ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2969 от 31.08.2010 Ачинского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Ачинский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ачинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-2969 (2010)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2010 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием заявителя Цыганцева Е.Н.,

представителя заинтересованного лица Ачинского территориального отдела управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края – Кинк Г.Н., представившей удостоверение от 28.05.2010 л.д. 19),

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цыганцева Е.Н. о признании незаконным, создающим препятствие для реализации конституционного права решения руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС; обязании руководителя Ачинского территориального отдела управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края освободить от уплаты государственной пошлины за оформление расторжения брака,

У С Т А Н О В И Л:

Цыганцев Е.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным, создающим препятствие для реализации конституционного права решения руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС. Кроме того, просил обязать руководителя Ачинского территориального отдела управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края освободить его от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей за оформление расторжения брака.

Заявление мотивировано тем, что 16 июня 2010 года им в адрес руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС было направлено заявление об оформлении расторжения брака – внесении сведений о нем в ранее произведенную актовую запись о расторжении брака, выдать свидетельство о расторжении брака. При этом было заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей. Ходатайство было мотивировано тем, что он находится в СИЗО – 3 г. Ачинска с 2006 года, и будучи нетрудоустроенным и не имеющим денежных средств на лицевом счете, он не имеет возможности уплатить госпошлину. К ходатайству была приложена справка об отсутствии денежных средств на лицевом счете.

29 июня 2010 года руководителем Ачинского ТО ЗАГС был дан ответ, что льготы не предусмотрены и необходимо оплатить госпошлину.

Считает, что своим решением руководитель Ачинского ТО ЗАГС нарушила его права, гарантированные ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Поскольку отсутствие у лица возможности уплатить госпошлину в связи с имущественным положением – не должно являться препятствием к осуществлению своих прав, поскольку иное вступало бы в противоречие с положением Конституции РФ.

Статьями 333.35 и 333.39 НК РФ определена категория граждан, которые освобождаются от уплаты госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния, а ст. 333.41 НК РФ предусматривает, что исходя из имущественного положения плательщика он вправе ходатайствовать о снижении размера государственной пошлины либо отсрочить ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 64 НК РФ.

Однако, этих мер может оказаться недостаточно для обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина в силу имущественного положения, особенно если речь идет о находящихся в учреждениях УИС осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете, или о лицах, находящихся в местах содержания под стражей. В Постановлении Конституционного Суда РФ сформулирована правовая позиция, имеющая общий характер для всего налогового регулирования: в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано не соразмерным.

Таким образом, решение руководителя Ачинского ТО ЗАГС об отказе в освобождении от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей за расторжение брака – внесение сведений о заявителе в ранее произведенную актовую запись о расторжении брака, в связи с отсутствием у него возможности уплатить госпошлину в силу его имущественного положения – являются, по мнению заявителя не основанными на Конституции РФ л.д. 2-3).

В судебном заседании заявитель Цыганцев Е.Н. поддержал заявление по аналогичным основаниям. Кроме того, заявитель пояснил, что денежных средств на его счете нет. Однако, даже в случае наличия денежных средств на лицевом счете он не сможет реализовать свои конституционные права, поскольку находясь под стражей не сможет самостоятельно оплатить госпошлину и представить в ЗАГС квитанцию. Представителей у него нет. Своим решением об отказе в выдаче свидетельства о расторжении брака и отказе в освобождении от уплаты госпошлины – руководитель Ачинского территориального отдела ЗАГС нарушает его конституционные права, предусмотренные ст. 19, 38 Конституции РФ. В настоящее время он намерен вступить в брак, однако не может реализовать это право, гарантированное конституцией, в связи с тем что Ачинским территориальным отдела ЗАГС не внесены сведения о нем в ранее произведенную актовую запись о расторжении брака и ему не было выдано свидетельство о расторжении брака.

Представитель заинтересованного лица Ачинского территориального отдела управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края – руководитель Ачинского территориального отдела Кинк Г.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала и пояснила, что исполняет требования закона, как государственный служащий. Освобождение от уплаты госпошлины возможно только если это прямо прописано в законе и представлены соответствующие документы. В других случаях необходимо уплачивать государственную пошлину. В связи с не представлением доказательств уплаты госпошлины было отказано заявителю в совершении юридически значимых действий.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать, по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как предусмотрено статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 10 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что за государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 333.26 Налогового кодекса РФ за регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

при расторжении брака в судебном порядке – 400 рублей с каждого из супругов.

Одним из основанием для регистрации расторжения брака, в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» является решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

Как следует из ч. 1 ст. 35 Закона РФ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака на основании выписки из решения суда либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме.

В случае, если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе записи актов гражданского состояния, а другой бывший супруг обращается в тот же орган записи актов гражданского состояния позже, сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака.

Бывшие супруги (каждый из супругов) или опекун недееспособного супруга могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 38 ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о расторжении брака выдается органом записи актов гражданского состояния каждому из лиц, расторгнувших брак.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 09 августа 2004 года мировым судьей судебного участка № г. Ачинска Красноярского края было вынесено решение о расторжении брака между Цыганцевой О.А. и Цыганцевым Е.Н..

Данное решение вступило в законную силу 27 августа 2004 года л.д. 15).

Запись акта о расторжении брака произведена 31 августа 2004 года за номером №. Цыганцевой О.В. было выдано Ачинским территориальным отделом ЗАГС свидетельство о расторжении брака.

С 2006 года Цыганцев Е.Н. находится под страже, в отношении него вынесен приговор, назначено наказание в виде лишения свободы. Однако приговор в настоящее время в законную силу не вступил.

