Дело № 2-2974/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кныш Н.Н.,
при секретаре Матвеевой Д.Д.,
с участием представителя истца Качмар Г.Г.,
представителя ответчика Фарышева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богуцкой Любови Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя об урегулировании разногласий по договору,
установил:
Истец Богуцкая Л.А. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об урегулировании разногласий по соглашению, которым предусмотрено изъятие у истца 2/3 доли жилых помещений по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком.№, просит суд определить условия Соглашения №№ между Департаментом капитального строительства и Богуцкой Л.А. об изъятии недвижимости для государственных нужд с учетом Протокола разногласий к соглашению № № об изъятии недвижимости для государственных нужд, а именно: Пункт 4.6 Соглашения № № изложить в следующей редакции «Разница между рыночной стоимостью Объекта 1 и Объекта Стороной 2 Стороне 1 за Объкт-1 не возмещается». Пункт 4.8 Соглашения № № - исключить.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что является собственницей указанных комнат. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь.
Департаментом капитального строительства г. Севастополя истцу предложен Проект соглашения об изъятии недвижимости №№ - квартиры в аварийном доме, в котором содержатся положения Договора о том, что, поскольку предоставляемого жилое помещение превышает общую площадь нормы предоставления, установленной пунктом 1 статьи Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе», (составляет 18 кв.м. на одного члена семьи), размер доплаты, возмещаемой истцом департаменту за предоставляемое жилое помещение взамен изымаемого составляет 421 540,02 рублей из расчета: (60 кв. м - 54,0 кв.м) х 70 256,67 руб. =421 540,02 руб. Указанную сумму доплаты истец должна выплатить в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации настоящего соглашения. Согласно п.4.8 до полной оплаты возмещаемой разницы предоставляемое жилое помещение находится в залоге у ответчика.
Полагая условия Проекта соглашения несправедливыми и противоречащими сути реализации гарантий граждан, подлежащих расселению из аварийного жилья, истец направила протокол разногласий к Проекту соглашения, в котором предложила разницу между рыночной стоимостью жилых помещений не возмещать, Пункт 4.8 Соглашения - исключить. Протокол разногласий Департаментом капитального строительства согласован не был. Согласно уведомлению Департамента в случае отказа истца от заключения Договора об изъятии жилья, Богуцкая Л.А. подлежит принудительному выселению.
Полагая, что жилое помещение должно быть предоставлено взамен изымаемого без каких-либо доплат, истец обратились в суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении соглашения об изъятии принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения.
В суд истец не явилась, ее представитель требования иска поддержала по основаниям и доводам, указанным в нем.
Представитель ответчик требования иска не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.16 Закона Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено в судебном заседании, что истец является собственником 2/3 доли жилого помещения по адресу: г. Севастополь, <адрес> ком. №, площадью 16,10 кв.м., и 2/3 доли жилого помещения по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №, площадью 9 кв.м.
Многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу распоряжения Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 173 жилые помещения истца по указанному выше адресу подлежит изъятию.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом предложен истцу для подписания Проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, в котором п.4.6 предусмотрено изъятие принадлежащих истцу на праве собственности жилых помещений с предоставлением взамен другого жилого помещения по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 60 кв.м., с доплатой за предоставляемое жилое помещение в размере 421 540,02 руб.
Доплата обусловлена те, что, поскольку предоставляемого жилое помещение превышает общую площадь нормы предоставления, установленной пунктом 1 статьи Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе», (составляет 18 кв.м. на одного члена семьи), размер доплаты, возмещаемой истцом департаменту за предоставляемое жилое помещение взамен изымаемого составляет 421 540,02 рублей из расчета: (60 кв. м - 54,0 кв.м) х 70 256,67 руб. = 421 540,02 руб. Указанную сумму доплаты истец должна выплатить в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации настоящего соглашения.
Согласно п.4.8 до полной оплаты возмещаемой разницы предоставляемое жилое помещение находится в залоге у ответчика.
Истцом ответчику направлен протокол разногласий к Проекту соглашения, в котором собственник выразил несогласие с указанными пунктами соглашения, предусматривающими предоставление жилого помещения взамен изымаемого при условии доплаты в пользу департамента, а также залог предоставляемого жилого помещения.
Ответчик не согласился с предложенной истцом редакцией договора.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие истцу жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцом избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования о выплате собственником разницы между изымаемым и предоставленным за счет города жилым помещением являются незаконными.
Разделом 4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, утвержденной Постановление Правительства Севастополя от 28.08.2014 N 248 (ред. от 28.12.2016), предусмотрено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации путем предоставления субсидии на основании соглашения (договора) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также средств бюджета города Севастополя.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение. Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой города Севастополя не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого жилое помещение, в том числе, если оно превышает общую площадь нормы предоставления, установленной пунктом 1 статьи Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-3C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе».
С учетом изложенного требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь стс.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Богуцкой Любови Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя об урегулировании разногласий по договору удовлетворить.
Определить условия Соглашения №№ между Департаментом капитального строительства и Богуцкой Любовью Александровной об изъятии недвижимости для государственных нужд с учетом Протокола разногласий к соглашению № № об изъятии недвижимости для государственных нужд, а именно: Пункт 4.6 Соглашения № № изложить в следующей редакции: «Разница между рыночной стоимостью Объекта 1 и Объекта Стороной 2 Стороне 1 за Объкт-1 не возмещается». Пункт 4.8 Соглашения № № - исключить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2020.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н. Кныш