ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2971/19 от 10.06.2019 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения, признании права на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

установил:

Истец ФИО5 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 29 марта 2019 года она обратилась в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, приложив к заявлению необходимые документы. На данное заявление она получила решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГг. по причине того, что отсутствует у одного или нескольких членов семьи место жительства на территории <адрес>. Однако это не соответствует фактическим обстоятельствам. ФИО5, совместно с мужем и детьми 2005, 2009 и 2012 года рождения с октября 2018г. зарегистрированы по адресу: <адрес> (юридический адрес Управления Росгвардии по <адрес>), ее муж является военнослужащим и проходит действительную военную службу в Управлении Росгвардии по <адрес>. Фактически они с декабря 2015 года проживают на территории <адрес>, в служебной квартире по договору пользования служебной квартирой по адресу: <адрес>, что подтверждается договором пользования служебным жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. и решением Железнодорожного городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. В их семье воспитывается ребенок-инвалид, поэтому установление статуса «многодетная семья» является для них очень существенным.

Истец просит суд признать незаконным решение Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> от 29.03.2019г. об отказе в установлении статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи; признать за ней право на получение мер социальной поддержки; обязать выдать удостоверение многодетной семьи.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменном виде.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО7 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке и являются родителями троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 9-13, 14-20, 21, 22).

29.03.2019г. ФИО5 обратилась в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, к заявлению приложила необходимые документы. На данное заявление она получила решение об отказе от 29.03.2019г. по причине отсутствия места жительства на территории <адрес> (л.д. 42).

Суд полагает вышеуказанный отказ неправомерным в связи со следующим.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» (далее – Закон МО от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ; принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ-П) регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>.

Согласно ст. 1 названного <адрес> действие настоящего Закона распространяется, в числе иных, на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19.

В соответствии со ст. 2 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия, в числе которых многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

В соответствии с п.п. 2, 3 и 4 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью.

Согласно п. 6 указанного выше Порядка следует, что для получения удостоверения Заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также, в числе иных, документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста,
в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность.

В соответствии с п.п. 17-18 этого же Порядка установлено,
что основаниями для отказа в выдаче или продлении срока действия удостоверения являются: отсутствие у семьи статуса многодетной
в соответствии с законодательством <адрес>; отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <адрес>; представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке. Решение об отказе в выдаче (продлении срока действия) удостоверения, подписанное руководителем (уполномоченным им лицом) Подразделения, выдается Заявителю в письменном виде с указанием причин отказа.

Истец ФИО5 совместно с мужем и несовершеннолетними детьми с октября 2018г. зарегистрированы по адресу: <адрес> (юридический адрес Управления Росгвардии по <адрес>). Муж истца ФИО4 проходит военную службу в Управлении Росгвардии по <адрес>.

При этом, с ДД.ММ.ГГГГФИО5, ФИО4, а также их несовершеннолетние дети проживают в служебной квартире на основании заключенного договора пользования служебным жилым помещением от 18.12.2015г. по адресу: <адрес>, мкр. Кучино, <адрес> (л.д. 29-32), что также подтверждается решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг., которым установлен юридический факт преимущественного проживания ФИО4 на территории г.о. Балашиха МО (л.д. 36-37), а также решением Железнодорожного городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., которым установлен факт совместного проживания ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> 18.12.2015г. по настоящее время (л.д. 38-41).

Согласно справке из ОСЗН <адрес>, ежемесячная денежная компенсация на возмещение льгот по ЖКУ ФИО4 не назначалась и не выплачивалась (л.д. ).

Кроме того, следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семьей.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», устанавливающий виды компенсаций фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Таким образом, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей <адрес> "О мерах социальной поддержки семей и детей в <адрес>" N 1/2006-03 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4- П разъяснил, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Таким образом, закон связывает возникновение права на льготы не с режимом регистрации, который носит учетный характер и не является основанием для возникновения, изменения или прекращения права на льготы.

Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства детей до 14 лет признается место жительства их родителей, каких-либо ограничений не устанавливается.

По смыслу ст. ст. 69, 71 ЖК РФ, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.

Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что ФИО5, военнослужащий ФИО4 и их дети фактически проживают по адресу: <адрес>, мкр. Кучино, <адрес> на основании заключенного в установленном законом порядке договора пользования служебным жилым помещением, они не могут быть лишены предоставленного им положениями ст. <адрес> от 12.01.2006г. 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1082/46 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика, изложенные в оспариваемом отказе, и возражениях на иск о том, что отсутствие регистрации в <адрес> не дает оснований для предоставления мер социальной поддержки многодетной семье в <адрес>, нельзя признать обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития <адрес> в лице Управления социальной защиты населения по г/о Балашиха в установлении статуса «многодетная семья».

Признать за ФИО5 с учетом членов семьи право на предоставление мер социальной поддержки на основании <адрес> от 12.01.2006г. 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» по месту фактического проживания в жилом помещении на основании договора пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>

Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать ФИО5 удостоверение многодетной семьи в составе отца ФИО4, матери ФИО5, детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Е.А. Беседина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

_______________