ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-296 от 30.08.2018 Агинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-296 (2018 год)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Агинское 30 августа 2018 года

Агинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц., единолично,

при секретаре Будаевой Э.Б.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к межмуниципальному отделу МВД России «Агинский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю об установлении факта постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.03.2005 года, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

у с т а н о в и л:

В суд обратился ФИО1 с указанным иском, ссылаясь на то, что он служил в Могойтуйском РОВД <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ в должности уполномоченного отделения уголовного розыска и согласно приказу начальника УМВД России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы с правом на пенсию за выслугу лет, которая составила на день увольнения - 17 лет 06 месяцев 15 дней. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в УМВД по <адрес> (жилищную комиссию) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи 4 человека (супруга, 2 несовершеннолетних детей). Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии УМВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет на получение единовременной выплаты ссылаясь на то, что согласно представленной информации МО МВД России «Агинский» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 в МО МВД России «Агинский» на учете граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит. В УМВД России по <адрес> на учете граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях также не состоит. До обращения в жилищную комиссию УМВД, он обращался в МО МВД России «Агинский» за документами, сведениями, касающимися факта постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Получил ответ, что такими сведениями МО МВД России «Агинский» не располагает в связи с отсутствием архивных документов. Также было указано, что архивные документы УВД АБАО, касающиеся граждан и сотрудников ОВД, состоящих в очереди на улучшение или приобретение жилья в МО МВД «Агинский» не передавались. В период службы в Могойтуйском РОВД он обращался ДД.ММ.ГГГГ с рапортом на имя начальника ОВД ФИО2 о постановке его на очередь для приобретения жилья. Данный рапорт начальник ОВД отписал жилищно-бытовой комиссии. В тот период в ОВД имелась жилищно-бытовая комиссия, руководителем которой был ФИО3, членами - ФИО4, ФИО5 Комиссия обследовала его жилищно-бытовые условия по <адрес>, где он проживал с супругой. Данный дом принадлежал его родителям. На тот период у него не было никаких жилых помещений в пользовании, собственности. В связи с чем, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ему были выданы копии его заявления о принятии на учет, акта обследования жилищно-бытовых условий и списка по Могойтуйскому РОВД об индивидуальном учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем на ДД.ММ.ГГГГ. Иные документы не выдали из-за отсутствия таковых. В 2011-2012 гг. были реорганизации в системе МВД России, в связи с чем, ОВД по <адрес> был ликвидирован. Был создан отдел полиции по <адрес>, являющийся структурным подразделением МО МВД «Агинский». В МО МВД России «Агинский», как следует из их ответа, архивные документы, касающегося постановки на очередь на улучшение или приобретения жилья, не поступали из УВД АБАО. В свою очередь, МО МВД России «Агинский» не обратился с запросом в отдел полиции по <адрес> об истребовании каких-либо документов в подтверждение очередности на жилье, о наличии либо отсутствии таких архивных документов, до направления ответов в УМВД по <адрес>. Полагает, что отсутствие части архивных документов, подтверждающих порядок, правила постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет, либо наличие нарушений в действиях должностных лиц по вопросам учета таких лиц, не должно нарушать его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения

Просит суд установить факт постановки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Могойтуйском РОВД <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержал свои заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель ответчика УМВД России по <адрес> по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В возражении указала, требования ФИО1 об установлении факта постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ФИО1 в МО МВД России «Агинский» и в УМВД России по <адрес> на учёте граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учёт до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не состоит. Оснований для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты не имеется, в связи с чем, жилищной комиссией УМВД России по <адрес> было принято решение об отказе в постановке на учёт. Приложенные к исковому заявлению копии документов не являются доказательством факта постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении ОВД по <адрес>. В документе, под названием «Могойтуйский РОВД Индивидуальный учёт сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечения жильем на ДД.ММ.ГГГГ года» в нарушение требований Положения и Примерных правил учета граждан графы 6 и 7 формы (основание принятия на жилищный учет - решение жилищно-бытовой комиссии, номер и дата приказа об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии) не заполнены, не велась Книга учета сотрудников данным подразделением, жилищно-бытовой комиссией ОВД <адрес> не было принято решение о постановке ФИО1 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, никем из должностных лиц ОВД <адрес> указанный документ не подписан. В архивах ОП по <адрес> МО МВД России «Агинский», МВД России «Агинский» не имеется документов, подтверждающих ведение учёта - журнала учета сотрудников, состоящих на жилищном учете, протоколов жилищно-бытовой комиссии и учетных дел очередников. Кроме того, не установлено, кто является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, на каком праве и каким образом оно предоставлено истцу, не является ли сам истец собственником указанного жилого помещения, в том числе в качестве наследника ФИО7. Указанное жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истец, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежало ему на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома продал жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. Таким образом, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия. При этом на указанный жилой дом в пользу ФИО1 установлено ограничение прав и обременение объекта в силу закона до полного расчёта. Истец и члены его семьи сохранили право проживания в указанном жилом помещении, что подтверждается отметками о регистрации по указанному адресу в паспортах. ФИО7 согласно подомовой книги и справки администрации сельского поселения «Зуткулей» проживала в <адрес>, до момента смерти в 2016 году. Полагает, что до настоящего времени дом находится в залоге, у истца имеется право на указанное жилое помещение. Истцом не предоставлены документы по обследованию жилищно-бытовых условий истца по месту проживания истца по адресу: <адрес>. Вопрос о признания права истца на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения подлежит рассмотрению жилищной комиссией УМВД России по <адрес> после предоставления истцом заявления с приложением необходимых документов, в том числе решения суда об установлении факта постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, определенном Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МО МВД России «Агинский» по доверенности ФИО8 в судебном заседании показал, что исковые требования не признает, представил суду возражение на исковое заявление аналогичное вышеприведенным, и доводы возражения сводятся к отсутствию у истца права на получение единовременной выплаты по указанным в возражении основаниям.

Изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные письменные доказательства, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом РФ (часть 1).

Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации

Пунктом 5 указанных Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в данном пункте Правил.

В соответствии с пунктом 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 15 Правил).

На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел непрерывно 17 лет, 06 месяцев, 16 дней, назначена пенсия за выслугу лет, выслуга на момент увольнения составляет: в календарном исчислении 17 лет 6 месяцев 16 дней, в льготном исчислении-26 лет, что подтверждается копией трудовой книжки, справкой УМВД России по <адрес> (л.д. 7-8, 40).

17.11.2017г. ФИО1 обратился в УМВД России по <адрес> с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения для семьи в составе 4-х человек (он, жена и двое детей).

Решением от 17.01.2018г. истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на основании того, что ФИО1 в МО МВД России «Агинский» на учете граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не состоит. В УМВД России по <адрес> на учете граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях также не состоит.

В судебном заседании представитель ответчика МО МВД России «Агинский» пояснил, что приложенные к исковому заявлению копии документов не являются доказательством факта постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ОВД по <адрес>, поскольку Книга учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий не велась, жилищно-бытовой комиссией ОВД <адрес> не было принято решение о постановке ФИО1 на учет, приложенном документе под названием «Могойтуйский РОВД Индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечения жильем на 01.03.2005года»в нарушении требований Положения и Примерных правил учета граждан графы 6 и 7 формы( основание принятия на жилищный учет-решение жилищно-бытовой комиссии, номер и дата приказа об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии) не заполнены, указанный документ никем из должностных лиц не подписан.

Аналогичные доводы изложены в письменном возражении представителя ответчика УМВД по <адрес>.

Вместе с тем, истец ссылается, что в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ был признан и поставлен на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту работы.