Заявитель находится в следственном изоляторе № 3 г. Ачинска, и как следует из представленной в материалах дела справки от 10.08.2010 года, выданной ФБУ ИЗ 24/3 ГУФСИН России по Красноярскому краю - к оплачиваемым работам он не привлекался, самостоятельного или дополнительного иного заработка не имеет, на лицевом счете денежных средств нет.

10 февраля 2010 года заявитель Цыганцев Е.Н. обратился с заявлением на имя руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС, просил сделать в его паспорте отметку о расторжении брака л.д. 17).

На указанное заявление был дан ответ 27 февраля 2010 года о том, что для оформления расторжения брака необходимо оплатить госпошлину в размере 400 рублей л.д. 16).

23 марта 2010 года Цыганцев Е.Н. вновь обратился в ЗАГС с заявлением и просил внести сведения о нем в ранее произведенную запись акта о расторжении брака с Цыганцевой О.В. и направить в его адрес свидетельство о расторжении брака.

31 марта 2010 года на заявление был дан ответ Ачинским территориальным отделом ЗАГС о том, что другой супруг может дополнить актовую запись о расторжении брака, но на основании документов указанных в п. 1 ст. 35 ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также в ответе было указано на то, что государственная пошлина при расторжении брака уплачивается каждым из супругов.

В июне 2010 года заявителем были поданы на имя руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС заявления, в которых содержалась просьба о внесении сведения о нем в ранее произведенную запись акта о расторжении брака, и просьба направить в его адрес свидетельство о расторжении брака. Также было заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, мотивированное тем, что заявитель находится под стражей, не трудоустроен, и не имеет денежных средств на лицевом счете л.д. 13, 14).

Заявителю руководителем Ачинского территориального отдела ЗАГС был дан ответ о том, что не предусмотрены льготы и заявителю необходимо оплатить госпошлину л.д. 12).

Как было указано выше, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния - определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 кодекса, при их обращении  в государственные органы, органами местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

По смыслу ст. 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с требованиями ст. 333.18 Налогового кодекса РФ при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов). При обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений.

   Статьей 333.35 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы по уплате госпошлины для отдельных категорий лиц, определен перечень лиц освобожденных от уплаты госпошлины, указаны основания освобождения и предоставления льгот и определены случаи когда государственная пошлина не уплачивается.

Статьей 333.39 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния в определенных случаях.

Перечень является исчерпывающим. Случаи выдачи свидетельства о расторжении брака и внесения сведений о втором супруге в ранее произведенную актовую запись – не предусмотрены среди данного перечня.

Действующим законодательством предусмотрена в некоторых случаях (при наличии оснований) отсрочка либо рассрочка   уплаты государственной пошлины – представляющая собой изменение срока уплаты. Рассрочка либо отсрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица и при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 333.41   Налогового кодекса РФ).

В данном случае, заявитель Цыганцев Е.Н. с ходатайством о предоставлении отсрочки или рассрочки в Ачинское территориальное отделение ЗАГС не обращался, а обратился с ходатайством об освобождении   его от уплаты государственной пошлины.

Руководителем Ачинского территориального отдела ЗАГС Цыганцеву Е.Н. правомерно было указано на необходимость оплатить госпошлину, и разъяснено что в данном случае льготы не предусмотрены.

Мотивируя свое заявление Цыганцев Е.Н. ссылается на то, что он с 2006 года находится под стражей, не трудоустроен и не имеет денежных средств на лицевом счете, а отсутствие возможности уплатить госпошлину, в силу имущественного положения, не должно являться препятствием реализации его прав.

Однако, отсутствие у лица денег на счете, само по себе не отражает имущественного положения лица и не может являться основанием для принятия руководителем Ачинского территориального отдела ЗАГС решения об освобождении лица от уплаты госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Кроме того, согласно сообщения ФБУ ИЗ 24/3 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30 августа 2010 года, денежные средства на лицевом счете заявителя Цыганцева Е.Н. имелись – сальдо на начало года – 500 руб., поступления 26.02.2010 г. 1000 руб., 02.06.2010 г. 2000 руб., 13.08.2010 г. 150 руб.

Таким образом, в период обращения в Ачинский территориальный отдел ЗАГС с заявлениями у заявителя были денежные средства.

Судом оценены доводы заявителя в судеб  ном заседании о том, что даже и при наличии денежных средств он не сможет реализовать свои конституционные права, поскольку не сможет самостоятельно обратиться в банк, оплатить госпошлину и представить квитанцию, так как содержась под стражей он лишен такой возможности.

Однако, действующее законодательство, не предусматривает оснований для освобождения лиц, содержащихся под стражей, от уплаты госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния.

Следовательно нет законных оснований для обязания Ачинского территориального отдела ЗАГС администрации Красноярского края освободить заявителя от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей за оформление расторжения брака.

Заявитель не лишен возможности уполномочить на необходимые действия своего представителя.

При таких обстоятельствах, оценив все представленные по дел, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявления Цыганцева Е.Н., поскольку руководителем Ачинского территориального отдела ЗАГС никакие конституционные права истца не были нарушены. Требования об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о расторжении брака являлись законными и обоснованными. Размер государственной пошлины установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, и в данном случае не может быть изменен единоличным решением руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Цыганцева Е.Н. о признании незаконным, создающим препятствие для реализации конституционного права решения руководителя Ачинского территориального отдела ЗАГС; обязании руководителя Ачинского территориального отдела управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края освободить от уплаты государственной пошлины за оформление расторжения брака.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: Н.А. Дорофеева