№ 2-296/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2013 года
Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Романенко Л.Л.,
при секретаре Середенко С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» об обязании произвести вывод электроустановки из эксплуатации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» ( далее - ОАО «МОЭСК»), в котором просил обязать ОАО «Московская объединённая электросетевая компания» филиал «Южные электрические сети» произвести вывод объекта электроэнергетики ВЛ-04 от МТП-183, расположенной по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Киясово из эксплуатации для последующего демонтажа.
В обоснование иска пояснил, что в 2003 году за свой счёт построил электроустановку ВЛ-0,4 кВ.-0,52 км от МТП-183, расположенная по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Киясово, 19.06.2000 получил Техническое условие № 414/1072-26 на электроснабжение жилого дома, в подтверждение выполнения ТУ ему ОАО «Мосэнерго» была выдана справка, о выполнении ТУ и разрешено включение 3 кВт (220U). Актом по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между ОАО «Мосэнерго» и бытовым абонентом от 21.07.2003 № б/н являющегося приложением к указанной выше справке 12 опор линии электропередач, переданы ему на баланс, что фактически означало отказ ОАО «Мосэнерго» от безвозмездного принятия на свой баланс указанной выше электроустановки. 20.08.2003 филиалом по Московской области «Мособлэнергонадзора» ему выданы Акты Д/ЭС/372 допуска в эксплуатацию указанной выше электроустановки ВЛ -0,4 кВт. по формам № 1 и № 4, подтверждающие факт владения им указанной выше электроустановкой. 01.04.2010 между ним - «Заказчиком» и ОАО «Мосэнерго» - «Исполнителем» заключен договор об оказании услуг по оперативному обслуживанию электроустановок № 943/2Ст. Указанные обстоятельства подтверждают законность владения им электроустановкой. 09.04.2012 он обратился в ОАО «Мосэнерго» с просьбой отключения принадлежащей ему электроустановки с целью её последующего демонтажа.
ОАО «МОЭСК» в ответе от 12.10.2012г. за №8122 сообщил о невозможности отключения ВЛ-0,4 кВ в связи с тем, что к ней подключены другие абоненты, заключившие договор на электроснабжение с ОАО «Мосэнергосбыт». В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об электроэнергетике" убытки, причиненные собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации, П. 7 ст. 44 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об электроэнергетике" предусмотрено, что в случае уведомления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство Российской Федерации вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.
В настоящее время он не имеет возможности распорядиться принадлежащей ему электроустановкой с целью возмещения фактически понесённых убытков в связи с ее приобретением, монтажом и вводом в эксплуатацию.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что желает демонтировать электроустановку, поэтому ответчик должен либо согласовать демонтаж, либо выкупить у него линию электропередач. Пояснил также, что жилой <адрес>, к которому была подведена линия электропередач он, действительно, продал ФИО2, но приобрел земельный участок на той же улице немного дальше, поставил еще две опоры для линии электропередач в продолжение имевшейся ранее линии.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, так как ОАО «МОЭСК» является сетевой компанией, владеющей объектами электросетевого хозяйства и не является организацией по управлению единой национальной сетью, системным оператором, субъектом оперативно-диспетчерского управления, вывод объектов электроэнергетики из эксплуатации не относится к компетенции ОАО «МОЭСК», основными видами деятельности которой являются услуги по транспорту электроэнергии потребителям и технологическое присоединение к электрическим сетям в г.Москве и Московской области.Системным оператором является ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы « (ОАО «СО ЕЭС»), к функциям которого относится согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии. Электроустановка истца не входит в перечень объектов диспетчеризации ОАО «МОЭСК». Истец продал принадлежащий ему <адрес> гр.ФИО2, с которым ОАО «Мосэнергосбыт» перезаключен договор энергоснабжения. Истец должен был прекратить свой договор энергоснабжения а затем уже обращаться за выполнением отсоединения его энергопринимающих устройств,кроме того, вывод из эксплуатации его электроустановки невозможен, так как к линии электропередач технологически присоединены другие потребители электроэнергии, что приведет к нарушению их прав. В случае прекращения истцом договора энергоснабжения ОАО «МОЭСК» может произвести технологическое отключение энергопотребляющего устройства истца ( жилой дом), но не линию электропередач, так как к ней присоединены другие абоненты.
