Дело № 2- 2973/2018 мотивированное решение составлено 12.07.18 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Андреевой И.С.,
при секретаре Корчагиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к *** таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,
у с т а н о в и л:
ФИО1 (далее – Истец) обратился в суд с иском к Мурманской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - Ответчик) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. В обоснование исковых требований указал, что он был принят на работу в *** таможню в *** в должности ***. *** на основании ст. 6 Федерального закона N114-ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации», переведен на службу в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований *** таможни. На момент перевода в общий срок службы в таможенных органах истцу был зачислен стаж предшествующей работы в *** таможне и период обучения в *** в общем количестве ***. ***ФИО1 уволен со службы из *** таможни по основаниям подпункта 3 пункта 2 ст. 48 указанного Закона - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Считает, что за время службы в *** таможне части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах не предоставленные и не компенсированные в денежном выражении в общем количестве составили 56 календарных дней, за которые при его увольнении не выплачена компенсация при увольнении. С учетом изложенного, Истец просит суд взыскать с *** таможни денежную компенсацию за не предоставленные и неиспользованные части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах за период *** в общем количестве 56 (пятьдесят шесть) календарных дней.
В судебном заседании Истец ФИО1 уточнил исковые требования, просил суд взыскать с *** таможни денежную компенсацию за не предоставленные и неиспользованные части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах за период ***. в общем количестве 56 (пятьдесят шесть) календарных дней в размере 207 096 руб. 96 коп. В остальном дал пояснения аналогичные описательной части решения.
Представитель Ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что условия службы в таможенных органах регулируется Главой V Закона №114-ФЗ, в соответствии со статьей 39 которого, сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней. Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации. Указанным сотрудникам по их желанию разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года. В связи с тем, что на сотрудников таможенных органов в данном случае распространяется действие статьи 14 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», им предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. Однако, согласно пункту 4 статьи 39 ФЗ №144 дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском, при этом на основании Закона №114-ФЗ, который является специальным и подлежащим применению, установлена максимальная продолжительность отпуска в количестве не более 60 календарных дней, с учетом основного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, отпуска в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня и за выслугу лет, независимо от количества дней отпуска при их суммарном исчислении. Очередной ежегодный и дополнительный отпуска сотрудникам должны быть предоставлены в течение календарного года. В исключительных случаях очередной ежегодный и дополнительный отпуска могут быть перенесены и предоставлены в установленном порядке не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который они предоставляются. Согласно пункту 17 указанной Инструкции при увольнении сотруднику выплачивается денежная компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска. При этом по смыслу положений Закона №144-ФЗ и Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России №260 от 31.03.2005г. ( в ред. 16.06.2013 г.) не предусмотрено право сотрудников таможенного органа на получение компенсации при увольнении из таможенного органа за не использованные дни отпуска в части, превышающей 60 календарных дней. При увольнении ФИО1 со службы в таможенных органов Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приказа *** таможни от ***г. №*** «Об увольнении ФИО1» была произведена выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска за *** год – очередного в количестве 3 календарных дне; за *** год – дополнительного за службу в районах Крайнего Севера в количестве 13 календарных дней, дополнительного за выслугу лет в количестве 5 календарных дней; *** год – очередного в количестве 11 календарных дней, дополнительного за службу в районах Крайнего Севера в количестве 10 календарных дней, дополнительного за выслугу лет в количестве 2,5 календарных дней. Поскольку вопросы предоставления сотрудникам таможенных органов отпусков урегулированы Законом №114-ФЗ, то основания для применения аналогии закона, как о том утверждает Заявитель, отсутствуют. С учетом изложенного, у *** таможни отсутствовали правовые основания для выплаты ФИО1 компенсации за неиспользованные 56 дней дополнительного отпуска, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав Истца, представителя Ответчика, изучив материалы гражданского дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №114-ФЗ от 21.07.1997 года «О службе в таможенных органах» (далее – Закон №114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона №114-ФЗ правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральных закон, другие федеральные закона и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
В судебном заседании установлено, что Истец ФИО1*** принят на работу в *** таможню на должность ***, что подтверждается копией трудовой книжки *** (л.д. 12).
*** на основании приказа №***ФИО1 переведен на службу в таможенные органы Российской Федерации по контракту, что подтверждается копиями представленных контрактов (л.д.35-46).
*** между Истцом и *** таможней был заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации №***, на срок 1 год, с *** (л.д.28).
