ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2971/2022 от 08.09.2022 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Гражданское дело № 2-2971/2022

УИД 36RS0006-01-2022-003834-85

Категория 2.069

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года г.Воронеж

Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.В.,

при секретаре Ашихминой М.О.,

с участием истца Полухиной А.И.,

представителя истца Кумпанич Н.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области Мельниковой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Полухиной Аллы Ивановны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о включении периодов работы в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обязании выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Полухина А.И. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФ РФ по Воронежской области о возложении обязанности выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.

Требования, с учетом уточнений, мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости, которая была ей назначена в <адрес>. При назначении Полухиной А.И. пенсионного обеспечения был применен установленный в данной местности районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в размере 1,5. ДД.ММ.ГГГГ истец переехала на постоянное место жительства в <адрес>, при этом установленный ей ранее коэффициент был сохранен. Решением ОПФР по Воронежской области от 21.12.2021 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, размер пенсионного обеспечения Полухиной А.И. с 01.08.2020 изменен в сторону его уменьшения в связи с расчетом без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии. Причина данного уменьшения, по мнению ответчика, заключалась в отсутствии стаж работы в размере 20 лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. Письмом ОПФР по Воронежской области №П-1366,1704-14/2064 от 05.03.2021 ПолухинойА.И. сообщено о том, что по данным ответчика календарная продолжительность стажа работы истца в местностях приравненным к районам Крайнего Севера составляет 13 лет 4 месяца 07 дней. Однако в соответствии с предоставленными Полухиной А.И. документами, стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 21 год 1 месяц. Истцом в адрес ответчика было направлено требование с просьбой решение ОПФР по Воронежской области от 21.12.2021 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, отменить, восстановив фиксированную выплату к страховой пенсии по старости установленной ч.5 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В случае отказа в удовлетворении первого требования предоставить ей информацию о тех периодах, которые не были включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с указанием правовых оснований для принятия данного решения по каждому периоду. Письмом №П-3535-14/3662 от 12.04.2022 ОПФ РФ по Воронежской области сообщило о том, что стаж Полухиной А.И. составляет 13 лет 4 месяца 07 дней, применение районного коэффициента не представляется возможным.

С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, ПолухинаА.И. просит суд:

- обязать ГУ-ОПФ РФ по Воронежской области включить в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера периоды работы Полухиной А.И. с 25.12.1989 по 14.01.1990 в должности официантки столовой в войсковой части , с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части , с 20.05.1998 по 03.08.2000 период работы в службе ЧАС, в войсковой части , с 16.08.2012 по 29.08.2012 период работы в ООО «Мир вкуса», с 01.01.2020 по 31.03.2020 период работы в Северном ЖЭУ <адрес>, с 12.07.1993 по 28.04.1996 период прохождение военной службы по контракту,

- обязать ГУ - ОПФР по Воронежской области выплачивать Полухиной А.И. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, установленную ч.5 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2022.

