ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-296/2016 от 20.05.2016 Удомельского городского суда (Тверская область)

Дело №2-296/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2016 года город Удомля

Удомельский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мининой С.В.,

при секретаре Самсоновой Е.В.,

с участием представителя истца Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям по доверенности ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения,

У С Т А Н О В И Л:

Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям перенаправлено обращение гражданина ФИО3, в котором сообщалось о разработке карьера на землях сельхозназначения, расположенных в районе <адрес>.

Должностным лицом Управления определением о возбуждении дела об административном право нарушении и проведении административного расследования от 25 мая 2015 года (01) возбуждено дело об административном правонарушении по факту нарушения требований земельного законодательства РФ, выразившегося в самовольном снятии плодородного слоя почвы, подпадающего под признаки правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Извещением от 02 июня 2015 года Управление уведомило Администрацию Удомельского района Тверской области о необходимости присутствия 16 июня 2015 года при осмотре земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности (фонд перераспределения земель) до разграничения на предмет соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16 июня 2015 года (01) установлено: на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящемся в фонде перераспределения земель Администрации Удомельского района, расположенном с западной стороны от <адрес> сельского поселения <адрес>, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, в восточной части участка на площади 0,034 га (10м*34м) снят плодородный слой почвы. Плодородный слой почвы складирован в бурт с северо-восточной стороны от образованного карьера. Площадь основания бурта 36 кв.м (3м*12м). Высота бурта 1,5 м. Толщина плодородного слоя почвы на ненарушенной части земельного участка, в срезе образованного карьера составила 17 см. Месторасположение земельного участка (дно образованного карьера) установлено с использованием цифрового устройства «Гармин», координаты: позиция , позиция .

Протоколом от 16 июня 2015 года (01) о взятии проб и образцов должностным лицом Управления отобрано и сформировано три образца почвы с земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в фонде перераспределения земель Администрации Удомельского района, расположенного с западной стороны от <адрес>: точечные пробы почвы с ненарушенной части земельного участка (фон); точечные пробы почвы с нарушенной части земельного участка (дно карьера, глубина 0,7м); точечные пробы из буртов земельного участка.

Определением от 18 июня 2015 года (01) о назначении экспертизы должностным лицом Управления назначена экспертиза состояния плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящегося в фонде перераспределения земель <адрес>, расположенного с западной стороны от <адрес>. Проведение экспертизы поручено ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория».

По результатам проведенных исследований проб (образцов) почвы с земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель Администрации Удомельского района Тверской области экспертная комиссия в области агрохимии и плодородия почв ФГБУ «Тверская МВЛ» (Заключение от 24 августа 2015 года) в соответствии с вопросами, поставленными в определении Управления о назначении экспертизы (01) от 18 июня 2015 года пришла к следующим выводам: имеются различия в уровне плодородия почвы на нарушенной части земельного участка (образец ); на ненарушенной части земельного участка (образец ) и в буртах складированного плодородного слоя почвы с грунтом (образец ); произошло уничтожение плодородного слоя на нарушенной части земельного участка; в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы с выемкой грунта на глубину 0,7м, на площади около 0,34 га произошло уничтожение плодородного слоя на нарушенной части участка.

Должностным лицом Управления 28 сентября 2015 года взяты объяснения с ФИО2 По существу заданных вопросов ФИО2 пояснил, что в октябре-ноябре 2014 года им проводились работы по добыче песка для строительства дома в <адрес>. Карьер был выкопан с привлечением арендованного ФИО2 экскаватора.

По результатам административного расследования должностным лицом Управления в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 28 сентября 2015 года (01) по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания от 16 октября 2015 года №ПСТ-08-09/2234 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

ФИО2 выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года (01).

Истец просит суд взыскать с ФИО2 ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 508803 рублей

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Администрация Удомельского района Тверской области, Администрация Мстинского сельского поселения Удомельского района Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

В судебном заседании Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям по доверенности ФИО1, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по тем основаниям, что им восстановлен нарушенный плодородный слой почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном с западной стороны от <адрес> сельского поселения <адрес>. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Администрации Удомельского района Тверской области, Администрации Мстинского сельского поселения Удомельского района Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не присутствует. О дате и времени рассмотрения дела извещены судом своевременно и надлежащим образом.

Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Материалами дела объективно подтверждено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 апреля 2016 года земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 98000 кв.м., находится в аренде у ФИО2 с 09 марта 2016 года.

25 мая 2015 года Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям возбуждено дело об административном правонарушении по факту нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившегося в самовольном снятии плодородного слоя почвы, подпадающего под признаки правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.6 Кодекса российской Федерации об административном правонарушении (Определение №08-09/69(01)).

