УИД 19RS0001-02-2023-002947-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2964/2023
г. Абакан 22 сентября 2023 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Федоренко Л.В.,
с участием представителя процессуального истца – прокуратуры г. Черногорска Фетисовой О.Н., представителей АО «Абаканская ТЭЦ», третьего лица – АО «Енисейская ТГК-13» Чудогашевой Г.В., Жуковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести определенные действия и произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Абаканский городской суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» (далее – АО «Абаканская ТЭЦ») о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести определенные действия и произвести перерасчет. В обоснование требований истец ссылался на то, что прокуратурой республики был установлен факт значительного увеличения размера вносимой гражданами г. Черногорска платы за отопление за декабрь 2022 г., январь-февраль 2023 г. по сравнению с предыдущими месяцами, вызванный тем, что ответчик к тарифу на тепловую энергию не применяет понижающий коэффициент, который ранее был предусмотрен соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска, заключенным 30.04.2021 между Администрацией г. Черногорска и АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее – АО «Енисейская ТГК», ТГК-13). Постановлением Администрации г. Черногорска от 25.01.2022 № 158-П АО «Енисейская ТГК» лишено статуса единой теплоснабжающей организации на основании того, что с 31.12.2021 у нее окончен срок аренды и субаренды имущества (источника тепловой энергии). На основании заявки ответчика от 03.02.2022 с 05.04.2022 на территории г. Черногорска статус единой теплоснабжающей организации (далее, в том числе, – ЕТО) присвоен АО «Абаканская ТЭЦ». Указывая на то, что АО «Абаканская ТЭЦ» создано 04.12.2020 путем реорганизации в форме выделения, его правопредшественниками являются АО «Енисейская ТГК» и ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания»; АО «Енисейская ТГК» является единственным акционером АО «Абаканская ТЭЦ»; лицом, имеющим право действовать без доверенности и от имени АО «Абаканская ТЭЦ», и от имени АО ТГК-13 является ООО «Сибирская генерирующая компания»; управление указанными акционерными обществами осуществляется одним и тем же обществом, прокурор полагает, что к ответчику перешли обязанности АО «Енисейская ТГК». Также, исполняя функцию единой теплоснабжающей организации АО «Абаканская ТЭЦ» фактически исполняло соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, в том числе по применению коэффициента при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения. Схема теплоснабжения города на 2023 г., ежегодно актуализируемая, содержит указание на оказание услуг в качестве единой теплоснабжающей организации АО «Абаканская ТЭЦ». В нарушение ч. 15 ст. 23.13 Федерального закона «О теплоснабжении» сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения при смене единой теплоснабжающей организации вопросы выполнения соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска не урегулированы. Новый вариант соглашения, предложенный АО «Абаканская ТЭЦ» администрации г. Черногорска, не содержит обязательства ЕТО при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применять к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) понижающий коэффициент и его размер на протяжении всего действия соглашения. При этом на рисунке 15.1 раздела 15 схемы теплоснабжения Муниципального образования город Черногорск представлены прогнозные цены на тепловую энергию в зоне деятельности ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ», где предусмотрены цена на тепловую энергию (мощность) по методу АК; цена на тепловую энергию с учетом графика доведения до предельного уровня; цена на тепловую энергию с учетом применения понижающего коэффициента. Следовательно, по мнению прокурора, соглашение об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска, должно содержать обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЕТО потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию понижающий коэффициент. Между тем, предъявленный АО «Абаканская ТЭЦ» в декабре 2022 г. и в последующие месяцы размер платы не соответствует условиям ранее заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021 и ч. 2 ст. 23.4 Федерального закона «О теплоснабжении»; счета на оплату тепловой энергии выставлены потребителям на основании произвольной цены, установить способ определения которой не представляется возможным, в завышенном размере, без учета понижающего коэффициента. Ссылаясь на нарушение прав потребителей тепловой энергии г. Черногорска, сложившуюся социальную напряженность, большое количество обращений и жалоб граждан на цену теплоснабжения, Прокурор г. Черногорска просит признать незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ», выраженные в осуществлении расчета цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске, без применения понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021, а также обязать АО «Абаканская ТЭЦ» определить цену на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске с применением коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021, и произвести перерасчет платы, оплаченную за потребленную тепловую энергию, потребителям в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске, за декабрь 2022, январь 2023 г., февраль 2023 г. с учетом понижающего коэффициента.
