Дело № 2-2972/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Зинченко С.В.,
при секретаре судебного заседания Максименко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Одинцовского городского прокурора в интересах ФИО2, ФИО2 к Министерству социально развития МО о признании незаконным отказ в получении социальных выплат,
установил:
Истец Одинцовский городской прокурор в интересах ФИО2, ФИО2 обратился в суд к Министерству социально развития МО с требованиями о признании незаконным отказ в получении социальных выплат.
В обоснование своих требований истец указал, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2, по вопросу нарушения социальных прав, отказа в получении социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области.
В ходе проверки установлено, что ФИО2 21.10.2019 подала документы посредством единого портала государственный и муниципальных услуг (РПГУ) в отношении дочери ФИО9ДД.ММ.ГГГГ г.р. на получение социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области.
На момент рассмотрения обращения установлено, что ФИО3 зарегистрирована по месту жительства со своим отцом по адресу: АДРЕС, но фактически пребывает по адресу: АДРЕС, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Одинцовским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области 29.10.2019 по результатам рассмотрения заявления ФИО2 от 21.10.2019 принято решение об отказе в предоставлении данной выплаты на основании п. 13 Порядка предоставления выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программа начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок), утвержден Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2017 №, а именно отсутствием у обучающего места жительства в Московской области.
Прокурор указывает, что данное решение является незаконным и просит его отменить.
Истец Одинцовский городской прокурор в интересах ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства социального развития МО и третьего лица Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является матерью несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГр., ФИО5ДД.ММ.ГГГГ., ФИО6ДД.ММ.ГГГГ
ФИО2 21.10.2019 г. обратилась в Одинцовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в отношении дочери ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р. на получение социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области.
Решением от 21.10.2019 ФИО2 отказано в предоставлении данной выплаты на основании п. 13 Порядка предоставления выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программа начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок), утвержден Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2017 №, а именно отсутствием у обучающего места жительства в Московской области. (л.д. 22)
Представителем Министерства социальной защиты указано, что поскольку Протвинским управлением социальной защиты населения удостоверение многодетной семьи ФИО2 было выдано ошибочно, доказательств подтверждающих наличие места жительства ребенка в Московской области ею представлено не было, свидетельство о временной регистрации по месту пребывания таковым быть не может, таким образом у социальной защиты отсутствовала обязанность предоставить ФИО2 меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение одежды ребенку.
С данной позицией суд согласиться не может, в виду следующих обстоятельств.
В соответствии ст. 20.10 Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ (ред. от 23.07.2020) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 N 5/163-П), предусмотрено, что право на выплату на обучающегося имеет один из родителей (законных представителей) детей из многодетных семей, обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев обеспечения обучающихся одеждой, форменной одеждой, иным вещевым имуществом (обмундированием), установленных законодательством Московской области.
Размер, порядок и сроки предоставления выплаты на обучающегося устанавливаются Правительством Московской области.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с Постановлением Правительства МО от 27.06.2017 N 529/22 (ред. от 14.01.2020) "Об утверждении Порядка предоставления выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования" заявление о предоставлении выплаты по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области (далее соответственно - заявление, Министерство), подается заявителем не позднее 5 декабря текущего календарного года в территориальное структурное подразделение Министерства (далее - территориальное подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по его выбору независимо от места жительства на территории Московской области.
К заявлению прилагаются следующие документы: в том числе, документ, подтверждающий место жительства ребенка в Московской области, запрашивается территориальным подразделением или МФЦ в рамках межведомственного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области сроки, в случае если указанный документ не был представлен заявителем самостоятельно.
Заявитель вправе представить иные документы, подтверждающие место жительства ребенка в Московской области, не указанные в абзаце третьем пункта 5 настоящего Порядка.
Из представленных материалов дела усматривается, что Протвинским Управлением Социальной защиты населения ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи (л.д. 19-20)
На запрос суда, Протвинское управление социальной защиты дало ответ, что в соответствии с административным регламентом не предусмотрено принятие решения о прекращения выданного удостоверения многодетной семьи, вместе с тем 18.12.2019 г. ФИО2 направлено уведомление с разъяснением, что выданное ей удостоверение считается недействительным и выдано ошибочно.
При этом, как усматривается, из ответа Протвинского управления социальной защиты населения, что при обращении за получением заявлением на получении удостоверения многодетной семьи, ФИО2 было представлено: заключение о брака с ФИО4, свидетельство о прекращении брака с ФИО7, судебный приказ о взыскании алиментов на содержании ФИО3, свидетельство о регистрации по месту пребывания Формы № с 31.07.2018 г. по 31.07.2023 г. на ФИО3 по адресу: АДРЕС, а также выписка из домовой книги, подтверждающая постоянное место жительство в АДРЕС – ФИО2, ФИО8, ФИО11, ФИО4
ФИО3 зарегистрирована по месту жительства со своим отцом по адресу: АДРЕС, что подтверждается копией паспорта ФИО3, но фактически пребывает по адресу: АДРЕС, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Также, факт проживания несовершеннолетней ФИО3 на территории Московской области подтверждается справкой, подтверждающей обучение ребенка в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в которой подтверждается обучение в МБОУ Одинцовской COШ № 5 в 8 «Р» классе.
Таким образом, имеются доказательства подтверждающие факт проживания ФИО3 на территории Московской области.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, со статьями 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Из этого исходит Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определениях от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П подчеркивая, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В силу прямого указания федерального законодателя местом жительства несовершеннолетних, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из позиции министерства социальной защиты, исключается возможность подтверждения места жительства на территории Московской области иными документами и сведениями, кроме как свидетельством о постоянной регистрации, вместе с тем, как предусмотрено Постановлением Правительства МО от 27.06.2017 N 529/22, заявитель вправке предоставить иные документы, подтверждающие место жительства ребенка в Московской области.
Таким образом, многодетная семья ФИО2 имеет право на получение социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006№ 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление REF Дело Одинцовского городского прокурора в интересах ФИО2, ФИО2 к Министерству социально развития МО о признании незаконным отказ в получении социальных выплат – удовлетворить.
Признать решение Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области № от 29.10.2019 г. об отказе в получении социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области – незаконным.
Обязать Министерство Социального развития Московской области выдать ФИО2 социальные выплаты на приобретение одежды для ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. для посещения занятий и предоставить меры социальной поддержки установленные Законом Московской области от 12.01.2006 г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области»
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | С.В. Зинченко |
В окончательной форме решение суда принято 31 июля 2020 года