Согласно протоколу от 16 июня 2015 года (01) о взятии проб и образцов должностным лицом Управления отобрано и сформировано три образца почвы с земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в фонде перераспределения земель <адрес>, расположенного с западной стороны от <адрес>: точечные пробы почвы с ненарушенной части земельного участка (фон); точечные пробы почвы с нарушенной части земельного участка (дно карьера, глубина 0,7м); точечные пробы из буртов земельного участка.

Определением от 18 июня 2015 года (01) о назначении экспертизы должностным лицом Управления назначена экспертиза состояния плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящегося в фонде перераспределения земель <адрес>, расположенного с западной стороны от <адрес>, с поручением проведения экспертизы ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория».

Согласно заключению от 24 августа 2015 года, по результатам проведенных исследований проб (образцов) почвы с земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель <адрес> экспертная комиссия в области агрохимии и плодородия почв ФГБУ «Тверская МВЛ» в соответствии с вопросами, поставленными в определении Управления о назначении экспертизы (01) от ДД.ММ.ГГГГ, пришла к следующим выводам: имеются различия в уровне плодородия почвы на нарушенной части земельного участка (образец ); на ненарушенной части земельного участка (образец ) и в буртах складированного плодородного слоя почвы с грунтом (образец ); произошло уничтожение плодородного слоя на нарушенной части земельного участка; в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы с выемкой грунта на глубину 0,7м, на площади около 0,34 га произошло уничтожение плодородного слоя на нарушенной части участка.

28 сентября 2015 года с ФИО2 взяты объяснения, в которых он пояснил, что в октябре-ноябре 2014 года им проводились работы по добыче песка для строительства дома в <адрес>. Карьер был выкопан с привлечением арендованного ФИО2 экскаватора.

28 сентября 2015 года уполномоченным должностным лицом в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от (01) по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания от 16 октября 2015 года №ПСТ-08-09/2234 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Указанное постановление не обжаловано и вступило в законную силу.

28 сентября 2015 года ФИО2 выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации (01).

Согласно данному предписанию ФИО2 предписано в срок до 28 апреля 2016 года устранить выявленное нарушение требований действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы-поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно пункту 1 статьи 77 указанного Закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании пункта 1 статьи 78 вышеназванного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года №101-ФЗ, при этом согласно части 1 статьи 6 указанного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 5 Приказа Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии со статьей 76 того же Кодекса юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 5 Приказа Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, согласно данной норме вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в натуральной либо в денежной форме. Поэтому в случае восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре, взыскание денежной суммы в счет возмещения вреда повлечет за собой двойную меру ответственности, что противоречит закону.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика в 508803 рублей в счет возмещения вреда, причиненного почвам на земельном участке в <адрес>, в том числе, на затраты на технический этап рекультивации – 493322 рубля, на биологический этап – 15481 рубль.

В части 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. По смыслу данной нормы принятие такого решения возможно только при наличии проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Порядок проведения рекультивации и ее этапы определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды России №525 от 22 декабря 1995 года

Указанные Основные положения, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами при снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Таким образом, доказательством возмещения вреда могут служить фактические затраты, которые производились в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами восстановительных (рекультивационных) работ.

Пунктом 6 Основных положений установлено, что порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В силу пункта 11 Основных положений выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 14-15 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, в состав которой включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.

В силу пункта 17 Основных положений в акте приемки рекультивированных земель должны быть отражены виды выполненных работ с приложением копий разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, проекта рекультивации, заключения по нему государственной экологической экспертизы, отчетов о рекультивации нарушенных земель.

12 мая 2016 года должностным лицом Управления проведена проверка в отношении ФИО2, а именно, в отношении земельного участка, расположенного в <адрес>. Ответчик ФИО2 ознакомлен с проведенной проверкой.

Согласно представленному в материалах дела акту проверки (01) от 12 мая 2016 года нарушений земельного законодательства Российской Федерации со стороны ФИО2 не выявлено.

В судебном заседании представитель стороны истца, ответчик ФИО2 суду пояснили, что согласно выданному предписанию им устранены нарушения земельного законодательства в полном объеме, что подтверждается соответствующим актом проверки.

Таким образом, поскольку возмещение вреда по утвержденным таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального вреда, но и экологических потерь, при наличии утвержденного проекта рекультивации земельного участка, земли которого нарушены при разработке карьера, работы по которому проводятся в соответствии с локальной сметой на рекультивацию, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований о возмещении вреда, причиненного почвам, в денежной форме, в связи с чем, в удовлетворении данных требований истцу надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения через Удомельский городской суд Тверской области.

Председательствующий С.В. Минина

В окончательной форме решение изготовлено 25 мая 2016 года.

Судья С.В. Минина