ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-296/2021 от 18.08.2021 Ахтынского районного суда (Республика Дагестан)

Дело <№ скрыт>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес скрыт> 18 августа 2021 года

Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Рашидова М.А.,при секретаре - ФИО2,

с участием истца ФИО5 А-ны, представителя ответчика – начальника отдела опеки и попечительства администрации муниципального района "<адрес скрыт>" ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Рутул гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 А-ны к администрации муниципального района "<адрес скрыт>" об обязании предоставить благоустроенное жилье по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет средств республиканского бюджета как лицу, оставшемуся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд с данным исковым заявлением, указывая, что она относится к категории граждан - сирот, когда ей только исполнилось 8 лет, ее маму лишили родительских прав, об отце ей ничего не известно, поскольку мать ничего о нем ей не говорила. Она состоит на учете в администрации МР «<адрес скрыт>» как сирота. Она проживает в <адрес скрыт> у дальней родственницы, где на жилплощади живет 5 человек, в связи с чем условия неблагоприятные. Ей жилье не предоставлялось, хотя состоит в очереди на получение жилья.

Истец в судебном заседании иск поддержала и просила удовлетворить его, поскольку она остро нуждается в жилом помещении, ей негде жить, она сейчас нанимает квартиру за плату для проживания.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования признал и не возражал против их удовлетворения, заявив, что ФИО6 действительно состоит на учете в органе опеки и попечительства как лицо, оставшееся без попечения родителей, она состоит в очереди нуждающихся в предоставлении жилья, неоднократно обращалась в администрацию района с заявлением о предоставлении ей жилья, однако в связи с отсутствием финансирования администрацией данная обязанность до сих пор не исполнена.

Изучив материалы дела, выслушав истца и представителя ответчика, суд находит исковое заявление основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. (п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. (п.9).

Аналогичные положения содержатся также и в ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как следует из материалов дела, решением Рутульского районного суда РД от 20.01.2005г. мать ребенка ФИО1 лишена родительских прав в отношении ребенка ФИО5 А-ны. В свидетельстве о рождении истца отец не указан. Как пояснила истец, сведениями об отце она не располагает, т.к. мать о нем ей ничего не сообщала. Отчество в ее документах не указано.

Постановлением главы администрации МР «<адрес скрыт>» от 25.02.2005г. <№ скрыт>ФИО6 была назначена опека. Постановлением главы администрации МР «<адрес скрыт>» от ДД.ММ.ГГГГ<№ скрыт> произведена замена опекуна.

Согласно постановлению администрации «сельсовет Ихрекский» <№ скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем в 2021 году, утвержденному главой МР «<адрес скрыт>» ФИО4, ФИО6 значится в данном Списке под <№ скрыт>.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" к полномочиям органов местного самоуправления районв отнесено, в частности: принятие мер по защите жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, ведение регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения; участие в рассмотрении судом споров и в исполнении решений судов по делам, связанным с защитой прав и интересов подопечных, в случаях, предусмотренных законодательством.

В силу ч.1 ст.2 указанного Закона Республики Дагестан органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; получать материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий; получать от органов государственной власти Республики Дагестан разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.

В соответствии с Уставом МР "<адрес скрыт>" территория сельского поселения "сельсовет Ихрекский" в составе сел Ихрек, Аран входит в территорию <адрес скрыт> РД (ст.3). МР "<адрес скрыт>" в случае и порядке, установленном федеральными законами, законами РД исполняет отдельные переданные государственные полномочия (ст.9).

Как следует из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем по МР "<адрес скрыт>" в 2021 году, истец включен в список очередников на получение жилья.

Из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО6 право на недвижимое имущество по сведениям из ЕГРН не зарегистрировано.

Следовательно, администрация МР "<адрес скрыт>" до настоящего времени не исполнила возложенную на нее государственную обязанность по предоставлению ФИО6 жилья по договору социального найма, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

Установленное бездействие ответчика по нарушению закона суд признает существенным и подлежащим устранению, обязав предоставить истцу жилое помещение, поскольку оно препятствует реализации ФИО6 гарантированного законом в силу ее особого социального статуса права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Довод представителя ответчика об отсутствии надлежащего целевого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении жильем указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО5 А-ны удовлетворить.

Обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» предоставить ФИО5 Арине благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств Республиканского бюджета как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Ахтынский районный суд РД в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А.Рашидов

Резолютивная часть решения суда вынесена на компьютере в совещательной комнате 18.08.2021г.

Решение суда в окончательной форме изготовлено на компьютере 19.08.2021г.