Суд считает, что указанные доводы нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Согласно Методических рекомендаций по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению к заявлению сотрудником прилагается выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет - для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД России до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу начальника МО МВД России «Агинский» ФИО9 сведениями по факту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не располагает в связи с отсутствием архивных документов. Архивные документы УВД АБАО, касающиеся граждан и сотрудников ОВД, состоящих в очереди на улучшение или приобретении жилья в МО МВД России «Агинский» не передавались.

Согласно ответу ГКУ «Государственный архив <адрес>» сведения по жилищно-бытовой комиссии на ФИО1 в Агинском окружном архиве отсутствуют, документы УВД АБАО в архив не сданы.

Отдел полиции по <адрес> МО МВД России «Агинский» представил копию рапорта от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии ОВД <адрес>, копию акта обследования жилищно-бытовых условий от 15.11.1999г., индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем на 01.03.2005г.

В материалах учетного дела ФИО1, представленного в суд УМВД России по <адрес>, имеются сведения о семье: ФИО1 с семьей (супруга ФИО10, и двое детей – ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, 02.06.2002г.р.) с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, в жилом доме, общей площадью 51,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности – ФИО7 Фактически ФИО1 с семьей проживает по указанному адресу.

Факт принятия ФИО1 в установленном порядке на учет нуждающихся в жилом помещении в органе по месту службы подтвердил свидетель ФИО3 Б-Д.Ц., пояснивший, что работал заместителем начальника Могойтуйского РОВД, являлся председателем жилищно-бытовой комиссии. На основании поступившего от ФИО1 рапорта, он совместно с членами жилищно-бытовой комиссии проводил обследование жилищно-бытовых условий и было принято решение о постановке на учет в улучшении жилищно-бытовых условий. С реорганизацией в системе МВД России, с ликвидацией ОВД по <адрес> все документы, в том числе жилищно-бытовой комиссии, комиссионно были переданы в УМВД России по <адрес>.

Из ответа и.о. начальника ОП по <адрес> МО МВД России «Агинский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82) следует, что в согласно книге приказов ОВД <адрес> 200-2001 г.г. жилищно-бытовая комиссия создавалась ДД.ММ.ГГГГ. Также имеется рапорт о постановке на учет ст. о/у ОУР ФИО1, акт обследования жилищно-бытовых условий, список сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем сотрудников Могойтуйского ОВД.

Таким образом, из представленных суду доказательств в их совокупности следует, что истец в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь до ДД.ММ.ГГГГ.

МО МВД России «Агинский» сведениями по факту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не располагает в связи с отсутствием архивных документов

Суд считает, что факт утраты документов при реорганизации ОВД по <адрес>, УВД <адрес> в связи с чем, истец лишен возможности предоставить выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке его на учет до ДД.ММ.ГГГГ, не может повлечь для него негативные последствия.

Доводы стороны ответчика изложенное в возражении о том, что в приложенные к исковому заявлению документов не являются доказательством факта постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ОВД по <адрес> не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку представленными в ходе судебного разбирательства доказательствами подтвержден факт принятия истца на учет нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005г.

Основанием отказа ФИО1 для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения явилось то, что ФИО1 в МО МВД России «Агинский» на учете граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, в УМВД России по <адрес> на учете граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях также не состоит.

Как указывалось выше, факт утраты документов при реорганизации ОВД по <адрес>, УВД <адрес> не может повлечь для него негативные последствия.

В силу пункта 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет, однако, наличие необходимых условий для принятия ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты было подтверждено и установлено в ходе судебного разбирательства.

Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения в период службы.

Учитывая изложенное, приходит к выводу о том, что ФИО1, как приобретший в период службы в органах внутренних дел право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не может быть лишен права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Таким образом, постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения носит заявительный характер.

Истец обратился в комиссию с заявлением для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, восстановление нарушенного права истца подлежит со дня приема комиссией его заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Установить факт постановки ФИО1, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Могойтуйском РОВД <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 4-х человек с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его вынесения через Агинский районный суд.

Председательствующий судья Ц.Ц. Дашиева