Суд, проверив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела, пояснений сторон, следует, что истцом возведена воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ. ( далее ВЛ-0,4 кВ.), имеющая 12 опор, для энергоснабжения жилого дома по <адрес>. Электроустановка допущена к эксплуатации в установленном порядке. Истцу 19.06.2000 года были выданы технические условия на электроснабжение жилого дома, с условием о передаче проектируемой электроустановки до ввода в дом на баланс КЭСМ безвозмездно. 27.07.2003 года был составлен акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с истцом, согласно п. 9 акта, опоры 1-12 переданы на баланс абонента.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об электроэнергетике"
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством Российской Федерации, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с:
системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования;
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.
Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
7. В случае уведомления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство Российской Федерации вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.
Решением Ступинского городского суда от 24.11.2010 года оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 к ОАО «МОЭСК» об обязании отсоединить электроустановки третьих лиц, в ходе судебного разбирательства было установлено, что к электроустановке истца присоединены энергопринимающие устройства 11 физических лиц для энергоснабжения жилых домов и строений, расположенных на <адрес>, с ними были заключены договоры энергоснабжения.
Из положения о «Южных электрических сетях» - филиале ОАО «МОЭСК» следует, что основными функциями филиала являются передача и распределение электроэнергии, эксплуатационно- ремонтная деятельность.
Устав ОАО «МОЭСК» предусматривает виды деятельности по передаче и распределению электрической энергии, предоставлению услуг по присоединению к электрическим сетям, эксплуатации и ремонту объектов электросетевого хозяйства, организации круглосуточного оперативно-диспетчерского управления согласованной работой электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, предотвращение и ликвидация технологических нарушений при передаче и распределении электрической энергии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2007 N 484
(ред. от 06.09.2012) "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации", согласованию подлежит вывод в ремонт и из эксплуатации объектов по производству электрической энергии, установленная мощность которых равна или превышает 5 МВт, объектов электросетевого хозяйства и предназначенных для обеспечения их функционирования оборудования и устройств, а также энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, включенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 (далее - Правила оперативно-диспетчерского управления), в перечень объектов диспетчеризации (далее - объекты диспетчеризации). Вывод в ремонт объектов электросетевого хозяйства, не включенных в перечень объектов диспетчеризации, осуществляется собственниками или иными законными владельцами таких объектов самостоятельно, если иное не предусмотрено договорами с другими организациями, имеющими технологическое присоединение к данным объектам электросетевого хозяйства.
4. Согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объекта диспетчеризации осуществляется на основании результатов рассмотрения заявки на вывод объекта диспетчеризации в ремонт и заявки на вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации, подаваемых в диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления, уполномоченный в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления на осуществление оперативно-диспетчерского управления в отношении соответствующего объекта диспетчеризации
27. Системный оператор в течение 30 дней после получения заявки на вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации рассматривает ее, принимает по результатам рассмотрения решение о ее согласовании (об отказе в согласовании в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил) и уведомляет заявителя о принятом решении непосредственно после рассмотрения заявки.
28. Вывод из эксплуатации объекта диспетчеризации осуществляется по согласованию с уполномоченным органом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
29. Согласование вывода из эксплуатации объекта диспетчеризации осуществляется на основании согласованной с системным оператором заявки на вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации.
30. Уполномоченным органом, осуществляющим согласование вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, является:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
Министерство энергетики Российской Федерации - в отношении объектов, вывод из эксплуатации которых подлежит в соответствии с настоящими Правилами согласованию с уполномоченным органом, за исключением объектов атомных станций.
31. Системный оператор непосредственно после рассмотрения заявки на вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил направляет в уполномоченный орган заключение о возможности вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации либо о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации.
34. В случае если системным оператором представлено заключение о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, уполномоченный орган вправе потребовать от заявителя приостановить вывод объекта диспетчеризации на срок не более 2 лет или направить в Правительство Российской Федерации предложение о реализации права потребовать от заявителя выставить объект диспетчеризации на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении такого объекта, осуществить его выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что исковые требования об обязании ОАО «МОЭСК» произвести вывод из эксплуатации электроустановки истца заявлены неправомерно, и к ненадлежащему ответчику, поскольку вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства осуществляют собственники самостоятельно после получения согласования с системным оператором и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( Министерством энергетики Российской Федерации). Ответчик не имеет полномочий системного оператора по согласованию вывода из эксплуатации электроустановки истца. Осуществление выкупа выводимых из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории, производит Правительство Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 ФИО6 к ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» об обязании произвести вывод электроустановки из эксплуатации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья: Романенко Л.Л.
В окончательном (мотивированном) виде решение суда изготовлено 25 марта 2013 года.
Судья: Романенко Л.Л.