Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2010 года пгт Магдагачи Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Белорукова В.Е.,
при секретаре Едапиной С.В.,
с участием:
помощника прокурора …нского района Амурской области Мурысиной О.А.,
представителя администрации пгт.. .. Прохорова А.С., действующего на основании доверенности № 543 от 4 мая 2010 года,
представителя ОВД по. ..нскому району - исполняющего обязанности начальника ОГИБ ДД ОВД по. ..нскому району Тазина А.А., действующего на основании доверенности № … от 22 июля 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора. ..нского района в интересах неопределенного круга лиц пгт.. .. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования посёлка городского типа. .. Амурской области, выражающееся в непринятии действенных мер по организации ремонтных работ дорог на территории пгт.. .., расположенных по улице … в соответствие с ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221, и обязании администрации посёлка городского типа. .. в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять действенные меры по организации ремонтных работ дорожного полотна на территории пгт.. .. по улице …, в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221,
УСТАНОВИЛ:
12 июля 2010 года исполняющий обязанности прокурора. ..нского района Р.В. Столбовский обратился в. ..нский районный суд Амурской области с указанным заявлением. Заявленные требования обоснованы следующим: «Прокуратурой. ..нского района Амурской области в ходе осуществления надзора за осуществлением законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильных дорог, установлены нарушения правил содержания автомобильных дорог в пгт.. .. Амурской области - требований ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённые Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ). Так, на территории пгт.. .., на протяжении дороги по улице Д. имеются разрушения асфальтного покрытия, просадка, выбоины. На протяжении дороги по переулку …отсутствуют кюветы, имеется сопряжение канализационного колодца с проезжей частью на пересечении с улицей …; необходим ямочный ремонт, профилирование. На протяжении дороги по переулку … отсутствуют кюветы, необходим ямочный ремонт, профилирование. На протяжении дороги по улице … необходима подсыпка дорожного полотна на перекрёстке с переулком …, а также ямочный ремонт и профилирование. На протяжении дороги по улице …, улице …, улице …, улице … отсутствуют кюветы, необходим ям очный ремонт, профилирование. На протяжении дороги по улице … необходима прочистка кюветов. Однако действенных мер по надлежащей организации ремонтных работ дорожного полотна на территории пгт.. .. по указанным улицам в соответствие с требованиями ГОСТа, со стороны администрации посёлка городского типа. .. не принимается. Бездействие администрации посёлка городского типа. .. является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно положениям ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог. Пунктом 3.1.1 ГОСТа установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. Соответственно необходим ямочный ремонт, профилирование. Обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильных дорог на территории России предусмотрено ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ. В соответствии с частью 2 указанной статьи, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам и техническим нормам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В силу требований ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. При таких обстоятельствах, обязанность по организации надлежащих ремонтных работ дорожного полотна улиц на территории пгт.. .. в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221, лежит на администрации посёлка городского типа. ... Таким образом, бездействием администрации посёлка городского типа. .., не принимающей действенные меры по организации надлежащих ремонтных работ дорожного полотна улиц на территории пгт.. .., прямо нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц жителей пгт.. .. на обеспечение безопасности дорожного движения, тем самым создаются условия причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждению их личного имущества. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины».
На основании изложенного, руководствуясь ч. 7 ст. 27, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, исполняющий обязанности прокурора. ..нского района просит суд, признать незаконным бездействие администрации посёлка городского типа. .., выражающееся в непринятии действенных мер по организации ремонтных работ дорог на территории пгт.. .., расположенных по улице … в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221. Обязать администрацию посёлка городского типа. .. в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять действенные меры по организации ремонтных работ дорожного полотна на территории пгт.. .. по улице …, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221.
В судебном заседании представитель прокуратуры. ..нского района на заявленных требованиях настаивает, суду пояснила, что под формулировкой «действенные меры по организации ремонтных работ дорог» прокурор подразумевает организацию устранения на дорогах, указанных улиц просадок и выбоин.
