63RS0№-40 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> 05 ноября 2020 года Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Космынцевой Г.В. при секретаре Севастьяновой Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску по иску ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, указав, что она получила наследство после смерти ФИО2, наследственное имущество состояло из доли в размере 1/6 в праве общей долевой собственности на жилой дом полезной площадью 117,4 кв.м по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда <адрес> прекращено право общей долевой собственности на дом по адресу: <адрес>, ФИО1 в собственность выделен жилой дом блокированной застройки с отдельным входом расположенный по адресу: <адрес>, часть лит. А, лит. <адрес>, общей площадью 103,90 кв.м., жилой площадью 86,70кв.м., состоящий из помещений 1-го этажа: пом. №№,2 (жилые) - 17,10; 17,30 кв.м., соответственно, № (санузел) 6,00 кв.м., № (коридор) - 9,60 кв.м., №№,10 (кухни) - 11,90; 6,60 кв.м., соответственно, помещений 2-го этажа: пом. №№,2 (жилые) - 9,00; 17,50 кв.м., соответственно, № (коридор) - 6,90 кв.м., № (лестница) - 2,00 кв.м., кроме того сени 1-го этажа (лит. в) - 1,40 кв.м., веранда 2-го этажа (лит. в3) - 11,80 кв.м. За ФИО1 признано право собственности на реконструированный жилой, представляющий собой часть здания (жилого дома блокированной застройки) дом, по адресу: <адрес>, часть лит. А лит. <адрес> общей площадью 103,90 кв.м., жилой площадью 86,70 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 200 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Ссылаясь на указанные обстоятельства просила признать за ней право собственности на земельный участок площадью 200 кв.м. по адресу: <адрес>, занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, в границах точек № согласно представленному плану от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером ФИО3 В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержала. Ответчик Департамент управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв, в котором иск не признал, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя. Ответчик Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени разбирательства дела извещался, отзыв на иск не представил. Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, извещалось правильно и своевременно, представило отзыв в котором не возражало против удовлетворения исковых требований, просило рассмотреть дело в свое отсутствие. Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Истцу принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 4103,9 кв.м, представляющий собой часть здания (жилой дом блокированной застройки) по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.14-16). Как следует из материалов дела, истец приобрела право собственности на указанный жилой дом на основании заочного решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в счёт своей доли в размере 1/6 в праве общей долевой собственности на домовладение по тому же адресу (л.д. 18-22). Доля в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: <адрес>, перешла к истцу по наследству от ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17). Судом установлено, что истец обращался к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность безвозмездно земельного участка, занимаемого указанным выше жилым домом и прилегающей территорией (л.д.9). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании пп.1, 2 п.8 ст.39.15, пп.3 п.16, ст.11.10, п.4,6 ст.11.9, п.6,19 ст 39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (№) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, часть земельного участка расположена в границах красных линий (л.д.8). В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые ими были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст.20 ЗК РФ. Земельный участок находится в фактическом пользовании истца, границы его описаны в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (л.д. 12), изготовленном кадастровым инженером ФИО3 По заключению кадастрового инженера ФИО3 (л.д. 12-13), пересечение границ испрашиваемого истцами земельного участка с границами существующих земельных участков отсутствует. К правопредшественнику истца право на жилой дом перешло в порядке универсального правопреемства. Согласно п.1 ст.1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Аналогичным образом наследование понималось и ранее действовавшим гражданским законодательством. Правопредшественник истца ФИО5 обладала предусмотренным п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» правом на бесплатную приватизацию занятого жилыми домом земельного участка, соответственно, это право с её смертью перешло к истцу. Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на указанных выше земельных участках, и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Таким образом, право истца на бесплатную приватизацию земельного участка основывается также и на положениях п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В частности, законодателем установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (п.12 ст.85 ЗК РФ). Часть испрашиваемого истцом земельного участка находится в пределах территории, ограниченной красными линиями. По мнению Департамента управления имуществом г.о. Самара, соответствующая часть земельного участка и является территорией общего пользования. Между тем, данная позиция не основана на законе. Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Таким образом, не любая территория, ограниченная красными линиями, является территорией общего пользования. В пределах красных линий могут находиться также земельные участки, занимаемые линейными объектами, а также территории, в отношении которых планируется отнесение их в общее пользование. В силу п.12 ст.85 ЗК РФ, к территориям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, т.е. территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Как следует из графических материалов, спорный земельный участок застроен находящимся в частной собственности индивидуальным жилым домом (который не является самовольной постройкой), и, следовательно, заведомо не может относиться к территории общего пользования. Таким образом, обстоятельство, на основании которого Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истицу в предварительном согласовании приватизации земельного участка, заведомо не имеет места. Проходящая через земельный участок красная линия может, по смыслу ст.1 ГрК РФ, ограничивать территорию, планируемую к выделению в общее пользование. Однако запрета на приватизацию земельного участка, на котором находится принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть планируемого отнесения его к земельным участкам общего пользования, законодатель не установил. Земельным законодательством установлен институт резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Согласно пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте. Таким образом, резервирование территории, входящей в состав земельного участка, для государственных или муниципальных нужд влечет ограничение оборотоспособности земельного участка и, как следствие, препятствует его предоставлению в частную собственность. Однако решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд территории, входящей в состав испрашиваемого истицей земельного участка не принималось. Следовательно, ограничения оборотоспособности данного земельного участка не установлены. Кроме того, в соответствии со ст.26, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Орган местного самоуправления городского округа направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении её в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Согласно реестровой выписке (л.д. 14-16), <адрес> возведён в 1880 г., т.е. заведомо до утверждения схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара. Следовательно, на момент определения прохождения красной линии через спорный земельный участок, кем бы и каким бы образом оно ни осуществлялось, соответствующая территория уже была занята частным жилым домом и не являлась территорией общего пользования. Из Постановления Совета министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№, дом, расположенный по адресу: <адрес> входит в список памятников археологии, подлежащих охране как памятник государственного значения и является домом, в котором в 1908 году находилась подпольная типография Самарского комитета РСДРП (б). Согласно представленной суду выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №№, испрашиваемый земельный участок находится в зоне № – зона застройки многоэтажными жилыми домами по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в <адрес>, участок находится в исторической части города, расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (газопровод), в границах зоны регулирования застройки объекта культурного наследия регионального значения, частично в защитной зоне объекта культурного наследия. Ни один из этих правовых режимов не связан, согласно ст.27 ЗК РФ, с ограничением оборотоспособности земельного участка. Следовательно, законодательный запрет на приватизацию испрашиваемого земельного участка не установлен. Действующие градостроительные регламенты в <адрес> установлены Правилами застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов. Поскольку принадлежащий истцу объект недвижимости возведён в 1880 г., ограничения, вводимые действующими градостроительными регламентами, заведомо не являются препятствием для использования занимаемого этим объектом земельного участка. Следовательно, отнесение соответствующей территории к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) не препятствует осуществлению истцом исключительного права на приватизацию земельного участка. При указанных обстоятельствах суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок удовлетворить. Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью 200 кв.м по адресу: <адрес>, занимаемый индивидуальным жилым домом, в границах точек, описанных в плане, выполненном кадастровым инженером ФИО3ДД.ММ.ГГГГ: 1 (<данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Г.В.Космынцева Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. |