ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2964/2017 от 14.11.2017 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2964/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска, в составе

председательствующего судьи И.Н. Бочкаревой,

при участии помощника прокурора О.Ю. Щербининой,

при секретаре Д.В. Белобровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Металлургического района г. Челябинска в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Металлургического района г. Челябинска в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями и просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте по сетевому адресу: ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Металлургического района г. Челябинска Щербинина О.Ю., заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв по существу заявленных требований, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд находит заявленные требования обоснованными.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Металлургического района г. Челябинска в ходе мониторинга Интернет-ресурсов в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии нелегальной миграции, обеспечении правопорядка и общественной безопасности выявлен WEB-сайт, осуществляющий предоставление услуг по временной регистрации граждан Российской Федерации и иностранных граждан без претензий на право проживания через сеть Интернет, по адресу: ....

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела: рапортом помощника прокурора (л.д.6), копией Интернет-страницы с указанного сайта (л.д.7-7об.), а также пояснениями помощника прокурора.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Деяния, направленные на фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации являются уголовно-наказуемыми деяниями и подпадают под действие ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

В судебном заседании установлено, что на WEB-сайте по сетевому адресу: ... содержится информация о предоставлении услуг по регистрационному учету иностранных граждан по месту пребывания и по месту жительства в г. Челябинске без претензий на право проживания, указаны контактные данные лиц, предоставляющих услуги. Указанный Интернет-сайт функционирует и доступен всем пользователям посредством сети Интернет на территории Российской Федерации (л.д.10-10об.).

Поскольку постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина без проживания может повлечь нарушение интересов Российской Федерации, а миграционный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации иностранными гражданами своих прав и свобод, исполнения ими возложенных на них обязанностей, а также для формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений и для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, то из системного толкования указанных норм и положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует запрет на распространение информации, связанной с предоставлением услуг по фиктивной регистрации иностранных граждан по месту пребывания или жительства в Российской Федерации.

На основании ч. 1, 2, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством, а также учитывая тот факт, что заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина по месту жительства затрудняют или делают невозможным обеспечение исполнения государством функций по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации в различных сферах общественной жизни, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Прокурора Металлургического района г. Челябинска в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную по сетевому адресу: ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня вынесения через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Председательствующий И.Н. Бочкарева