Представитель ОВД по. ..нскому району - и.о. начальника ОГИБДД ОВД по. ..нскому району в своем заключении считает, что требования прокурора. ..нского района законны и обоснованы, поскольку бездействие администрации пгт … по непринятию мер по организации ремонта и содержанию дорог, расположенных в пос. …, в том числе, указанных в заявлении прокурора, является незаконным, так как противоречит действующему законодательству. Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать следующие размеры: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине 5 см. Указанные в заявлении прокурора дороги в пос.. .. сплошь покрыты просадками и выбоинами, размеры которых превышают пределы, указанные в ГОСТ Р 50597-93. Нарушен профиль дорог. Отсутствуют кюветы и тротуары для пешеходов. Своим бездействием администрация пгт … нарушает права граждан - неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, на сохранность имущества, поскольку дороги в пос. … находятся в таком состоянии, которое, при движении по ним создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов, а также создает угрозу повреждения имущества граждан (транспортных средств). Кроме того, транспортные средства по указанным дорогам не могут двигаться со скоростью, установленной правилами дорожного движения, что препятствует своевременному прибытию к месту вызова пожарных подразделений, скорой помощи, милиции и так далее, что также создает угрозу для жизни и здоровья людей. Отделением ГИБ ДД ОВД по. ..нскому району неоднократно вручались предписания о приведении дорог в пос. … в состояние, безопасное для дорожного движения. Но предписания многие годы не исполняются. Проведенные работы по подвозке грунта, на которые ссылается представитель администрации пгт …, не привели, указанные прокурором дороги, в безопасное для движения состояние.
Представитель администрации пгт …, просит суд заявление прокурора. ..нского района оставить без удовлетворения, так как считает его необоснованным, поскольку администрация пгт …, в пределах имеющихся у неё финансовых средств принимает меры по ремонту и содержанию дорог в пос. …. Так в июне месяце 2010 года администрацией были заключены договоры подряда на отсыпку дорог в поселке … с ИП Чжао А.В., с ИП Саидовым А.С.,с МУП «Жилищный сервис», работы выполнены, а также заключен договор с МУП «Коммунальник» по оказанию услуг в предоставлении автогрейдера. Договоры заключены для подвозки грунта на отсыпку дорог на ул. …. Представитель администрации пгт … не возражает против доводов прокурора. ..нского района о том, что обязанность по содержанию дорог, в безопасном для дорожного движения состоянии, в поселке … действующим федеральным законодательством, а также уставом пгт …, возложена на администрацию пгт …. Кроме того, он не возражает против того, что, указанные в заявлении прокурора. ..нского района дороги в пос. …, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93, однако для содержания дорог в надлежащем состоянии у администрации пгт … отсутствуют денежные средства.
Выслушав представителя прокуратуры. ..нского района, представителя администрации пгт …, заключение и.о. начальника отделения ОГИБ ДД ОВД по. ..нскому району, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.20, ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В соответствии со ст.3, п.1 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п.1 ст.24).
Статьей 6 п.4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно подпункта 5 пункта 1 ст. 8 Устава пгт … к вопросам местного значения пгт … относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах пгт …, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.8 ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу п.3 ст.15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в пос. …, в том числе на улицах … лежит на администрации пгт. ... Данный факт представителем администрации пгт. .. в судебном заседании не оспаривался, как не оспаривался и факт несоответствия дорог, расположенных на указанных улицах и переулках пгт. .. ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обязанность Администрации пгт. .. по содержанию дорог пгт. .. в безопасном состоянии для дорожного движения и соответствие их установленным стандартам установлена ст.ст.12, 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.6 ст.3, ст.17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу ст.249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых бездействий органов местного самоуправления, возлагается на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия( бездействие).
Представитель Администрации пгт. .. не представил суду доказательств, которые бы подтверждали законность бездействия администрации, по выполнению требований законодательства в области содержания и ремонта дорог, на территории пгт. ...
И напротив, доводы прокурора. ..нского района о том, что обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии в пределах пгт. .. возложена на администрацию пгт. .., подтверждается приведенными выше положениями Устава пгт. .. (ст. 8 Устава), а также приведенными нормативными правовыми актами федеральных органов власти.