В письменных возражениях, с учетом дополнений, представитель ГУ - ОПФР по Воронежской области просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что 17.01.2020 в ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) Полухиной А.И. было подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как родителю (опекуну) инвалида с детства, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом согласия с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке с применением норм ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Условием для назначения повышенных размеров базовых частей страховой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет. При определении специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность которых составляет 13 лет 7 месяцев 7 дней, были учтены периоды согласно выписке из индивидуального лицевого счета: с 15.01.1990 по 15.12.1990 и с 23.12.1996 по 19.05.1998 - работа в войсковой части ; с 25.05.1993 по 11.07.1993 -работа в войсковой части ; с 28.02.2006 по 28.02.2006 - работа в МБОУ «СОШ »; с 08.08.2007 по 30.09.2009 - работа в военном комиссариате <адрес>; с 15.10.2010 по 15.08.2012 и с 30.08.2012 по 26.11.2012 - работа в ООО «Империя вкуса»; с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 01.06.2013 по 31.08.2013, с 03.09.2013 по 31.07.2014 - работа в ООО «Югорскэнергогаз»; с 01.08.2014 по 09.01.2017 - работа в МУП «Югорскэнергогаз»; с 10.01.2017 по 18.05.2017 - работа в ООО «Комфорт»; с 19.05.2017 по 31.03.2020 - работа в ООО «Северное жилищно - эксплуатационное управление». Учитывая, что страховая пенсия по старости назначалась истцу в <адрес>, на территории которого установлен районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей размере 1.5, фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена на данный районный коэффициент. При постановке пенсионного дела на учёт с 01.08.2020 в связи с переездом в <адрес>, районный коэффициент - 1,5 был ошибочно сохранен по причине некорректной работы программно-технического комплекса, то есть после переезда размер пенсии истца не изменился. Решением Отделения от 21.12.2021 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, размер пенсии с 01.08.2020 был приведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, с применением ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Выплата пенсии в правильном размере (без учета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку у истца отсутствуют требуемые 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) производится с 01.01.2022. Размер пенсии истца с 01.01.2022 (с учетом индексации 8.6 %) составляет 10085 руб. 18 коп. (3520 руб. 87 коп. - страховая пенсия по старости и 6564 руб. 31 руб. - фиксированная выплата). Согласно уточненным исковым требованиям Полухина А.И. просит учесть в стаж в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периоды, не отраженные в выписке из индивидуального лицевого счета, а также периоды ухода за ребенком и военной службы, зачет которых в «северный» стаж не предусмотрен ч.5 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Согласно записям в трудовой книжке 25.12.1989 истец была принята на работу в летно-техническую столовую Войсковой части на должность мойщика посуды, с 01.04.1990 переведена на должность официантки, где продолжила работу до 20.03.1992. В сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражен период работы в Войсковой части с 15.01.1990 по 15.12.1990 - работа в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Период военной службы Полухиной А.И. с 12.07.1993 по 28.04.1996 не может быть учтен в «северный» стаж. Включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) в целях определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не предусмотрено нормативными актами. Период ухода за ребенком с 20.05.1998 по 03.08.2000 не учтен в специальный стаж, так как согласно ч.5 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ учитывается только работа. Период работы с 16.08.2012 по 29.08.2012 не учтен в специальный стаж, так как в этот период истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Периоды с 01.05.2013 по 30.05.2013, с 01.09.2013 по 02.09.2013 не учтены в специальный стаж в связи с отсутствием документального подтверждения работы в указанные периоды.

Истец Полухина А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель истца Полухиной А.И. по письменному заявлению Кумпанич Н.И. в судебном заседании уточненные исковые требования своего доверителя считал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Мельникова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поддержав письменные возражения с дополнениями.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает следующее.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию регулируется Федеральным законом от 28.122.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины

Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В связи с изложенным, условием для назначения повышенных размеров базовых частей страховой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Частью 10 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3.1, 8 и 14 настоящей статьи.

При этом порядок подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии ни в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ни в иных правовых актах не определен. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с 18.02.1997 по 26.06.2022 Полухина А.И. была зарегистрирована и проживала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в <адрес>.

17.01.2020 ГУ-УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) Полухиной назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При назначении Полухиной А.И. пенсии применен установленный в данной местности районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в размере 1,5.

С 26.06.2020 Полухина А.И. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

С 01.08.2020 пенсионное дело Полухиной А.И. поставлено на учет в <адрес> с сохранением районного коэффициента 1,5.

Решением ОПФР по Воронежской области от 21.12.2021 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, размер пенсии с 01.08.2020 приведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, а именно: без учета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку, по сведениям ОПФР по Воронежской области, исчисленным на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, календарная продолжительность стажа работы Полухиной А.И. в МКС составила 13 лет 4 месяца 07 дней.

