа 2002 года № 1 и охранное обязательство от 15 августа 2002 года по недвижимому памятнику истории и культуры, заключенные между собственником ФИО1 и комитетом по культуре. Согласно указанным документам данный объект является памятником «Особняк купца Голяшова» 1912 года.

На собственника ФИО1 налагаются определенные обязанности, в частности, производить ремонтно-реставрационные работы по предварительному соглашению с «Госорганом» (комитет по культуре) и другие.

Не регистрация охранного обязательства влечет нарушение федерального закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Российская Федерация утрачивает контроль за памятниками и их состоянием.

Прокурор указал, что нарушается право неопределенного круга лиц по пользованию памятником и сохранению его состояния в первозданном виде.

Истец просит признать незаконным бездействие администрации Корболихинского сельсовета и комитета по культуре администрации района по непринятию мер к государственной регистрации охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу ;

обязать администрацию Корболихинского сельсовета и комитет по культуре администрации района принять меры к государственной регистрации охранного обязательства на указанный объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий 2 месяца.

Определением суда от 14 апреля 2011 года удовлетворено ходатайство истца помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И., произведена замена ненадлежащего ответчика комитета по культуре администрации района на надлежащего – отдел администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края. Указанным определением к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО1

Определением суда от 26 мая 2011 года удовлетворено ходатайство истца помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И., к участию в деле в качестве соответчиков привлечена администрация Третьяковского района Алтайского края и Управление Алтайского края по культуре и архивному делу.

В судебном заседании истец заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации Корболихинского сельсовета и администрации Третьяковского района в лице отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края по непринятию мер к государственной регистрации охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу ;

обязать администрацию Третьяковского района в лице отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края передать администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края подлинное охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры от 15 августа 2002 года, оформленное ФИО1;

в соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязать администрацию Корболихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края принять меры к государственной регистрации охранного обязательства на указанный объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав;

в соответствии с абзацем 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязать правообладателя ФИО1 принять меры к государственной регистрации охранного обязательства на указанный объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.

Истец также просит в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий 2 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края ФИО2, представитель ответчика отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края ФИО3 иск не признали, полагают, что администрация Корболихинского сельсовета и отдел по культуре и молодежной политике являются ненадлежащими ответчиками, ввиду того, что объект, расположенный по адресу  является памятником «Особняк купца Голяшова» регионального значения.

Соответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель соответчика администрации Третьяковского района Алтайского края, представитель соответчика Управления Алтайского края по культуре и архивному делу в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск не признают.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «Корболихинское» входит в состав Третьяковского района Алтайского края.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 11 марта 1998 года № 83 «Об утверждении Списка вновь выявленных памятников истории культуры Алтайского края» (в редакции от 03 октября 2006 года) утвержден Список вновь выявленных памятников истории и культуры Алтайского края, которые отнесены к категории памятников истории и культуры местного значения.

Согласно Списка вновь выявленных памятников истории и архитектуры в Третьяковском районе выявлен памятник «Особняк купца Голяшова», 1912 года с балансовой принадлежностью – администрация села, местонахождение памятника с. Корболиха, Третьяковский район, Алтайского края.

Согласно постановления администрации Третьяковского района от 05 марта 1997 года № 50 «О переводе площадей административного и социально-культурного назначения в жилищный фонд» принято предложение администрации Корболихинского сельсовета о переводе административного здания по адресу , в жилищный фонд (л.д. 47).

Постановлением администрации Третьяковского района от 09 сентября 1997 года № 263 «О приватизации дома, состоящего на балансе Корболихинского сельсовета по адресу » разрешено приватизировать дом по , относящегося к жилищному фонду муниципальной собственности и состоящего на балансе администрации Корболихинского сельсовета (л.д. 41).

В соответствии с договором безвозмездной передачи жилья в собственность от 01 сентября 1997 года, зарегистрированного 12 сентября 1997 года (л.д. 25-26) администрация Корболихинского сельсовета Третьяковского района передала ФИО в частную собственность жилой дом, расположенный по адресу .

Согласно постановления Корболихинского сельского Совета депутатов Третьяковского района Алтайского края № 17 «О предоставлении в собственность земельного участка ФИО» предоставлен в собственность земельный участок в размере 1200 кв.м, находящийся в , ФИО, для ведения личного подсобного хозяйства.

ФИО в соответствии с договором купли-продажи земельного участка с жилым домом от 05 января 2000 года (л.д. 23-24) продал земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу , ФИО1

15 августа 2002 года ФИО1 оформила охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры (л.д. 29-31, 32-34).

Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» предметы старины, произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

Согласно п.8 ч.2 Приказа Минкультуры СССР от 13.05.1986 года № 203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Несоблюдение порядка учета является нарушением правил охраны памятников истории и культуры.

В силу ч.2 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления,   осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со статьей 16 Закона, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Согласно ч.1 ст.4 указанного Закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч.1-2 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

В силу ст. 8 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что указанные нормы закона нарушены.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о сделок с ним от 31 января 2011 года № право собственности на объект недвижимости жилой дом, расположенный в , зарегистрировано на имя ФИО1. Ограничения (обременения) права не зарегистрированы ( л.д. 16).