Определением Абаканского городского суда от 07.06.2023, занесенным в протокол судебного заседания (том 2 л.д. 103 оборот), по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России).
Определением суда от 03.08.2023, занесенным в протокол судебного заседания (том 3 л.д. 110 оборот), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
В ходе рассмотрения дела от представителя ответчика АО «Абаканская ТЭЦ», третьего лица АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Жуковой М.С., действующей на основании доверенности, поступили письменные пояснения по делу (том 3 л.д. 135-141), в которых представитель полагает, что требования прокурора являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала, что АО «Абаканская ТЭЦ» создано 04.12.2020 в результате реорганизации в форме выделения из АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», следовательно, АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» считается реорганизованным с момента государственной регистрации созданного АО «Абаканская ТЭЦ», - с 04.12.2020. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска заключено между ЕТО АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и Администрацией г. Черногорска 30.04.2021. На момент заключения соглашения реорганизация АО «Енисейская ТГК» была завершена. Статус ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ» присвоен с 01.04.2022. Следовательно, права и обязанности по этому соглашению к ответчику перейти не могли. Статус ЕТО не может быть передан иному лицу в ходе реорганизации. В настоящее время ответчик ведет работу по заключению обязательного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска в рамках Закона о теплоснабжении, между АО «Абаканской ТЭЦ» и Администрацией г. Черногорска составлен протокол разногласий. Увеличение размера платы за потребленную тепловую энергию в декабре 2022 г. вызвано индексацией и повышением с 01.12.2022 цен и тарифов на территории РФ, ростом потребления тепловой энергии, связанным с низкой температурой наружного воздуха. При этом ответчик обратил внимание, что рост цены за тепловую энергию, отпускаемую АО «Абаканская ТЭЦ» потребителям, не превышает допустимый действующим законодательством рост платы граждан и утвержденный предельный уровень цены. Прокурором не доказан факт нарушения ответчиком прав неопределенного круга лиц, а его требования противоречат положениям гражданского законодательства и законодательства в сфере теплоснабжения. В связи с чем, представитель ответчика, третьего лица просила в исковых требованиях Прокурору г. Черногорска отказать в полном объеме.
В письменном отзыве Администрации г. Черногорска на иск (том 2 л.д. 95-98) представитель Соломачев Э.Ю., действующий на основании доверенности, выразил согласие с требованиями прокурора, указывая на следующие обстоятельства. В связи с отнесением города Черногорска к ценовой зоне теплоснабжения распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 № 670-р, цена на тепловую энергию (мощность), начиная с даты окончания переходного периода, определяется в соответствии с условиями соглашения об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021, заключенного между МО г. Черногорск и АО «Енисейская ТГК». 13.01.2022 в адрес администрации г. Черногорска от АО «Енисейская ТГК» поступило письмо об окончании срока аренды источников теплоснабжения с 31.12.2021, что является основанием для лишения статуса ЕТО. Постановлением Администрации г. Черногорска от 25.01.2022 № 158-П АО «Енисейская ТГК» лишено статуса ЕТО. 26.01.2022 на официальном сайте администрации г. Черногорска было размещено уведомление о приеме заявок от теплоснабжающих и теплосетевых организаций на присвоение статуса ЕТО со сроком окончания подачи заявок 24.02.2022. По состоянию на 25.02.2022 была подана одна заявка от АО «Абаканская ТЭЦ» на присвоение статуса ЕТО на территории МО г. Черногорск. В мае 2022 г. завершилась реорганизация ЕТО АО «Енисейская ТГК» - филиал Абаканская ТЭЦ», являющейся стороной соглашения от 30.04.2021, в форме присоединения к АО «Абаканская ТЭЦ». Будучи правопреемником, АО «Абаканская ТЭЦ» с момента ее реорганизации в форме выделения по настоящее время (с мая 2022 г. по декабрь 2022 г.) фактически исполняла все обязанности ЕТО по действующему соглашению от 30.04.2021, в том числе по применению понижающего коэффициента при определении цен на тепловую энергию потребителям, претензий по исполнению условий соглашения не было. Представитель Администрации г. Черногорска полагал, что АО «Абаканская ТЭЦ» является