К делу № 2-296\2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Ясногорск 02 мая 2017 г.
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.
При секретаре Рыбкиной Т.С.
С участием истца ФИО1
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Читаэнергосбыт», ЮМО « Читаэнергосбыт», Ясногорский филиал « Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными, взыскании ущерба, судебных расходов, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование доводов указывала следующее. Проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ обнаружила что в квартире нет электрической энергии. От соседей узнала, что электрическую энергию в ее квартире отключили работники АО « Энергосбыт». ДД.ММ.ГГГГ пошла в Ясногорский филиал « Читаэнергосбыт» чтобы выяснить причину. Пояснили, что поменяли пломбу и отсутствие электрической энергии надо искать в неисправности в квартире. Обратилась в управляющую компанию « Луч», в 10 часов ДД.ММ.ГГГГ, электрик управляющей компании « Луч», установил причину, было отключение квартиры от электрической энергии, произвел подключение квартиры к электрической энергии. Просит признать незаконными действия выразившиеся в отключении ее квартиры от электрической энергии ответчиком АО « Читаэнергосбыт», взыскать <данные изъяты> рублей денежные средства на подключение электрической энергии, <данные изъяты> рубля на изготовление документов, <данные изъяты> рублей моральный вред ( л.д.3-4).
В судебном заседании истец на требованиях настаивала в полном объеме, просила удовлетворить, надлежащим ответчиком признать АО «Читаэнергосбыт».
В судебное заседание не явились ответчики АО «Читаэнергосбыт», ЮМО « Читаэнергосбыт», Ясногорский филиал « Читаэнергосбыт», по неизвестной суду причине, надлежащим образом извещены. Представитель АО «Читаэнергосбыт» ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в иске отказать.
В судебном заседании от 05.04. 2017 года ФИО2 просила в иске отказать. Суду пояснила, что истице выдали извещение уведомление по поводу задолженности по ОДН на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, по индивидуальному потреблению задолженность была <данные изъяты> рубля. Плановое ограничение подачи электрической энергии квартиры истицы было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ, но учитывая, что управление домом осуществляет управляющая компания, не могли взыскивать денежные средства за ОДН. Задание электрику на отключение квартиры истицы не давали ( л.д.24).
С учетом надлежащего извещения сторон, отсутствие заявлений об отложении дела, суд с учетом согласия явившихся сторон о рассмотрении дела при данной явке, в соответствие ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд рассматривает дело в соответствие ст. 56 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам, представленными сторонами как основания заявленных требований и возражений.
Выслушав истицу, свидетеля ФИО3, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании ч.1 ст. 540 ЖК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствие положений п.40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме ( за исключением коммунальной услуги за отопление) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и не жилом помещении, плату за коммунальные услуги потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствие ч.8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают потребленную электрическую энергию ресурсоснабжающей организации (далее РСО).
Пунктом 6, подпунктом »б» п.17 Правил № 354, предусмотрено, что если не избран способ управления домом, исполнитель коммунальной услуги является РСО, она является получателем платы за оказанную услугу, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Закон об энергоснабжении требует, что производимые и передаваемые потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В соответствие п.2 Правил № 354 - коллективный ( общедомовой) прибор учета (далее ОДПУ) это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Место установки ОПУ определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением сторон (п.8 Правил № 491).
Пунктом 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении, подпункт « к» п.11 Правил № 491 обязанность по оснащению приборами учета домов введенных в эксплуатацию возложена на собственников помещений.
В случае если собственники помещений в срок до 01.07. 2012г. не исполнили выше указанную обязанность, предусмотрена принудительная установка ОДПУ т.е. монтаж приборов в отсутствие волеизъявления жильцов, возложение на них понесенных расходов (п.12 ст. 13 Закона об энергоснабжении).
Понятие « установка приборов учета», « допуск прибора учета», порядок выполнения действий по установке и допуску ОПУ, метрологические требования к ОПУ определены разделом Х Основных положений, так п.п. 146,152 под установкой прибора учета, понимается монтаж в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается – процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в его состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, и осуществлении расчетов за электрическую энергию( мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствие с п.п. 147,152 Основных положений ( в редакции на декабрь 2012г.) места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья или иной организации.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета измерительных трансформаторов, соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям его метрологических характеристик, системы учета, поверки связующих и вычеслительных компонентов. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается актом допуска прибора учета в эксплуатацию.
Частью 2 ст. 13 Закона об энергоснабжении, п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, применение должно начато при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа, следующего за месяцем ввода этих приборов в эксплуатацию.
Поверка прибора учета и измерительных трансформаторов в порядке п.п. 172,173,176 Основных положений не является тождественной процедурам установки и допуска приборов учета в эксплуатацию.
Материалами дела установлено, не оспаривается сторонами, следующее.