С учетом изложенного суд считает, уточненные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как установленные нарушения закона подлежат устранению.

Суду представлены письменные документы, подтверждающие реорганизацию отдела культуры райисполкома в комитет администрации района по культуре (распоряжение администрации Третьяковского района от 24 февраля 1992 года № 14-р) (л.д. 42). В последствии комитет по культуре администрации района ликвидирован (постановление администрации Третьяковского района от 19 января 2005 года № 3-п, л.д. 45). На основании Решения Третьяковского муниципального района Алтайского края от 16 марта 2006 года «О внесении изменений в структуру администрации Третьяковского района Алтайского края» (л.д. 46) образован в структуре администрации Третьяковского района отдел по культуре и молодежной политике.

С учетом данных обстоятельств суд считает, что обоснованно произведена замена ненадлежащего ответчика комитета по культуре администрации района на отдел администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края.

Суд считает обоснованным требование истца о признании незаконными бездействия администрации Корболихинского сельсовета и администрации Третьяковского района в лице отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края по непринятию мер к государственной регистрации охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу .

В соответствии с п. 14 Устава МО «Корболихинский сельсовет Третьяковского района» в полномочия администрации входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 11 марта 1998 года № 83 памятник истории и архитектуры «Особняк купца Голяшова» 1912 года отнесен к категории памятников истории и культуры местного значения. Данное постановление является нормативным актом, действующим на момент обращения прокурора в суд с иском и на момент рассмотрения гражданского дела.

С учетом этого, суд не принимает доводы представителя ответчика администрации Корболихинского сельсовета ФИО2 о том. что данный памятник истории и архитектуры является памятником регионального значения. Данные доводы не подтверждаются нормативными документами. Ссылка представителя ответчика на список, имеющийся в материалах гражданского дела (л.д. 12-13), представленным истцу НПЦ «Наследие», где указано, что это памятник регионального значения, судом не может быть принята, поскольку данный список составлен указанным органом, состоит в противоречии с нормативным актом. Суд считает, что данный список не может учитываться наряду с постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 11 марта 1998 года № 83.

На основании изложенного, суд считает. что администрация Корболихинского сельсовета Третьяковского района не выполнила требования закона. А также не исполнила полномочия, возложенные Уставом МО, не проконтролировала и не приняла мер к регистрации охранного обязательства, в чем и выражается бездействие.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края (л.д. 17), отдел по культуре и молодежной политике администрации Третьяковского района Алтайского края является структурным подразделением администрации района, осуществляющим исполнительную и распорядительную деятельность на территории района в области культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования культурного наследия, дополнительного образования, молодежной политике.

В соответствии с этим отдел администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края не может нести самостоятельную ответственность. Суд считает обоснованным требование истца о возложении обязанности на администрацию Третьяковского района Алтайского края в лице отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края по передаче охранного обязательства в администрацию Корболихинского сельсовета Тре5тьяковского района. То обстоятельство, что данное охранное обязательство не было передано в администрацию Корболихинского сельсовета при ликвидации комитета по культуре администрации района, как структурного подразделения и является бездействием данного юридического лица.

С учетом изложенного суд считает обоснованным требование истца о возложении обязанности на администрацию Корболихинского сельсовета, как на орган местного самоуправления (в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ) по принятию мер к государственной регистрации охранного обязательства на указанный объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.

Суд считает правильным возложить обязанность на правообладателя ФИО1 (в соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ) по государственной регистрации охранного обязательства на указанный объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, поскольку она не освобождена от обязанности произвести действия по регистрации ограничений (обременения) права недвижимого имущества. Ей достоверно известно, что объект, собственником которого она является, отнесен к памятникам истории и культуры Алтайского края, в связи с этим она оформила охранное обязательство.

Управление Алтайского края по культуре и архивному делу следует перевести в числе третьих лиц.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района, отделу администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края, ФИО1, администрации Третьяковского района Алтайского края, Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу о признании незаконным бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений законодательства РФ о государственной регистрации обременения права на недвижимое имущество удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Корболихинского сельсовета и администрации Третьяковского района в лице отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края по непринятию мер к государственной регистрации охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу .

Обязать администрацию Третьяковского района в лице отдела администрации Третьяковского района по культуре и молодежной политике Алтайского края передать администрации Корболихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края подлинное охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры от 15 августа 2002 года, оформленное от имени ФИО1 - на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу .

Возложить в соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязанность на администрацию Корболихинского сельсовета Третьяковского района Алтайского края принять меры к государственной регистрации охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу , в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.

Возложить в соответствии с абзацем 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязанность на правообладателя ФИО1 произвести государственную регистрацию охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник «Особняк купца Голяшова» 1912 года, расположенный по адресу , в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий 2 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Управление Алтайского края по культуре и архивному делу следует перевести в числе третьих лиц.

Взыскать с ФИО1 в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.

Судья О.И.Каплунова