В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитаны следующие периоды работы Полухиной А.И., подтвержденные сведениями персонифицированного учета: с 15.01.1990 по 15.12.1990, с 25.05.1993 по 11.07.1993, с 23.12.1996 по 19.05.1998, с 28.02.2006 по 28.02.2006, с 08.08.2007 по 30.09.2009, с 15.10.2010 по 15.08.2012, с 30.08.2012 по 26.11.2012, с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 01.06.2013 по 31.08.2013, с 03.09.2013 по 09.01.2017, с 10.01.2017 по 18.05.2017, с 19.05.2017 по 31.12.2019.

С 01.01.2022 Полухиной А.И. производится выплата страховой пенсии без учета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и составляет 10085 руб. 18 коп. (3520 руб. 87 коп. – страховая пенсия по старости и 6564 руб. 31 коп. – фиксированная выплата) (л.д. 20).

Полагая, что в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера необоснованно были не учтены периоды работы с 25.12.1989 по 14.01.1990 в должности официантки столовой в войсковой части , с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части , с 20.05.1998 по 03.08.2000 период работы в службе ЧАС, в войсковой части , с 16.08.2012 по 29.08.2012 период работы в ООО «Мир вкуса», с 01.01.2020 по 31.03.2020 период работы в <адрес>, с 12.07.1993 по 28.04.1996 период прохождение военной службы по контракту, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом указанных периодов составляет 21 год 1 месяц, Полухина А.И. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая требования Полухиной А.И. в части включения в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера периоды работы с 25.12.1989 по 14.01.1990 и с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части , с 16.08.2012 по 29.08.2012 период работы в ООО «Мир вкуса», с 01.01.2020 по 31.03.2020 период работы в <адрес>, суд полагает следующее.

Из содержания трудовой книжки следует, что Полухина А.И. работала в том числе:

с 25.12.1989 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части ,

с 15.10.2010 по 26.11.2012 в должности продавца в ООО «Империя вкуса»,

с 19.05.2017 по 31.03.2020 в должности уборщика помещений в Северном ЖЭУ <адрес>.

Из сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, данных о стаже и письменных возражений ответчика следует, что Полухиной А.И. в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера учтены период работы:

с 15.01.1990 по 15.12.1990 в должности официантки столовой в войсковой части ,

с 15.10.2010 по 15.08.2012 и с 30.08.2012 по 26.11.2012 в должности продавца в ООО «Империя вкуса»,

с 19.05.2017 по 31.03.2020 в должности уборщика помещений в Северном ЖЭУ <адрес>.

При этом период работы с 25.12.1989 по 14.01.1990 и с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части не учтен в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера, поскольку данный период работы не отражен в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Период работы с 16.08.2012 по 29.08.2012 в должности продавца в ООО «Империя вкуса» не учтен в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера, поскольку в данный период Полухина А.И. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Согласно положениям статьи 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется). В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Из сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Полухина А.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04.09.2002.

Следовательно, периоды работы Полухиной А.И. до 04.09.2002 могут быть подтверждены на основании документов, выдаваемых работодателями, в том числе трудовой книжке.

Согласно трудовой книжке истец в период с 25.12.1989 по 20.03.1992 работала в должности официантки столовой в войсковой части , расположенной в <адрес>.

Отнесение местности, в которой работала истец, к местностям приравненным к районам Крайнего Севера, ответчиком не оспаривается. Часть периода работы в должности официантки столовой в войсковой части с 15.01.1990 по 15.12.1990 ответчиком учтена при подсчете стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, поскольку период работы с 25.12.1989 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части приходится до регистрации истца в качестве застрахованного лица, подтверждается записями в трудовой книжке, часть периода учтена ответчиком при подсчете стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 25.12.1989 по 14.01.1990 и с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части подлежат включению в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера.

Период работы истца с 16.08.2012 по 29.08.2012 в должности продавца в ООО «Империя вкуса» приходится на время после регистрации в качестве застрахованного лица.

В сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица в спорный период с 16.08.2012 по 29.08.2012 работодателем проставлена в графе «Исчисление страхового стажа» проставлена отметка «администр», что указывает на нахождение в указанный период в отпуске без сохранения заработной платы.

Истцом данные обстоятельства не оспорены, доказательства, опровергающие указанные сведения, не представлены.

Поскольку в период с 16.08.2012 по 29.08.2012 истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, оснований для включения данного периода в специальный стаж работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера, не имеется.

Также не подлежат удовлетворению требования истца в части включения в специальный стаж периода работы с 01.01.2020 по 31.03.2020 в Северном ЖЭУ <адрес>, поскольку данный период работы учтен ответчиком при подсчета специального стажа работы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера, что подтверждается представленными ответчиком данными о стаже и письменными возражениями (дополнительные).

Истец также просит включить в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период прохождения военной службы по контракту с 12.07.1993 по 28.04.1996.

Назначение пенсии на льготных условиях в связи с работой в районе Крайнего Севера впервые было предусмотрено в статье 14 Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

При этом указанным законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалась.

17.12.2001 принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 6 части 1 статьи 28 указанного ФЗ также была предусмотрена возможность назначения досрочной пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 были Правила исчисления периодов работы, дающей право ла досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют, в том числе порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, указанными Правилами не предусмотрено.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", действовавшего до издания постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", указано, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и подп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом. Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

В статье 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлена возможность досрочного назначения страховой пенсии отдельным категориям граждан.

Согласно пункту 6 части 1 указанной статьи досрочное назначение пенсии предусмотрено мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2021 № 1532 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 2 указанных правил исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящих Правил.

Как указано выше, Правилами от 11.07.2002 №516 включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, указанными не предусмотрено.

Вместе с тем, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 предусмотрена возможность включения периодов военной службы в страховой стаж.

Таким образом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17.10.2006 № 380-О, от 29.09.2011 № 1040-О-О, от 25.01.2012 № 19-О-О, от 28.01.2016 № 48-О, от 24.04.2018 № 946-О).

Из справки Военного комиссариата <адрес> муниципальный (13) от 21.06.2017 №25/7/164 следует, что Полухина (Брыкова) А.И. действительно в период с 12.07.1993 по 28.04.1996 проходила военную службу по контракту в отдаленной местности в <адрес>. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 445 от 06.04.1988 г., исчисление выслуги лет на пенсию считать один месяц службы за полтора.

Таким образом, в спорный период времени истец проходила военную службу по контракту.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность зачета военной службы в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то требование Полухиной А.И. о включении в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период прохождения военной службы по контракту с 12.07.1993 по 28.04.1996 удовлетворению не подлежит.

Разрешая требования Полухиной А.И. о включении в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в службе ЧАС, в войсковой части с 20.05.1998 по 03.08.2000, суд полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) в период с 20.05.1998 по 03.08.2000 ПолухинаА.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Факт нахождения в спорный период в отпуске по уходу за ребенком истец в судебном заседании не отрицала.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.

При таких обстоятельствах, поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992, то Полухина А.И. не имеет право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей (общий и специальный), суд приходит к выводу, что период нахождения Полухиной А.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 20.05.1998 по 03.08.2000) не подлежит включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

С учетом включения в специальный стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 25.12.1989 по 14.01.1990 и с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части специальный стаж работы истца составит 14 лет 11 месяцев 2 дня.

Таким образом, поскольку продолжительность специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом включения спорных периодов, недостаточна для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (20лет), то требование Полухиной А.И. о возложении на ГУ-ОПФР по Воронежской области обязанности выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Полухиной Аллы Ивановны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о включении периодов работы в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обязании выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области включить Полухиной Алле Ивановне в стаж работы в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимый для установления повышения фиксированной выплаты к пенсии периоды работы с 25.12.1989 по 14.01.1990 и с 16.12.1990 по 20.03.1992 в должности официантки столовой в войсковой части .

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Воронежа.

Судья Л.В. Петрова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.09.2022.