На основании приказа *** таможни №*** от ***ФИО1 с *** уволен со службы в таможенных органах по основаниям подпункта 3 пункта 2 ст. 48 указанного Закона (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
*** на основании ст. 6 Федерального закона N114-ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации», переведен на службу в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований *** таможни.
На момент перевода в общий срок службы в таможенных органах Истцу был зачислен стаж предшествующей работы в *** таможне и период обучения в ***, в общем количестве ***.
Истец просит взыскать с *** таможни денежную компенсацию за не предоставленные и неиспользованные части дополнительного отпуска за службу в таможенных органах за период с *** по *** в общем количестве 56 (пятьдесят шесть) календарных дней в размере 207 096 руб. 96 коп.
По мнению суда, требования Истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Условия службы в таможенных органах регулируется Главой V Федерального Закона №114-ФЗ от 21.07.1997 г. «О службе в таможенных органах» (далее – Закон №114-ФЗ).
В соответствии со статьей 39 названного Закона сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;
2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;
3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.
Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации.
Указанным сотрудникам по их желанию разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года.
В связи с тем, что на сотрудников таможенных органов в данном случае распространяется действие статьи 14 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», им предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня.
При этом, согласно пункту 4 Закона статьи 39 №144-ФЗ дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском, общая продолжительность которого, не должна превышать 60 календарных дней.
Следовательно, Законом №114-ФЗ, который является специальным и подлежащим применению, установлена максимальная продолжительность отпуска в количестве не более 60 календарных дней, с учетом основного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, отпуска в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня и за выслугу лет, независимо от количества дней отпуска при их суммарном исчислении.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России №260 от 31.03.2005г. (в ред. 16.06.2013 г.) дополнительные отпуска за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями суммируются с очередным ежегодным отпуском.
Из чего следует вывод, что очередной ежегодный и дополнительный отпуска сотрудникам должны быть предоставлены в течение календарного года. В исключительных случаях очередной ежегодный и дополнительный отпуска могут быть перенесены и предоставлены в установленном порядке не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который они предоставляются.
Согласно пункту 17 указанной Инструкции при увольнении сотруднику выплачивается денежная компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска.
Принимая во внимание положения Закона №144-ФЗ и Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России №260 от 31.03.2005г. (в ред. 16.06.2013 г.), суд приходит к выводу о том, что в данном случае, не предусмотрено право сотрудников таможенного органа на получение компенсации при увольнении из таможенного органа за не использованные дни отпуска в части, превышающей 60 календарных дней.
Как установлено в судебном заседании, при увольнении ФИО1 со службы в таможенных органов Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приказа *** таможни от ***№*** «Об увольнении ФИО1» Истцу была произведена выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска за *** год – очередного в количестве 3 календарных дне; за *** год – дополнительного за службу в районах Крайнего Севера в количестве 13 календарных дней, дополнительного за выслугу лет в количестве 5 календарных дней; *** год – очередного в количестве 11 календарных дней, дополнительного за службу в районах Крайнего Севера в количестве 10 календарных дней, дополнительного за выслугу лет в количестве 2,5 календарных дней.
Доводы Истца о том, что продолжительность дополнительного отпуска, установленного Законом №4520-1, не должна быть учтена при определении общей продолжительности основного и дополнительных отпусков, суд считает не правомерными, поскольку порядок предоставления отпусков сотрудникам таможенных органов урегулирован Федеральным законом № 114-ФЗ и Приказом ФТС России от 31.03.2005 № 260 "Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации".
Учитывая тот факт, что вопросы предоставления сотрудникам таможенных органов отпусков урегулированы Законом №114-ФЗ, то основания для применения аналогии закона, как считает Истец, отсутствуют.
В судебного заседания установлено и, не оспорено Истцом, что *** таможней, в спорный период Истцу ежегодно предоставлялся отпуск в количестве 60 календарных дней. В течение всего периода службы, Истцом не было заявлено каких либо требований о нарушении конституционных и трудовых прав.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы Истца, приведенные в обоснование заявленных требований, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.
Иных доводов, которые бы опровергали изложенные выше выводы суда, Истцом не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства и принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными, недоказанными и не подлежащими удовлетворению.
Доводов и доказательств, которые бы опровергали установленные по делу обстоятельства, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к *** таможне о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в *** областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья И.С. Андреева