ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2972/2014 от 20.02.2014 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело № 2-2972/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ <адрес> Московской области

 Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Хухановой С.А. с участием помощника Люберецкого городского прокурора Касимовой Т.В., при секретаре Фаталиевой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ( уполномоченного представителя инициативной группы)

 -о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования городской округ Дзержинский от ДД.ММ.ГГ в части признания вопросов выносимых на местный референдум не отвечающими требованиям законодательства,

 -о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> Московской области № от ДД.ММ.ГГ «Об отказе по проведению местного референдума»,

 -о признании вопросов, выносимых на местный референдум инициативной группой, отвечающим требованиям статьи 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ № 148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области»

 -об обязании Территориальной избирательной комиссии <адрес> Московской области осуществить регистрацию инициативной группы по проведению на территории муниципального образования городской округ Дзержинский местного референдума с вынесением на него вопросов:

 1. «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «городской округ Дзержинский» и «<адрес> Котельники» в одно муниципальное образование?»

 2. «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «городской округ Дзержинский» и «<адрес> Лыткарино» в одно муниципальное образование?»

 3. «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «городской округ Дзержинский» и «Люберецкий муниципальный район » в одно муниципальное образование?»

УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГ в территориальную избирательную комиссию <адрес> инициативной группой с его участием, направлено ходатайство по проведению на территории муниципального образования городской округ Дзержинский местного референдума с вынесением на него вопросов:

 « 1. Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «<адрес> Дзержинский» и «<адрес> Котельник» в одно муниципальное образование?

 2. Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «<адрес> Дзержинский» и «<адрес> Лыткарино» в одно муниципальное образование?

 3. Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «<адрес> Дзержинский» и «Люберецкий муниципальный район» в одно муниципальное образование?».

 ДД.ММ.ГГ Территориальная избирательная комиссия <адрес> направила документы инициативной группы в Совет депутатов муниципального образования «<адрес> Дзержинский» для принятия решения.

 ДД.ММ.ГГ на внеочередном заседании № Совета депутатов муниципального образования «городской округ Дзержинский» вопросы, выносимые на референдум, были признаны не отвечающими закону. ДД.ММ.ГГ ТИК <адрес> отказала инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

 Заявитель указал на несоответствие отказа в регистрации нормам Конституции РФ, ФКЗ «О референдуме РФ», указал на важность вопросов референдума для жителей г.<адрес> в целях выявления реального мнения населения.

 В судебном заседании ФИО1 доводы заявления поддержал настаивал на удовлетворении заявленных требований.

 Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> Московской области по доверенности ФИО2 в удовлетворении заявления возражал, пояснив, что действия ТИК законны, поскольку решение территориальной избирательной комиссии основано на принятом решении Совета Депутатов.

 Представитель Совета депутатов муниципального образования городской округ Дзержинский по доверенности - ФИО3 в судебное заседание явился, представил письменные возражения на заявление, просил в его удовлетворении отказать. Указал, что вопросы, поставленные инициативной группой не относятся к вопросам местного значения, перечень которых содержится в ст. 16 ФЗ «О местном самоуправлении»

 Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

 Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.

 В силу ст. 259 ГПК РФ инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления… нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд, в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

 Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

 Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

 Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

 Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

 Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ в территориальную избирательную комиссию <адрес> инициативной группой с участием заявителя, направлено ходатайство по проведению на территории муниципального образования городской округ Дзержинский местного референдума с вынесением на него вопросов:

 « 1. Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «<адрес> Дзержинский» и «<адрес> Котельник» в одно муниципальное образование?

 2. Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «<адрес> Дзержинский» и «<адрес> Лыткарино» в одно муниципальное образование?

 3. Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «<адрес> Дзержинский» и «Люберецкий муниципальный район» в одно муниципальное образование?».

 ДД.ММ.ГГ Территориальная избирательная комиссия <адрес> направила документы инициативной группы в Совет депутатов муниципального образования «<адрес> Дзержинский» для принятия решения.