преемником прав и обязанностей АО «Енисейская ТГК». В ноябре 2022 г. ответчиком направлен проект нового соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска, с которым Администрация г. Черногорска не согласна, поскольку установление стоимости тепловой энергии с ростом цен на 12% не обосновано, не подкреплено никакими расчетами. Тогда как специалистами Администрации г. Черногорска выполнен расчет, в соответствии с которым стоимость тепловой энергии для различных категорий потребителей г. Черногорска составит 9,5%, что соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 18.07.2018 № 860, п. 2.1.9.7 соглашения от 30.04.2021 и является приемлемым в сложившихся социально-экономических условиях. Проект нового соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска сторонами не подписан в связи с тем, что не достигнуто соглашение по возникшим разногласиям, следовательно, по мнению Администрации г. Черногорска, в настоящее время продолжает действовать соглашение от 30.04.2021, а значит к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) должен применяться предусмотренный соглашением понижающий коэффициент. С декабря 2022 г. АО «Абаканская ТЭЦ» в нарушение условий соглашения от 30.04.2021 выставляет плату потребителям г. Черногорска по необоснованной, самовольно установленной цене. Следовательно, требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела от представителя третьего лица Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии) Малаховой Ж.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2023, поступил письменный отзыв на иск (том 2 л.д. 76-77), в котором указано на то, что осуществление деятельности АО «Абаканская ТЭЦ» с 01.04.2022 на территории ценовой зоны теплоснабжения – муниципального образования город Черногорск по настоящее время неправомерно. В адрес Госкомтарифэнерго Хакасии поступило обращение от 06.04.2022 от Абаканского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» (далее – ООО «СГК») о необходимости внесения изменений в соответствующие приказы об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в связи с присвоением статуса ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ». В силу п. 21 Основ образования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», применение тарифа, установленного для ранее осуществляющего регулируемую деятельность юридического лица, новым лицом допускается только, если новая организация приобрела права и обязанности данной организации в порядке правопреемства в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществляющего регулируемую деятельность. По запросу Абаканский филиал ООО «СГК» представил документы, подтверждающие правопреемственность АО «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК». Однако после утверждения предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность) на 2023 г. на территории ценовой зоны теплоснабжения – Муниципального образования город Черногорск АО «Абаканская ТЭЦ» отказалось рассчитывать и применять коэффициент к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) на 2023 г., установленный соглашением от 30.04.2021, мотивируя свой отказ тем, что к нему не перешли права и обязанности по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения от 30.04.2021. В случае подтверждения правопреемственности АО «Абаканская ТЭЦ» должно направить тарифную заявку для вновь созданного предприятия для утверждения цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, действующих в переходный период до заключения соглашения об исполнении схемы теплоснабжения МО г. Черногорск. В настоящее время Госкомтарифэнерго Хакасии рассматривает вопрос о признании утратившими силу приказов № 35-т и № 39-т от 15.11.2022, которыми утверждены предельные уровни цен на тепловую энергию (мощность) для АО «Абаканская ТЭЦ» и полагает, что в случае отмены этих приказом ответчик должен произвести перерасчет выставленных потребителям счетов за коммунальные услуги по тарифам, действующим по состоянию на 01.01.2022 (размеры цен по категориям потребителей в МО г. Черногорск согласно информационным письмам, размещенным на сайте ООО «Сибирская генерирующая компания»). Данные цены должны действовать до момента утверждения цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для вновь созданного предприятия АО «Абаканская ТЭЦ», либо, при наличии соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, заключенного между администрацией МО г. Черногорск и АО «Абаканская ТЭЦ», до установления предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность).
