ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-296/2016 от 25.11.2016 Первомайского районного суда (Томская область)

Гр.дело № 2-296/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Первомайское 25 ноября 2016 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

председательствующего - Марченко Н.М.,

с участием помощника прокурора Первомайского района – Чубуковой Е.А.,

при секретаре – Губиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Первомайское Первомайского района Томской области гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» об обязании приведения Интернет-сайта в соответствии с Порядком условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов органов местного самоуправления в сети «Интернет»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского района Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» (далее администрация МО «Сергеевское сельское поселение») об устранении нарушений в части исполнения требований законодательства в сфере обеспечения органами местного самоуправления доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе для инвалидов.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка деятельности администрации МО «Сергеевское сельское поселение» в части исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе для инвалидов. По результатам проверки установлено, что на официальном сайте администрации МО «Сергеевское сельское поселение» ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации о деятельности органа местного самоуправления, а именно: на сайте не предусмотрено наличие альтернативной текстовой версии сайта (версия для инвалидов по зрению), нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальном сайте органа местного самоуправления не имеют краткого описания такой нетекстовой информации, отсутствует возможность изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы. Кроме того, на официальном сайте МО «Сергевское сельское поселение» отсутствует информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно: муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления за 2016 года, включая сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет Сергеевского сельского поселения за 2016 год, сведения об использовании органом местного самоуправления, выделяемых бюджетных средств. Полагает, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, а также влечет ущемление прав граждан, организаций, общественных объединений, осуществляющих поиск информации о деятельности органов местного самоуправления, на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. Просит обязать администрацию МО «Сергеевское сельское поселение» привести интернет сайт - www.sergsp.ru в соответствие с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденным приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483, не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию МО «Сергеевское сельское поселение» в соответствии со ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» разместить информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно: муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления Сергеевского сельского поселения за 2016 год, включая сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в Совет Сергеевского сельского поселения за 2016 год; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств, не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Первомайского района Чубукова Е.А. исковые требования поддержала, в обоснование привела те же доводы, что в заявлении, дополнив, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Представитель ответчика – администрации МО «Сергеевское сельское поселение» Барсуков О.А. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что с заявлением прокурора Первомайского района не согласен, полагает, что Администрацией МО Сергеевское сельское поселение» в пределах своих полномочий создана возможность беспрепятственного доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте по адресу: www.sergsp.ru, предусмотрено наличие альтернативной текстовой версии официального сайта, переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта в верхней части, нетекстовая информация и нетекстовые материалы на главной странице сайта и во вкладке «Фотогалерея» используются с целью украшения и визуального оформления сайта, для чего текстового описания не требуется, графические файлы формата PDF используются во вкладке «Публичные слушания» и «Жилищно-коммунальное хозяйство», в которых кроме графических материалов имеется описание, в правом нижнем углу значки +,- позволяют увеличивать и уменьшать размер страниц; графические материалы в виде схем во вкладке «Генеральный план, правила землепользования» имеют возможность увеличения формата до 200%; материалы в текстовом формате во вкладке «Нормативные правовые акты», а также архивные файлы автоматически при открытии сохраняются на дисковые носители (жесткий диск, флеш- и т.п.), что предоставляет возможность увеличения информации более чем на 200%, интервала между буквами, а также изменения цветовой схемы. Кроме того, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления за 2016 год размещены на сайте Сергеевского сельского поселения, сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов размещены на сайте поселения в разделе «Новости», тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет Сергеевского сельского поселения за 2016 года будут направлены для размещения на официальном сайте Сергеевского сельского поселения и размещены в декабре 2016 года, в связи с истечением оплаченного тарифного времени за работу на сайте. Сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств размещаются во вкладках: «Утверждение бюджета», «Исполнение бюджета». Просил в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – администрации МО «Сергеевское сельское поселение».

Заслушав представителя истца Чубукову Е.А., изучив представленные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Первомайского района по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 ст.9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

К числу таких гарантий относятся положения ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

Статьями 10, 11 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа на сайт органа местного самоуправления в сети «Интернет» путем создания в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создания муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов органов местного самоуправления в сети «Интернет» (далее по тексту – Порядок) утвержден приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Согласно пункту 2 названного Порядка органы местного самоуправления должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 названного Порядка. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам: 1) нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальном сайте органа местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления; 2) графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официального сайта органа местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате; 3) наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.

В судебном заседании установлено, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Сергеевское сельское поселение» обеспечивается путем размещения информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющий следующий адрес: www.sergsp.ru.

Обслуживание сайта осуществляется администрацией МО «Сергеевское сельское поселение».

В нарушение названных требований закона, администрацией МО «Сергеевское сельское поселение» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации о деятельности органа местного самоуправления, а именно: не предусмотрена версия сайта для инвалидов по зрению, не определено визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению.

Кроме того, на интернет-сайте ответчика отсутствует информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления: муниципальные правовые акты, изданные за 2016 год, включая сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет Сергеевского сельского поселения в 2016 году; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от /дата/ и скриншотом, сделанным с официального сайта МО «Сергеевское сельское поселение».

Суд считает, что несоблюдение и невыполнение администрацией МО «Сергеевское сельское поселение» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации, затрагивает интересы не только неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Кроме того, суд считает, что отсутствие на официальном сайте администрации МО «Сергеевское сельское поселение», а также размещение и наличие неактуальной информации влечет ущемление прав граждан, организаций, общественных объединений, осуществляющих поиск информации о деятельности органов местного самоуправления, на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Срок для устранения выявленных недостатков и размещения информации, предусмотренной ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который был предложен истцом, по мнению суда является разумным.

Предоставление более длительного срока для осуществления этих мероприятий не будет отвечать целям защиты основных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку исковые требования прокурора Первомайского района направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем заявлении: в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ, а также положений ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Первомайского района обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» - удовлетворить:

Обязать администрацию МО «Сергеевское сельское поселение» привести Интернет-сайт www.sergsp.ru в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденным приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483, не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию МО «Сергеевское сельское поселение» разместить на Интернет-сайте www.sergsp.ru в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно: муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления Сергеевское сельского поселения за 2016 год, включая сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в Совет Сергеевское сельского поселения за 2016 год; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств, не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через отдел судебного делопроизводства Первомайского районного суда Томской области.

Судья: /подписано/ Марченко Н.М.

На момент размещения не вступило в законную силу