Доводы прокурора. ..нского района о том, что автомобильные дороги, по улицам … не соответствуют ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и находятся в небезопасном для движения автотранспорта и пешеходов состоянии подтверждаются актами контрольной проверки улиц пгт … госинспектором дорожного надзора ОГИБ ДД ОВД по. ..нскому району, согласно которых на улицах … необходим ямочный ремонт и профилирование л.д.7-15), письмом начальника ОВД по. ..нскому району в адрес прокурора. ..нского района, согласно которого администрация пгт … не выполняет требования ГОСТ Р50597-93, ГОСТ Р52289-04, положения Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, заключением и.о. начальника ОГИБ ДД ОВД по. ..нскому району Тазина А.А., согласно которого на администрацию пгт … как федеральным законодательством, так и Уставом поселка возложена обязанность по содержанию дорог в поселке … в безопасном для движения состоянии. Не исполняя полномочия по содержанию дорог, возложенные на администрацию действующим законодательством, администрация пгт … нарушает права граждан на безопасное дорожное движение, на жизнь и охрану здоровья. Объяснениями представителя администрации пгт …, согласно которым обязанность по содержанию дорог в поселке … возложена действующим законодательством и Уставом поселка на администрацию пгт …. Указанные в заявлении прокурора дороги не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения.
Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств, судом установлено, что неисполнение администрацией пгт … действующего законодательства в области дорожной деятельности имеет место. Указанное бездействие администрации пгт … нарушает право неопределенного круга лиц как жителей пос. …, так и других лиц на безопасное дорожное движение, установленное Федеральным законом «О безопасности дорожного движения № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, право на жизнь и охрану здоровья, установленное Конституцией Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том,, что заявление и.о. прокурора. ..нского района является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы представителя администрации пгт … о том, что какого-либо бездействия со стороны администрации пгт … по организации ремонтных работ дорог в поселке не имеется, поскольку администрация в июне месяце 2010 года заключила договоры подряда с … на подвозку грунта для отсыпки дорог в пос. …, суд считает не состоятельными. Согласно договоров подряда, заключенных между администрацией пгт …. с …, предметом указанных договоров являются работы по подвозу грунта для отсыпки улиц …. Согласно актов приемки выполненных работ от 15 и 23 июня, произведена приемка работ по подвозу грунта для отсыпки поселковых дорог на территории пос. …, на основании, указанных выше договоров подряда. Однако ни в договорах подряда, ни в актах приемки выполненных работ не фигурируют улицы, указанные в заявлении прокурора, за исключением ул. …. При этом по ул. …, в договоре указан только один квартал. Кроме того, из договоров подряда и актов приема выполненных работ, не следует, что указанные в заявлении прокурора улицы и переулки приведены в безопасное для дорожного движения состояние.
Доводы представителя администрации пгт … о том, что дороги в поселке … не ремонтируются в связи с отсутствием денежных средств, суд также считает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для нарушения (неисполнения) действующего законодательства.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с удовлетворением заявления и.о. прокурора. ..нского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования пгт …, и в целях обеспечения свободного доступа к данной информации любых лиц, права и свободы которых нарушены, сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Вперед», в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, на основании ст.35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации".
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор, подлежит взысканию с администрации пгт …, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление исполняющего обязанности прокурора. ..нского района удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации поселка городского типа … Амурской области, выражающееся в непринятии действенных мер по организации ремонта дорог на территории пгт. …, расположенных по улице … в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221, незаконным.
Обязать администрацию посёлка городского типа … в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять действенные меры по организации ремонтных работ дорожного полотна (организовать устранение просадок и выбоин) на территории пгт. … по улице …, в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 г. № 221.
Сообщение о принятом решении, подлежит опубликованию в общественно - политической газете. ..нского района «Вперед», в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации поселка городского типа … государственную пошлину, в размере 200 (двести) рублей.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться и получить его копию в канцелярии Магдагачинского районного суда Амурской области 27 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение 10-ти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья В.Е.Белоруков