Согласно письменному отзыву представителя Минэнерго России Горшковой И.О. (том 3 л.д. 101-104), действующей на основании доверенности, АО «Енисейская ТГК» утратило статус ЕТО в связи с принятием постановления Администрации г. Черногорска от 25.01.2022 № 158-П. В соответствии с постановлением Администрации г. Черногорска от 05.04.2022 № 830-П статус ЕТО в системах теплоснабжения на территории г. Черногорска присвоен АО «Абаканская ТЭЦ» с 01.04.2022, которое создано в процессе реорганизации АО «Енисейская ТГК» в форме выделения 04.12.2020; права и обязанности реорганизованного общества в порядке правопреемства перешли к ответчику на основании передаточного акта. Соглашение от 30.04.2021 было заключено АО «Енисейская ТГК» после даты завершения реорганизации, следовательно, оснований полагать, что права и обязанности по соглашению от 30.04.2021 могли быть переданы АО «Абаканская ТЭЦ» в ходе реорганизации, не имеется. Кроме того, Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, не предусмотрена передача статуса ЕТО (и соответствующих такому статусу прав и обязанностей) иному лицу в ходе реорганизации или в результате перехода прав владения объектами теплоснабжения, что ставит под сомнение возможность передачи прав и обязанностей по соглашению от 30.04.2021 в ходе реорганизации. Все права и обязанности, связанные с осуществлением функций ЕТО (в том числе по заключению соглашения об исполнении схемы теплоснабжения), не могли быть переданы АО «Абаканская ТЭЦ» в ходе реорганизации АО «Енисейская ТГК» и возникли у него в установленном порядке в связи с осуществлением самостоятельных действий по приобретению статуса ЕТО. С учетом положения ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении в случае смены ЕТО между организацией, которой в установленном порядке присвоен статус ЕТО, и муниципальным образованием, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, в разумные сроки после присвоения статуса ЕТО должно быть заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. При этом при наличии взаимного согласия в соглашение возможно включение дополнительного обязательства ЕТО при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЕТО потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент, определяемый в соглашении в виде формулы в соответствии с Правилами от 23.07.2018 № 860. Таким образом, обязанность по применению коэффициента возникнет у АО «Абаканская ТЭЦ» при наличии статуса ЕТО и заключенного с Администрацией г. Черногорска соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, предусматривающего соответствующее обязательство. До заключения такого соглашения цена на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничена величиной предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в соответствующей системе теплоснабжения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении. На сайте АО «Абаканская ТЭЦ» размещена информация о ценах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г. Черногорска, не превышающих величины предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность). Цена тепловой энергии (мощности) в отсутствие у ответчика заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения с Администрацией г. Черногорска (определения размера коэффициента) сформирована ЕТО – АО «Абаканская ТЭЦ» в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения в установленных пределах. Минэнерго России считает, что сторонам соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в лице ЕТО и действующей в интересах неопределенного круга потребителей Администрации г. Черногорска при урегулировании разногласий по вопросу дополнительных ограничений цены для потребителей тепловой энергии (мощности), применяемых к утвержденному органом регулирования предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность), следует исходить из необходимости соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, учитывать фактическое изменение макроэкономических показателей и объем осуществленных и планируемых в соответствии со схемой теплоснабжения инвестиций в систему теплоснабжения города Черногорска. Отказ от заключения соглашения об исполнении схемы теплоснабжения как метод понуждения к снижению цены может привести к нарушению этого основополагающего принципа организации отношений в сфере теплоснабжения и создать негативные последствия для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей. При этом, в ценовых зонах теплоснабжения, равно как и на других территориях, органы местного самоуправления могут использовать различные инструменты поддержки потребителей тепловой энергии (мощности), в том числе предоставление отдельным категориям потребителей дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в части компонента на тепловую энергию за счет субсидий регионального и (или) местного бюджетов в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Черногорска Фетисова О.Н., действующая на основании удостоверения, поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представители ответчика АО «Абаканская ТЭЦ», третьего лица – АО «Енисейская ТГК-13» Чудогашева Г.В., Жукова М.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, поддержав изложенную в письменном объяснении позицию, просили в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица Минстрой Хакасии, Госкомтарифэнерго Хакасии, Администрации г. Черногорска, Минэнерго России в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. С учетом мнения участвующих лиц, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что оспариваемыми действиями ответчика могут быть нарушены права и законные интересы потребителей города Черногорска в сфере теплоснабжения, у прокурора имеются предусмотренные законом основания для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении). Этот же закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Пунктом 23.1 статьи 2, статьей 23.3 Закона о теплоснабжении предусмотрена возможность отнесения поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных этим законом.
Особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения предусмотрены главой 5.1 (статьи 23.3-23.14) Закона о теплоснабжении.Согласно ч. 1 ст. 23.13 и ч. 2 ст. 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В ценовых зонах теплоснабжения до окончания переходного периода осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии со статьями 7 - 11 настоящего Федерального закона, основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с учетом положений части 7.1 статьи 29 настоящего Федерального закона (ст. 2.5 Закона о теплоснабжении).