 ДД.ММ.ГГ на внеочередном заседании № Совета депутатов муниципального образования «городской округ Дзержинский» вопросы, выносимые на референдум, были признаны не отвечающими закону. ДД.ММ.ГГ ТИК <адрес> отказала инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

 Законом Московской области от ДД.ММ.ГГ N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГ N 2/73-П) также установлено, что на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Федеральным законом, Уставом Московской области, законом Московской области, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской области. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

 Круг вопросов местного значения городского округа установлен ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Вопрос о преобразовании муниципального образования, в том числе об объединении муниципальных образований в качестве вопроса местного значения не указан.

 Указанным законом, ст. 13, установлен порядок преобразования муниципальных образований, в частности указано, что преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

 Доводы заявителя о незаконности решения Совета депутатов м.о. городской округ Дзержинский от ДД.ММ.ГГ в части признании вопросов, выносимых инициативной группой на местный референдум, не отвечающими требованиям ст. 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области», не подтверждаются материалами дела.

 В материалы дела представлена выписка из протокола внеочередного заседания № Совета депутатов (л.д. 12), где по второму вопросу большинством голосов – «против» - 12, «за» - 3, «воздержались» - 1.

 Ст. 25 Устава муниципального образования городской округ Дзержинский установлено, что Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления города, в Совет входит 20 депутатов.

 Регламентом Совета депутатов, утв. Решением от ДД.ММ.ГГ определен порядок принятия решений и проведения заседаний Совета депутатов. П. 7.2.2. указывает, что заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общей численности депутатов. В силу п. 7.8.5. Регламента, решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета депутатов считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленной численности депутатов.

 Судом проверены полномочия Совета депутатов на принятие подобного рода решений, наличие кворума при принятии решения, нарушений процедуры принятия решения не установлено. «Против» принятия решения проголосовало 12 депутатов, т.е. более половины.

 Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований заявителя о признании незаконным решения Совета депутатов, поскольку вопросы, выносимые на референдум, по мнению суда не относятся к вопросам местного значения, затрагивают интересы жителей иных муниципальных образований – г.о. Котельники, г.о. Лыткарино, Люберецкого муниципального района, в связи с чем, решение Совета депутатов принято обоснованно

 Требование заявителя о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГ «Об отказе по проведению местного референдума и обязании осуществить назначение референдума с вынесенными инициативной группой вопросами не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 5. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок – судом.

 Кроме того, в соответствии со ст. 260 ГПК РФ Заявление, касающееся решения избирательной комиссии  , комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации   кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума  , иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит. Как усматривается из материалов дела, решение ТИК принято ДД.ММ.ГГ года, заявление в суд подано ДД.ММ.ГГ года, т.е. с пропуском установленного законом срока. Последний день предъявления заявления – ДД.ММ.ГГ года. Пропуск срока является самостоятельным основанием к отказу в заявленных требованиях ФИО1

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 260, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 ( уполномоченному представителю инициативной группы) в удовлетворении заявления:

 -о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования городской округ Дзержинский от ДД.ММ.ГГ в части признания вопросов выносимых на местный референдум не отвечающими требованиям законодательства,

 -о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> Московской области № от ДД.ММ.ГГ «Об отказе по проведению местного референдума»,

 -о признании вопросов выносимых на местный референдум инициативной группой, отвечающим требованиям статьи 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ № 148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области»

 -об обязании Территориальной избирательной комиссии <адрес> Московской области осуществить регистрацию инициативной группы по проведению на территории муниципального образования городской округ Дзержинский местного референдума с вынесением на него вопросов:

 1. «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «городской округ Дзержинский» и «<адрес> Котельники» в одно муниципальное образование?»

 2. «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «городской округ Дзержинский» и «<адрес> Лыткарино» в одно муниципальное образование?»

 3. «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований «городской округ Дзержинский» и «Люберецкий муниципальный район » в одно муниципальное образование?»

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 5 дней со дня его принятия через Люберецкий городской суд.

Судья: