ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2972/2021 от 19.11.2021 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2 – 2972/2021

УИД 59RS0011-01-2021-004634-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники 19 ноября 2021 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зуевой О.М.,

при секретаре Ермолаевой Е.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ ОПФР по Пермскому краю – ФИО2, на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л :

истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) о перерасчете пенсии. Исковые требования обоснованы тем, что обращался в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии с июля 2015 по сентябрь 2021. Указал, что выплачиваемая ему пенсия ниже минимального размера оплаты труда. Истцом произведен расчет, согласно которому ему недоначислена пенсия с октября 2015 по сентябрь 2021 в размере 54 685,1 рублей.

Истец ФИО1 просил взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) денежные средства в размере 54 685,1 рублей, расходы по оплате госпошлины, моральный вред в размере 20 000 рублей по Закону «О защите прав потребителей». С октября 2021 установить выплату пенсии в размере 14 022,5 рублей.

Протокольным определением от 25.10.2021 в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда РФ Пермского края в форме присоединения к Отделению, в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 06.05.2021 № 167п, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал полностью.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, указав, что размер пенсии ФИО1 соответствует требованиям пенсионного законодательства.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, обозрев материалы пенсионного дела, суд пришел к следующему.

ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 01.06.2015.

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Согалсно ч. 2 ст. 12.1 названного Закона, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

1.1) срочной пенсионной выплаты;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.

Суд принимает во внимание информацию о величине прожиточного минимума для пенсионера в Пермском крае:

2021 – 8 914 рублей, со 2 по 4 квартал 2020 года – 8 914 рублей, 1 квартал 2020 – 2 квартал 2019 – 8 703 рублей, 1 квартал 2019 – 8 388 рублей, 4 квартал 2018 – 2 квартал 2017 – 8 279 рублей, 1 квартал 2017 – 7 889 рублей, 4 квартал 2016 – 2 квартал 2016 – 7 857 рублей, 1 квартал 2016 – 2 квартал 2015 – 7 854 рублей, 1 квартал 2015 – 7 604 рублей.

Согласно справке УПФР в г. Березники Пермского края (межрайонное) с 01.06.2015 по 01.03.2020 уровень материального обеспечения ФИО1 превышал величину прожиточного минимума для пенсионера в Пермском крае.

Согласно справке клиентской службы (на правах отдела) в г. Березники с 01.05.2021 по 01.11.2021 уровень материального обеспечения ФИО1 превышал величину прожиточного минимума для пенсионера в Пермском крае.

Доводы ФИО1 о том, что размер страховой пенсии по старости не может быть ниже минимального размера оплаты труда, не основаны на законе.

Иных доводов, по которым бы следовало произвести перерасчет пенсии истца, не имеется. Ввиду изложенного исковые требования об обязании произвести перерасчет не подлежат удовлетворению.

Также не соответствуют требованиям пенсионного законодательства требования о взыскании недоплаченной пенсии, поскольку установлено, что оснований для перерасчета пенсии нет.

Более того, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Такой же порядок перерасчета размера пенсии установлен п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015. Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного Закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии, в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.

При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.

Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании морального вреда. Поскольку данное требование является производным от основного, которое суд не признал обоснованным. Более того, правоотношения пенсионного органа и пенсионера не относятся к правоотношениям из защиты прав потребителей.

При указанных обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о перерасчете пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (26.11.2021).

Судья (подпись) О.М. Зуева

Копия верна, судья