В ходе разбирательства дела установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 670-р муниципальное образование город Черногорск Республики Хакасия отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.
Во исполнение ч. 5 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении постановлением Администрации г. Черногорска от 30.04.2021 № 962-П утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Черногорска на 2022 год (том 3 л.д. 1-41), которой определено, что статус единой теплоснабжающей организации присвоен АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в соответствии с постановлением Главы города Черногорска от 23.07.2019 № 1823-П (том 2 л.д. 214).
14.08.2020 акционеры АО «Енисейская ТГК» приняли решение о реорганизации АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в форме выделения из него Акционерного общества «Абаканская ТЭЦ», что следует из протокола от 14.08.2020 (том 3 л.д. 44 - 45, 77-80); утвержден устав АО «Абаканская ТЭЦ» (том 3 л.д. 61 оборот - 76) и правила распределения имущества, прав и обязательств при реорганизации АО «Енисейская ТГК» (том 3 л.д. 46 оборот - 57).
04.12.2020 АО «Абаканская ТЭЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1051901068020 (том 3 л.д. 43).
30.04.2021 между Муниципальным образованием г. Черногорск, от имени которого выступает Администрация г. Черногорска, и АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска (далее – соглашение от 30.04.2021) (том 1 л.д. 198 - 209). Данное соглашение устанавливает единый и общеобязательный для всех граждан и юридических лиц на территории муниципального образования город Черногорск (которые участниками соглашения не являются) порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.
С 01.01.2022 переходный период в ценовой зоне теплоснабжения города Черногорска завершен, что следует из сообщения Минэнерго России (том 3 л.д. 102).
В разделе 2 соглашения от 30.04.2021 предусмотрена обязанность ЕТО (АО «Енисейская ТГК») определять цены на тепловую энергию, предоставляемую Единой теплоснабжающей организацией в следующем порядке:
- цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям с использованием теплоносителя в виде горячей воды по договорам теплоснабжения, заключенным с Единой теплоснабжающей организацией, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня, утвержденного органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов), умноженного на коэффициент, определенный в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню на тепловую энергию (мощность) и срока его применения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 № 860 (далее – понижающий коэффициент).
В подп. 2.1.9.2 и 2.1.9.3 соглашения от 30.04.2021 предусмотрена формула расчета размера понижающего коэффициента.
Согласно подп. 2.1.9.4 соглашения срок применения понижающего коэффициента составляет 10 лет, но не более срока действия соглашения.
При досрочном расторжении соглашения или отмене распоряжения Правительства РФ от 18.03.2021 № 670-р об отнесении города Черногорска к ценовой зоне теплоснабжения обязательства сторон прекращаются в день расторжения соглашения или в день отмены указанного распоряжения соответственно (абзац 2 п. 8.2 соглашения от 30.04.2021).
В соответствии с абз. 2 п. 14 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 далее – Правила № 808) уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 Правил № 808 фактов, являющихся основанием для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия в установленном порядке решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.
Таким образом, Правилами № 808 утвержден порядок действий организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, в случае утраты права собственности или владения имуществом.
В силу п. 16 Правил № 808 глава местной администрации городского поселения, городского округа обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил.
Пунктом 18 Правил № 808 предусмотрено, что организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.
Письмом от 13.01.2022 № 08-65 (том 1 л.д. 173) АО «Енисейская ТГК» уведомило Главу г. Черногорска об окончании сроков аренды и субаренды имущества (источники тепловой энергии) и возврате его собственникам АО «Абаканская ТЭЦ» и ИП Серик С.В. 31.12.2021, что является основанием для лишения АО «Енисейская ТГК» статуса ЕТО в соответствии с пунктами 13, 16 Правил № 808.
Постановлением Главы г. Черногорска от 25.01.2022 № 158-П АО (том 1 л.д. 174) АО «Енисейская ТГК» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск. Также постановлено АО «Енисейская ТГК» исполнять функции ЕТО до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск.
АО «Абаканская ТЭЦ» 03.02.2022 Главе г. Черногорска подало заявку о присвоении статуса ЕТО (том 1 л.д. 175-176).
Постановлением и.о. Главы г. Черногорска от 05.04.2022 № 830-р (том 1 л.д. 191) ответчику АО «Абаканская ТЭЦ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск для систем теплоснабжения в зонах действия источника теплоснабжения Абаканской ТЭЦ, котельной № 2, расположенной по адресу: РХ, г. Черногорск, ул. Орлова, д. 15А, котельной, расположенной по адресу: РХ, ч. Черногорск, рп. Пригорск, д. 14.
Прокурор г. Черногорска, обращаясь в суд с названным иском, полагает, что новая ЕТО – АО «Абаканская ТЭЦ», являясь правопреемником АО «Енисейская ТГК», в расчетах с потребителями за тепловую энергию (мощность) обязана применять предусмотренный вышеуказанным соглашением от 30.04.2021 понижающий коэффициент.
Между тем, согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Имущество, права и обязательства, передаваемые от АО «Енисейская ТГК» в АО «Абаканская ТЭЦ» отражены в акте приема-передачи от 04.12.2020 (том 3 л.д. 81-91).
В правилах распределения имущества, прав и обязательств при реорганизации АО «Енисейская ТГК», утвержденных решением внеочередного общего собрания акционеров АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» 14.08.2020 (протокол № 1 от 14.08.2020) (том 3 л.д. 46 оборот-57), указано, что после даты проведения общего собрания акционеров АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» договоры могут содержать указание на выделяемое общество (АО «Абаканская ТЭЦ»), которое после даты регистрации будет являться правопреемником по данному договору (пункт 4.3).
Принимая во внимание, что соглашение от 30.04.2021 заключено АО «Енисейская ТГК» после даты завершения его реорганизации (в качестве самостоятельного юридического лица АО «Абаканская ТЭЦ» зарегистрировано 04.12.2020), в названном соглашении от 30.04.2021 отсутствует указание на «выделяемое общество» (АО «Абаканская ТЭЦ»), статус ЕТО ответчику присвоен 05.04.2022, следовательно, оснований полагать, что права и обязанности по этому соглашению могли быть переданы ответчику в ходе реорганизации, не имеется.
Кроме того, суд соглашается с позицией Минэнерго России, изложенной в отзыве на иск, согласно которой, Законом о теплоснабжении и Правилами № 808 не предусмотрена передача статуса ЕТО (и соответствующих такому статусу прав и обязанностей) иному лицу в ходе реорганизации или в результате перехода прав владения объектами теплоснабжения, что ставит под сомнение возможность передачи прав и обязанностей по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения в ходе реорганизации.
Лишение и присвоение статуса ЕТО осуществляется в соответствии с разделом 2 Правил № 808, согласно п. 3 которых статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти (Минэнерго России) или главы местной администрации. Таким образом, права и обязанности единой теплоснабжающей организации возникли у АО «Абаканская ТЭЦ» в установленном порядке в связи с осуществлением им самостоятельных действия по приобретению статуса ЕТО.
При таких обстоятельствах, права и обязанности АО «Енисейская ТГК» по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска от 30.04.2021 не могут быть возложены на АО «Абаканская ТЭЦ», в том числе по применению понижающего коэффициента.
Обобщая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Прокурора г. Черногорска в части признания незаконными действий ответчика, выраженных в осуществлении расчета цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске, без применения понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021.
Рассматривая исковые требования в части возложении на АО «Абаканская ТЭЦ» обязанности определить цену на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске с применением коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021, поскольку на рисунке 15.1 раздела 15 схемы теплоснабжения муниципального образования город Черногорск представлены прогнозные цены на тепловую энергию в зоне деятельности ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ», где предусмотрены цена на тепловую энергию (мощность) по методу АК; цена на тепловую энергию с учетом графика доведения до предельного уровня; цена на тепловую энергию с учетом применения понижающего коэффициента, суд также не находит оснований для их удовлетворения.
По смыслу ч. 20 ст. 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения – документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Согласно п. 19 Правил № 808 изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.
Как следует из положения ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении, в случае смены ЕТО, между организацией, которой в установленном порядке присвоен статус ЕТО, и муниципальным образованием, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, в разумные сроки должно быть заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В ч. 16 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении приведены существенные условия, которые должно содержать соглашение об исполнении схемы теплоснабжения.
При этом часть 17 этой же статьи Закона предусматривает возможность включения в соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения иных не противоречащих законодательству Российской Федерации условий, в том числе об обязательстве единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент, размер и срок применения которого определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке, установленном Правилами № 860.
Согласно пункту 1 Правил № 860 размер коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в соответствии с этими правилами и такой коэффициент применяется в случае включения в указанное соглашение обязательства единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, применить коэффициент.
Разделом II Правил № 860 установлен порядок определения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения.
Разделом III Правил № 860 определены особенности определения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения по истечении срока применения указанного коэффициента.
Из материалов дела следует, что в настоящее время соглашение об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска между АО «Абаканская ТЭЦ» и Администрацией г. Черногорска находится в стадии заключения. 03.07.2023 АО «Абаканская ТЭЦ» направило Главе г. Черногорска проект соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска, в п. 2.1.9.1 которого предлагает условие о применении к определению цены на тепловую энергию (мощность) коэффициента, определенного в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 № 860 (том 3 л.д. 149-155). В ответ 24.07.2023 Глава г. Черногорска направил ответчику протокол разногласий к соглашению, (том 3 л.д. 156-158). 01.09.2023 АО «Абаканская ТЭЦ» направило в орган местного самоуправления протокол согласования разногласий (том 3 л.д. 160-165), который на момент рассмотрения дела не подписан.
Как усматривается из приведенной переписки, стороны не достигли соглашения по размеру применяемого коэффициента (порядку его определения, в том числе, об ограничении индексации цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям с 01.12.2022). До заключения соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска цена на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничена величиной предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в соответствии с положениями ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении.
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлено, что АО «Абаканская ТЭЦ» не является правопреемником прав и обязанностей ЕТО по соглашению от 30.04.2021, с учетом приведенных выше нормативных положений и поведения сторон, на него не может быть возложена обязанность по определению цены на тепловую энергию (мощность), с применением коэффициента, и по перерасчету платы, оплаченной за потребленную тепловую энергию потребителям, в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске, за декабрь 2022, январь 2023 г., февраль 2023 г. с учетом понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021.
Указание в схеме теплоснабжения г. Черногорска на применение понижающего коэффициента к цене на тепловую энергию (раздел 15) не распространяет на новую ЕТО (АО «Абаканская ТЭЦ») обязанности его безусловного применения, поскольку возможность применения такого коэффициента, по смыслу положений ч. 17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и п. 1 Правил № 860, должна быть включена в соглашение, заключенное между единой теплоснабжающей организацией и уполномоченным органом.
Также суд не принимает во внимание довод истца о неурегулировании сторонами соглашения от 30.04.2021 (АО «Енисейская ТГК» и Администрацией г. Черногорска) вопросов его выполнения при смене ЕТО в нарушение положений ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении, поскольку ни приведенной нормой, ни иными положениями Закона о теплоснабжении такая обязанность на стороны соглашения об исполнении схемы теплоснабжения не возложена. С момента присвоения новой теплоснабжающей организации статуса ЕТО (в рассматриваемом деле – АО «Абаканская ТЭЦ») все обязательства по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения у ранее действовавшей на территории муниципального образования теплоснабжающей организации (АО «Енисейская ТГК») прекращаются, что следует из положений ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и вышеприведенных норм Правил № 808. До заключения такого соглашения цена на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничена величиной предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в соответствующей системе теплоснабжения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении (в настоящем деле – в соответствии с приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.11.2022 № 35-т и 39-т).
При этом суд обращает внимание, что и прокурор в иске, и представитель Минэнерго России, являющегося в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отзыве на иск не оспаривали того факта, что цена тепловой энергии (мощности) в отсутствие у ответчика заключенного с Администрацией г. Черногорска соглашения об исполнении схемы теплоснабжения сформирована ЕТО – АО «Абаканская ТЭЦ» в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения в установленных пределах.
С учетом изложенного в удовлетворении указанных требований прокурору г. Черногорска также надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» о признании незаконными действий, выраженных в осуществлении расчета цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске, без применения понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021, а также возложении обязанности определить цену на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске с применением коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от 30.04.2021, и произвести перерасчет платы, оплаченную за потребленную тепловую энергию, потребителям в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске, за декабрь 2022, январь 2023 г., февраль 2023 г. с учетом понижающего коэффициента отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 г.
Судья М.Г. Земба