ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2963/2017 от 15.05.2017 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-2963/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года город Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,

при секретаре Валиевой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ижевска о возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйственного недвижимого имущества, признании незаконными бездействий по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Ижевска о возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйственного недвижимого имущества, признании незаконными бездействий по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество:

- канализация по сбросу сточных вод в р.Иж (осуществляется с левого берега р.Иж, по естественному уклону рельефа местности, вдоль ул.Свердлова г.Ижевска. Сброс осуществляется из шахты по открытому бетонному лотку шириной около 100 см.).

Также истец просит возложить на Администрацию г.Ижевска обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества.

Заявление мотивировал тем, что Управлением Росприроднадзора по УР в 2016 году проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО «Концерн «Калашников» при осмотре территории 22.08.2016 года, в районе между установленным АО «Концерн «Калашников» фоновым и контрольным створами на р.Иж, в районе ул.Свердлова г.Ижевск, обнаружен организованный выпуск сточных вод. Сброс вод осуществляется по ливневой канализации с ул.М.Горького и ул.Советская без очистных сооружений.

Поскольку собственника указанной ливневой канализации не имеется Администрация г.Ижевск, как орган местного самоуправления, должен обеспечить принятие указанного имущества в собственность.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска заявление поддержал по доводам, указанным в иске, просил его удовлетворить.

Представитель Администрации г.Ижевск ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал возражения на исковое заявление, согласно которому обязанность по проведению технической инвентаризации объектов: сети ливневой канализации сети дренажной канализации возложена на МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства».

Представитель Росприроднадзора по УР ФИО2, действующий на основании доверенности, пояснил, что исковые требования считает законными и обоснованными.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Согласно постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении Управлением Росприроднадзора по УР в 2016 году проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО «Концерн «Калашников» при осмотре территории 22.08.2016 года, в районе между установленными АО «Концерн «Калашников» фоновым и контрольным створами на р. Иж, в районе ул. Свердлова г. Ижевск УР, обнаружен организованный выпуск сточных вод.

В ходе проверки Управлением Росприроднадзора по УР установлено, что сброс сточных вод в р. Иж осуществляется с левого берега р. Иж, по естественному уклону рельефа местности, вдоль ул. Свердлова г. Ижевск. Сброс осуществляется из шахты по открытому бетонному лотку шириной около 100 см. Выпуск сточных вод завален камнями, место сброса сточных вод в р. Иж захламлено остатками древесной растительности и мусором. Обнаруженный выпуск сточных вод является выпуском ливневых сточных вод по ливневой канализации с ул.Советская с присоединенной ул.М.Горького г.Ижевска в отсутствие очистных сооружений. Также в непосредственной близости от лотка расположен колодец, выполненный из железобетонных колец, и присоединенный к трубопроводам, выполненным в подземном исполнении. В колодце наблюдается расход воды, течение в сторону р. Иж.

Согласно результатам количественного химического анализа сточных вод, отобранных из обнаруженного выпуска, установлены превышения в них концентраций загрязняющих веществ над установленными Приказом ФАР от 18.01.2010 года № 20 предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Согласно письму ОАО «Удмуртгипроводхоз» от 13.10.16 № 01-16/352, сеть ливневой канализации по ул. Советская с подключением с ул. М. Горького согласно Генплану 1961 года была решена с выпуском ливневых сточных вод в р. Иж в районе водосброса, без локальных очистных сооружений.

Согласно представленной Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска информации, вышеуказанный участок ливневой канализации в реестре муниципальной собственности г. Ижевск не числится.

Сведений об иных собственниках и лицах, эксплуатирующих данный участок сети ливневой канализации и выпуска ливневых сточных вод, также не имеется.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Согласно ч.19 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

Согласно п. 1 ч.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.

Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».

В соответствии с п.п. 7, 9 ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

В названной связи, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.

Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ст.255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В судебном заседании установлено отсутствие собственника на ливневую канализацию. Отсутствие собственника такого объекта, осуществление контроля за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Факт превышения в сточных водах, подпадающих в р.Иж из ливневой канализации концентраций, загрязняющих веществ над установленными Приказом ФАР от 18.01.2010 года № 20 предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения установлен в судебном заседании.

По смыслу указанной ст.225 ГК РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это сделать.

Поскольку ливневая система канализации находится на территории муниципального образования г.Ижевск, не обращение с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из указанных положений ст.225 ГК РФ.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйной ливневой канализации подлежит возложению на Администрацию г.Ижевска, как на орган местного самоуправления.

Ввиду изложенного, ссылки в отзыве на иск на то, что Администрация г.Ижевска не является надлежащим ответчиком в силу того, что свои полномочия она реализует через структурные подразделения, в данном случае полномочиями по постановке на учет бесхозяйного имущества наделен МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», являются несостоятельными.

Кроме того, названное в отзыве на исковое заявление Постановление Администрации г. Ижевска от 21.10.2009 N 1014 «Порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, расположенных на территории г. Ижевска» по части сети ливневой канализации на МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» возлагает функции Заказчика по изготовлению кадастровых паспортов, проведению технической инвентаризации (с изготовлением технического плана, при необходимости - технического паспорта), выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования бесхозяйных недвижимых объектов за счет средств городского бюджета до признания их муниципальной собственностью или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством, что не связано с осуществлением органом местного самоуправления обязанностей, установленных п.3 ст.225 ГК РФ.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Администрация г.Ижевска обязана обратиться в орган, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением о принятии бесхозяйной недвижимой вещи – канализации по сбросу сточных вод в р.Иж (осуществляется с левого берега р.Иж, по естественному уклону рельефа местности, вдоль ул.Свердлова г.Ижевска. Сброс осуществляется из шахты по открытому бетонному лотку шириной около 100 см.) в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Бездействие Администрации г.Ижевска по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество является незаконным.

На основании иложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ижевска о возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйственного недвижимого имущества, признании незаконными бездействий по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации г.Ижевска по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество:

- канализация по сбросу сточных вод в р.Иж (осуществляется с левого берега р.Иж, по естественному уклону рельефа местности, вдоль ул.Свердлова г.Ижевска. Сброс осуществляется из шахты по открытому бетонному лотку шириной около 100 см.).

Обязать Администрацию обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи:

- канализация по сбросу сточных вод в р.Иж (осуществляется с левого берега р.Иж, по естественному уклону рельефа местности, вдоль ул.Свердлова г.Ижевска. Сброс осуществляется из шахты по открытому бетонному лотку шириной около 100 см.).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.

Решение в окончательной форме принято 1 июня 2017 года.

Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.