ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-297 от 21.12.2010 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

                                                                                    Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-297/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Хандыга 21 декабря 2010 года

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Морохоева А.П., при секретаре Николаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Томпонского района в интересах (...) о признании бездействия (...) незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор Томпонского района обратился в суд с заявлением в интересах родителя (...) об оспаривании бездействия (...), указывая на то, что прокуратурой района в порядке надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних проверены договоры, заключенные между (...) и родителями детей, принятых в детский сад на 2010-2011 годы. В результате проверки установлено, что отдельные пункты родительского договора противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене. В нарушение Типового положения в договоре не указано: наименование группы; основание (наименование документа) зачисления; предоставление ребенку либо отказ в предоставлении дополнительных образовательных услуг (за рамками основной образовательной деятельности); предоставление «Родителю» право выбирать педагога для работы с ребенком; осуществление медицинского обслуживания ребенка, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия (наименование), дополнительные медицинские услуги (наименование, платные, бесплатные); оказание квалифицированной помощи «Родителю» в воспитании и обучении ребенка, в коррекции имеющихся отклонений в его развитии; перевод ребенка в следующую возрастную группу. Также вопреки требованиям п. 4 Письма Министерства образования РФ «О направлении пакета образцов документов, реализующих типовое положение о ДОУ в РФ» в договоре не указаны права родителя: внесение предложений по организации дополнительных услуг в ДОУ; выбор педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в ДОУ; выбор педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в ДОУ; выбор образовательной программы из используемых ДОУ в рабочее время с детьми; выбор видов дополнительных услуг ДОУ; ходатайствовать перед ДОУ об отсрочке платежей за содержание ребенка в ДОУ, за дополнительные услуги до установленных сроков платы. Также проверкой установлено, что пунктом 2.12 договора на родителей возложены обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. При этом прокурор сослался на Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ 01.07.1995 № 677.

По мнению прокурора названные положения договора противоречат законодательству и подлежат исключению из договора по следующим основаниям.

Бездействие (...), выражающееся в непринятии мер по приведению родительского договора в соответствие с федеральным законодательством, исключает возможность законного правового регулирования правоотношений с учетом интересов муниципального дошкольного образовательного учреждения, родителей и их несовершеннолетних детей, возможность родителей влиять на образовательный процесс путем выбора педагога и участия в управлении учреждением, не предоставление вышеуказанных прав родителям влечет нарушение прав и законных интересов малолетних детей, а так же самих родителей и неопределенного круга лиц.

Неисполнение требований федерального законодательства о соответствии локальных нормативных актов федеральному законодательству нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым.

Представитель (...) в судебное заседание не явилась, извещена о дате слушания дела надлежащим образом, от нее поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с занятостью на работе и дальностью проживания, требования прокурора признает полностью, при этом просит учесть, что прокурор в своем заключении ссылается на Типовое положение о ДОУ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 за № 677, которое признано утратившим силу постановлением Правительства РФ и с 12.09.2008 действует новое типовое положение о ДОУ, утвержденное постановлением Правительства РФ за № 666.

Заинтересованное лицо (...) в судебное заседание не явилась, также извещена о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с дальностью проживания.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда. В связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя (...) и заинтересованного лица.

В судебном заседании прокурор Томпонского района Брагин Н.Я. заявил отказ в части признания бездействия (...), выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства родительского договора незаконным, остальные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, пояснил, как изложено в тексте заявления, просит признать п. 2.12 родительского договора в части слов «оказывать МДОУ посильную помощь в оснащении предметно-развивающей среды, косметическом ремонте, благоустройстве территории, реализации задач по созданию условий для охраны жизни и здоровья детей …» незаконным, обязать (...) привести родительский договор в соответствие с действующим федеральным законодательством, также признал, что в заявлении была неправильная ссылка на Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ 01.07.1995 № 677. В настоящее время действует Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008.

Выслушав объяснение заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В связи с отказом прокурора от требований в части бездействия (...), выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства родительского незаконным, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Согласно со ст. 198 абз. 2 ч. 4 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Как видно из родительского договора, согласно п. 2.12 договора родитель обязан оказывать МДОУ посильную помощь в реализации уставных задач. При этом, в соответствии с п. 3.9 договора МДОУ имеет право расторгнуть настоящий договор досрочно при систематическом невыполнении родителем своих обязательств, уведомив родителя об этом за 14 дней.

Оказание родителями помощи в части реализации уставных задач МДОУ может осуществляться на добровольной основе, но не может закрепляться в виде обязанности в договоре, что отражено в главе 7 абз. 12 Устава (...).

Названные положения договора противоречат законодательству и подлежат исключению из договора.

Факт нарушения федерального законодательства при заключении родительских договоров не оспаривается представителем (...) и подтвержден представленным договором.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемым на их основе уставами этих образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 за № 666, не содержит требований об обязании родителя оказывать МДОУ посильную помощь в реализации уставных задач, и учитывая, что в силу закона родительский договор должен соответствовать действующему федеральному законодательству, Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, суд находит требования прокурора обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению.

Прокурор в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

(...) признает заявленные прокурором требования, о чем имеется в материалах дела его письменное заявление. В связи с этим, суд принимает признание заявления (...), так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.36 п. 9 ч. 1 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Томпонского района в интересах (...) о признании бездействия (...) незаконным – удовлетворить.

Признать п. 2.12 родительского договора в части слов «оказывать МДОУ посильную помощь в оснащении предметно-развивающей среды, косметическом ремонте, благоустройстве территории, реализации задач по созданию условий для охраны жизни и здоровья детей …» незаконным.

Обязать (...) привести родительский договор в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Копию решения направить для устранения допущенного нарушения закона (...) в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда (...) сообщить в суд и заинтересованному лицу не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Взыскать с (...) государственную пошлину в размере (...) в федеральный бюджет.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2010 года.

Судья: А.П. Морохоев