Дело № 2-2971/2020
59RS0005-01-2020-002649-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2020г
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при секретаре Боровиковой К.А..
с участием представителя истца и третьего лица ФИО1, представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о защите прав потребителей, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» были приобретены авиабилеты по маршрутам: Москва-Майами-Москва, код бронирования: № (№ электронного билета №), пассажир: ILYA RUDENKO. Оплата за авиабилет произведена в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ в размере 347 866 рублей, Иркутск-Майами, код бронирования: № (№ электронного билета №), пассажир ILYA RUDENKO. Оплата за авиабилет произведена в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ в размере 192 537 рублей. Впоследствии истцом и пассажиром было принято решение об отказе от полетов и возврате вышеуказанных билетов в соответствии с условиями договора перевозки пассажира. Билеты истец приобрел по полностью возвратному тарифу. ДД.ММ.ГГГГ пассажир позвонил в контакт-центр по телефону № и произвел отмену, оформил возврат билетов с кодами бронирования: № (№ электронного билета №), № (№ электронного билета №). ДД.ММ.ГГГГ пассажир позвонил в филиал ПАО «Аэрофлот» в г. Перми, диспетчер по продаже билетов приняла обращение истца об отмене бронирования авиабилетов и возврате денежных средств по электронной почте. В ответе было указано, что обращение зарегистрировано, согласно Правил бронирования и оплаты, а также Инструкции по оформлению, обмену и возврату авиабилетов, размещенной на сайте ПАО «Аэрофлот», возврат денежных средств осуществляется ПАО «Аэрофлот» в течение десяти рабочих дней от даты оформления возврата авиабилета. На момент истечения срока возврата денежных средств ответчиком (ДД.ММ.ГГГГ) указанные денежные средства на счет истца не поступили, после чего в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование о возврате уплаченных денежных средств. Указанное требование было оставлено без ответа, денежные средства истцу возвращены не были. На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика задолженность за возвращенные авиабилеты в сумме 540 403 рубля, неустойку на основании ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» в размере 64 848 рублей 36 копеек, штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в размере 302 625 рублей 68 копеек.
В дальнейшем истец заявленные исковые требования уточнила, поскольку денежные средства за авиабилеты были возвращен 23.06.2020г, просила взыскать с ответчика неустойку в размере 308 029 рублей 71 копейки, штраф в сумме 424 216 рублей 36 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 540 403 рубля.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности и третье лицо ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал с учетом их уточнения, дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ истцом на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» были приобретены авиабилеты на сумму 347 866 рублей и на сумму 192 537 рублей, плательщиком была ФИО3, денежные средства были списаны со счетов ее кредитных карт. Билеты приобретались по тарифу с полным возвратом денежных средств. В дальнейшем как истец, так и пассажир решили отказаться от поездки, на сайте ответчика оформили возврат авиабилетов, ждали перечисления денежных средства, однако, денежные средства в установленный срок возвращены не были. Далее был инициирован возврат денежных средств через международный банковский арбитраж и ДД.ММ.ГГГГ денежные средства за авиабилеты истцу были возвращены. Поскольку ответчик в предусмотренный законом десятидневный срок не исполнил требование истца о возврате денежных средств, ФИО3 просит взыскать с ответчика неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Также дополнительно пояснил, что решение о возврате авиабилетов не было связано с пандемией коронавирусной инфекции. Ссылка ответчика на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" и на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" неправомерна, поскольку исковое заявление истцом подано ДД.ММ.ГГГГ, принято к производству ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, исковые требования должны быть рассмотрены в рамках законов и правовых актов, действующих на момент подачи искового заявления. Кроме того, срок исполнения договора воздушной перевозки по бронированию № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и срок исполнения договора воздушной перевозки по бронированию № с датой исполнения – ДД.ММ.ГГГГ находятся за рамками сроков, предусмотренных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего сроки применимости к договорам воздушной перевозки, подлежащим к исполнению с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление было подано обоюдно: как плательщиком ФИО3, понесшей прямые расходы и выступающей стороной в договоре воздушной перевозки при его заключении, так и пассажиром ФИО1 Факт признания ПАО «Аэрофлот» ФИО3 стороной в договоре воздушной перевозки подтверждается действиями самого ответчика при произведении возврата сумм за авиабилеты непосредственно на банковские реквизиты ФИО3