Надлежащим ответчиком по делу является юридическое лицо АО «Читаэнергосбыт».
ФИО1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
В судебном заседании установлено, не оспаривается представителем надлежащего ответчика АО « Читаэнергосбыт», что спорный дом обслуживается управляющей компанией.
В судебном заседании представитель ответчика указывала, что истец имеет задолженность по ОДН, ей было направлено уведомление о погашении задолженности ОДН на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, по индивидуальному потреблению задолженность была <данные изъяты> рубля. Плановое ограничение подачи электрической энергии квартиры истицы запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. Но учитывая, что дом обслуживается управляющей компанией, не вправе производить начисление ОДН.
Согласно подп. "а" п. 117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем - должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем - должником условий такого соглашения (п. 118 Правил).
В соответствии с п. 119 указанных Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя - должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю - должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем - должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя - должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя - должника путем вручения ему извещения под расписку.
Как следует из перечисленных норм материального права, напрямую ответчик не вправе взыскивать ОДН с истицы, следовательно не вправе предъявлять истице уведомление о задолженности по ОДН и предупреждение о не погашении в 30 дней задолженности, последствий - ограничение подачи электрической энергии.
В судебном заседании был допрошен 02.05. 2017 года в качестве свидетеля электромонтер, работающий в АО « Энергосбыт» ФИО7., пояснивший суду, что ДД.ММ.ГГГГ ему было дано задание работодателем на отключение электрической энергии в квартире <адрес>, он произвел отключение около 13 часов ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.).
Доводы представителя ответчика, о том, что не давали задания на отключение квартиры истицы своему работнику электромонтеру по обслуживанию п. Ясногорск, с предоставлением бланков заданий об отсутствии задания за спорный период, суд оценивает критически.
В соответствие ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу положений п. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Материалами дела установлено, что электромонтер ФИО8 работник ответчика АО « Читаэнергосбыт», перечисленное подтверждается заключенным трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункта 1 Договора, принят на работу в Оловяннинский участок Южного межрайонного отделения акционерного общества « Читаэнергосбыт» на должность электромонтера по эксплуатации электросчетчиков 5 разряда на 0,75 ставки. В соответствие п.61., п.6.2 Договора, работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, исполнять приказы и указания руководства. По указанию работодателя ДД.ММ.ГГГГ около 13 часов, ФИО9 произвел отключение квартиры истицы от электрической энергии, в связи с чем, истице пришлось обратиться за подключением квартиры к электрической энергии к специалистам, с уплатой услуги подключения, перечисленное подтверждается квитанцией об оплате услуги в сумме <данные изъяты> рублей, обращением истицы за защитой прав в Прокуратуру Оловяннинского района, расходов понесенных на изготовление документов в сумме <данные изъяты> рублей, актом осмотра квартиры на предмет отключения от электроэнергии с участием представителей управляющей компании УК « Луч» ( л.д.5-9).
С учетом перечисленных норм права, показаний свидетеля, исследованных документов, пояснений представителя ответчика, судом установлено, что ответчиком АО « Читаэнергосбыт» произведены незаконные действия, выразившиеся в отключении квартиры истца от электрической энергии.
Подлежат частичному удовлетворению требования истца о взыскании морального вреда, в связи с незаконными действиями ответчика, с учетом нижеследующего.
В соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из разъяснений, содержащихся п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В судебном заседании установлено, что ответчик незаконными действиями нарушил права истца на пользование электрической энергии в квартире, доказательств опровергающих перечисленное ответчиком не представлено.
С учетом требований разумности и справедливости, учитывая, что истец находилась без света в течение суток, суд полагает частично удовлетворить требования, взыскать компенсацию морального вреда истцу в сумме <данные изъяты> рублей.
Поскольку истец, при подаче заявления освобождена от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика АО « Читаэнергосбыт» на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ.
Так же подлежат удовлетворению требования истца о взыскании понесенных судебных расходов с ответчика с учетом ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец произвела за свой счет подключение квартиры к электрической энергии, собирала пакет документов при подачи иска в суд.
Руководствуясь статьями 193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия акционерного общества «Читаэнергосбыт» по отключению от электрической энергии ДД.ММ.ГГГГ квартиры ФИО1 расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с акционерного общества «Читаэнергосбыт» в пользу ФИО1 <данные изъяты> рублей, из них: <данные изъяты> рублей денежные средства понесенные на подключение квартиры к электроэнергии, <данные изъяты> рублей копирование документов, <данные изъяты> рублей компенсация морального вреда.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину <данные изъяты> рублей в пользу муниципального образования « Оловяннинский район».
Решение может быть обжаловано в апелляционную судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца, со дня вынесения мотивированного решения. Решение вынесено в окончательной форме 10.05. 2017г.
Судья: В.М.Радченко