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что обязательство по возврату стоимости авиабилетов №№ и №№ в общей сумме 540 403 рублей исполнено ПАО «Аэрофлот» в полном объеме. Как следует из материалов дела, истцу были произведены следующие возвраты: в размере 347 866 рублей за авиабилет №№ (были списаны со счета ПАО «Аэрофлот» на карту №. , в размере 192 537 рублей за авиабилет №№ (были списаны со счета ПАО «Аэрофлот» на карту №. Требования о взыскании неустойки и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке являются неправомерными, поскольку установленный законодательством срок возврата провозной платы по авиабилетам №№ и №№ в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил. Закон №166-ФЗ распространяется на все договоры перевозки, подлежащие исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ, а значит, действует в отношении договоров перевозки, заключенных ФИО1 с ПАО «Аэрофлот» и удостоверенных авиабилетами №№ и №№. ДД.ММ.ГГГГ было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части». Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеизложенное, в отношении вышеуказанных договоров, заключенных между ФИО1 и ПАО «Аэрофлот», действует ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, а также Постановление Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные акты распространяются на все перевозки вне зависимости от отмены рейса, оснований отказа от перевозки или тарифа. При этом основание отказа от перевозки (не явился на рейс, отказался до или после вылета/отмена рейса), а также вид тарифа у пассажира (возвратный или невозвратный) правового значения не имеют. По указанным договорам ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пп. б п. 3 Положения перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. Согласно п. 4 Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. Согласно п. 6 Положения денежные средства за перевозку подлежат возврату пассажиру по истечении трех лет с момента, когда должен был быть осуществлен вылет рейса, указанного в билете. В связи с этим, истец имеет право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через три года после даты вылета рейса, указанного в авиабилете, а именно: по авиабилету №№ – ДД.ММ.ГГГГ, по авиабилету №№ – ДД.ММ.ГГГГ. До указанного момента, согласно п. 5 Положения, пассажир вправе использовать уплаченные за авиабилеты денежные средства в счет будущих авиаперевозок в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Таким образом, при прекращении договора перевозки возникает обязанность перевозчика в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке. Возврат стоимости авиабилетов в денежной форме возможен только по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Учитывая вышеизложенное, срок возврата стоимости авиабилетов ПАО «Аэрофлот» не нарушен, в связи с чем, требования о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Кроме того, в соответствии со ст. 786 ГК РФ, ст. 103 ВК РФ сторонами договора перевозки выступают пассажир и перевозчик. Требование о возврате провозной платы должно быть предъявлено в суд непосредственно пассажиром. Факт оплаты истцом авиабилетов, оформленных на имя пассажира ФИО1, не дает право истцу ФИО3 требовать взыскания в свою пользу стоимости данных авиабилетов. Сама ФИО3 стороной по договорам воздушной перевозки, удостоверенным авиабилетами №№ и №№, не является. Также пояснила, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, согласно которому в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» ПАО «Аэрофлот» отнесено к категории подмораторных организаций. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия в том числе в виде не начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств. Таким образом, неустойка, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке взысканию с перевозчика не подлежат также на основании пп. 2. п. 3 ст. 9.1, п. 1 ст. 63 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителя истца,третьего лица, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.
Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс; …
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО3 на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» www.aeroflot.ru был оплачен авиабилет по маршруту Иркутск-Москва на рейс SU 1563 с датой отправления – ДД.ММ.ГГГГ 13.30 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 14.45 часов, по маршруту Москва-Майами на рейс SU 110 с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ 11.00 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 16.15 часов, код бронирования: №, номер электронного билета № на имя ILYA RUDENKO стоимостью 192 537 рублей, что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской по счету кредитной карты клиента ФИО3 в АО «Райффайзенбанк» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО3 на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» www.aeroflot.ru был оплачен авиабилет по маршруту Москва-Майами на рейс SU 110 с датой отправления – ДД.ММ.ГГГГ 11.00 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 15.50 часов, по маршруту Майами-Москва на рейс SU 111 с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ 17.50 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 11.30 часов, код бронирования: №, номер электронного билета № на имя ILYA RUDENKO стоимостью 347 866 рублей, что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской по счету кредитной карты клиента ФИО3 в АО «Райффайзенбанк» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
ДД.ММ.ГГГГ пассажир ФИО1 обратился в ПАО «Аэрофлот» для проведения возврата денежных средств за указанные авиабилеты. Маршрут в бронированиях №, № был аннулирован ДД.ММ.ГГГГ для проведения возврата.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил на электронную почту ответчика обращение о возврате денежных средств за авиабилеты, которое было зарегистрировано ПАО «Аэрофлот» за № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ПАО «Аэрофлот» (филиал г. Пермь) с требованием о возврате уплаченных за авиабилеты денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес ФИО1 направлен ответ на обращение, согласно которому последнему предложено оформить специальные именные сертификаты на полную стоимость перевозок со сроком действия в течение трех лет, либо переоформить билеты.
Согласно справок по счету истца ФИО3 в АО «Райффайзенбанк» денежные средства в размере 192 537 рублей и 347 866 рублей перечислены на счет ФИО3 №ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика неустойки в размере 308 029 рублей 71 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей).
Согласно ст. 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 1 ст. 15 упомянутого Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" введена в действие ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, которая устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Согласно ч. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса РФ не применяются.
В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (пункт 3 Положения).
При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (пункт 4 Положения).
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика (пункт 5 Положения).
Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения. …(пункт 6 Положения).
Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете…. Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением….. Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации (пункт 10 Положения).
В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика (пункт 12 Положения).
Суд приходит к выводу о том, что срок возврата стоимости авиабилетов истцу ответчиком не нарушен, поскольку как установлено ранее, согласно пункту 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
В судебном заседании установлено, что денежные средства в полном объеме возвращены ответчиком истцу ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до истечения срока, установленном пунктом 6 Положения.
Доводы представителя истца, третьего лица, что пассажир третье лицо по данному делу, отказался от исполнения договора, не в связи с пандемией, судом во внимание не принимается, поскольку как из претензии третьего лица ФИО1 направленной ответчику ( л.д. 36-37), он ссылается на эпидемиологическую ситуацию, в связи с чем им было принято решение отказаться от полета.
Доводы представителя истца, третьего лица, что исковое заявление направлено в суд 19.05.2020г. а ответчик ссылается на закон от 08.06.2020г. и Постановление Правительство РФ от 07.07.2020г., и данные нормативные акты судом не должны быть приняты во внимание, судом отклоняются.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Закон № 166-ФЗ от 09.06.2020г. которым Воздушный Кодекс дополнен ст. 107.2 и распространяется на все договоры воздушной перевозки, подлежащие исполнению с 01.02.2020г
Постановлением Правительства № от 06.07.2020г. определен порядок и сроки возврата уплаченной за перевозку провозной платы пассажиру. Данное Положение применяется к договорам подлежащим исполнению с 01.02.2020г. по международным перевозкам с КНР, с 18.03.2020г. ко всем внутренним и иным международным перевозкам заключенным до мая 2020г.
Договор воздушной перевозки заключен третьим лицом ФИО1 до мая 2020г.
Таким образом суд считает, что права истца, ответчиком не нарушены. Более того, сумма на счет истца ответчиком возвращена.
Суд считает, что требования истца о взыскании с ответчика неустойки и штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 23, п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» и компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» также не подлежат удовлетворению, как не основанные на требованиях действующего законодательства, суд считает, что к данным правоотношениям между истцом и ответчиком положения Закона «О защите прав потребителей» не применимы. Исходя из положений преамбулы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Суд принимает во внимание доводы представителя истца, что сторонами по договору воздушной перевозки выступает пассажир и перевозчик, истец не являлась пассажиром, соответственно не является стороной договора.
Истец оплачивая билеты за третье лицо не являлась потребителем услуги перевозки, истец выступала только плательщиком за третье лицо.
На основании вышеизложенного в удовлетворении требований ФИО3 следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО3 в удовлетворении исковых требований к ПАО «Аэрофлот-российский авиалинии» о защите прав потребителей : взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись копия верна судья