ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2975/2016 от 06.12.2016 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2016 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Зарубиной Ю.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ООО «УИ ЖКХ-2008» ФИО2, действующей на основании доверенности №01-6959 от 17.10.2016, сроком действия по 31.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2975/2016 по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» о понуждении произвести перерасчет платы за предоставленные коммунальные услуги, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Усть-Илимский городской суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» о понуждении произвести перерасчет платы за предоставленные коммунальные услуги, компенсации морального вреда в размере *** руб. В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: **** оплачивает коммунальные платежи, начисляемые по указанному адресу. **.**.**** года поступил расчет за оказанные жилищно-коммунальные услуги **.**.**** года, в котором были существенно завышены нормативы потребления и тарифы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение. В управляющей организации ему не пояснили, в связи с чем изменился норматив потребления, последние изменения приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 № 27-мпр не касались изменений нормативов потребления. В частности, ответчик установил ему норматив потребления электроэнергии *** киловатт в час на одного человека. Также увеличились нормативы потребления горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Общий рост платы **.**.**** года с **.**.**** года составил примерно ***. При этом, никаких уведомлений об изменении тарифов и нормативов он не получал. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере *** рубля.

**.**.**** истец дополнил исковые требования, в которых дополнительно указал, что **.**.**** года тарифы были повышены на *** для имеющих приборы учета собственников, на 1*** для не имеющих приборы учета собственников. Он относится ко второй категории потребителей. Повышенный размер платы за поставляемые ответчиком услуги был начислен и в **.**.**** года. Без законных на то оснований, ответчиком были повышены цены на услуги, и соответственно ему незаконно начислена повышенная сумма к расчету. Ответчик не обосновал увеличение размера платы. Его требования сводятся к приведению размера платы за пользование коммунальными услугами в соответствие с действующим законодательством, то есть к перерасчету размера платы.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, поскольку ответчик не обосновал увеличение размера платы за коммунальные услуги.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «УИ ЖКХ-2008» ФИО2 возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. Поскольку на сегодняшний день предмет спора отсутствует, поскольку истцу **.**.**** года был произведен перерасчет за период **.**.**** года за коммунальные услуги. **.**.**** года коммунальные услуги начисляются в соответствии с действующими нормативами потребления коммунальных услуг. Несмотря на то обстоятельство, что в платежном документе **.**.**** в графе объем потребления по нормативу за электроснабжение указано значение *** плата за электроснабжение **.**.**** начислена исходя из норматива *** В связи с тем, что программа обновляется один раз в месяц, норматив в платежном документе **.**.**** был указан по старому, как ***, однако плата за электроснабжение была верно начислена из норматива «***. В настоящее время программа обновлена, в платежных документах **.**.**** приведены верные объемы потребления по нормативам. Разъяснения по применению нормативов потребления коммунальных услуг в управляющую компанию поступили **.**.**** года, **.**.**** года истцу ФИО1 произведен перерасчет за коммунальные услуги, о чем свидетельствует выписка по лицевому счету *** истца.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценив изложенное в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно приказу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2013 г. № 27-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области» пунктом 2 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа при наличии технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в жилом помещении многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа. Так, с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года, исходя из категории жилого помещения, количества комнат в жилом помещении (3 комнатная квартира), количества человек, проживающих в помещении (3 человека) установлен норматив потребления 164 кВт в мес/чел; с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года по этим же параметрам – 176 кВт в мес/чел.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" внесены изменения, в частности:

1. Пункты 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1), 18(1), 22(1), 26(1), 27(1), 29(1), 36(1), 37(1) и 39(1) приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22 ст. 2338; 2013, N 16, ст. 1972; 2014, N 52, ст. 7773), признать утратившими силу.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2012, N 36, ст. 4908; 2013, N 16, ст. 1972; N 21, ст. 2648; N 31, ст. 4216; N 39, ст. 4979; 2014, N 8, ст. 811; N 9, ст. 919; N 14, ст. 1627; 2015, N 9, ст. 1316; N 37, ст. 5153; 2016, N 1, ст. 244):

а) в абзаце восьмом пункта 2 слово "общедомовой" заменить словом "общедомовый";

б) пункт 42 после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

"При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.";

Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 01.07.2016 № 72-мпр «О некоторых вопросах, касающихся отдельных нормативов потребления коммунальных услуг в Иркутской области» в форме 1 пункт 2 в Нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, утвержденных приказом, признан утратившим силу. Также указанным приказом внесены иные изменения.

Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23.08.2016 № 90-мпр «Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области» установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области (далее - нормативы потребления коммунальных услуг), утвержденных пунктом 2 настоящего приказа, применен расчетный метод. Кроме того, утверждены следующие нормативы потребления коммунальных услуг:

1) нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению;

2) нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке (прилагаются);

3) нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, оснащенных электроотопительными установками (прилагаются);

4) нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, оснащенных электроотопительными установками (прилагаются).

Также указанным приказом от 23.08.2016 №90-мпр признаны утратившими силу:

1) приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 ноября 2012 года N 15-мпр "Об утверждении Методики по расчету годовых норм расхода твердого топлива на отопление жилых помещений в Иркутской области";

2) приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 12 декабря 2012 года N 21-мпр "О внесении изменений в приказ от 08.11.2012 N 15-мпр";

3) подпункты 1 - 3 пункта 2, абзацы второй, пятый, шестой пункта 3 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2013 года N 27-мпр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области"

Таким образом, судом установлено, что Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов, утвержденные ранее приказом от 31.05.2013 № 27-мпр, на которое ссылается истец, утратили силу в связи с изданием Приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23.08.2016 N 90-мпр.

Данным приказом от 23.08.2016 №90-мпр при определении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области применяется расчетный метод.

Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 № 27-мпр в редакции от 23.08.2016 утверждены:

1) - 3) утратили силу. - Приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23.08.2016 N 90-мпр;

4) Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды;

5) Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек;

6) Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях;

7) Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды;

8) Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек.

В дальнейшем Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области издан приказ № 132-мпр от 28.10.2016, которым установлены и утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению) на общедомовые нужды на территории Иркутской области.

Анализируя вышеуказанные нормативно-правовые акты судом установлено, что величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4. При этом, повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению. Расчет начисления платы за коммунальные услуги в данном случае производится по формуле 4(1) приложения №2 к настоящим Правилам №354.

Приказами службы по тарифам № 504-срп от 18 декабря 2015 года, № 506-спр от 18 декабря 2015 года, № 582-спр от 18 декабря 2015 года, № 618-спр от 28 декабря 2015 года установлены тарифы на коммунальные услуги:

холодное водоснабжение — 24,94 руб./м3;

горячее водоснабжение: компонент на тепловую энергию — 895,27 Гкал./м2; компонент на теплоноситель — 16,65 руб./м3.

Размер платы определяется следующим образом:

0,06 Гкал/куб.м — объем тепловой энергии на производство 1 м3 горячей воды, применяемый в при расчетах в отопительный период * 895,27 руб.+ 16,65 руб. =70,37 руб.

электроснабжение — 0,97 кВт/ч.

водоотведение — 22,00 руб/м3,

Поскольку приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 1 июля 2016 № 72-мпр внесены изменения в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2013 года № 27-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области» нормативы потребления коммунальных услуг составляют: холодное водоснабжение – 5,52 м3; горячее водоснабжение – 3,79 м3; электроснабжение – 117 кВт/ч; водоотведение – 9,31 м3.

Таким образом, расчет будет следующим:

1) холодное водоснабжение: 5,52 м3 *3,4* 24,94 руб.*3 человека=578.22 руб.

2) горячее водоснабжение: 3,79 м3 * 1,4* 70,37 руб.* 3 человека = 1120,14 руб.

3) электроснабжение: 117 кВт * 1,4* 0,97 руб.* 3 человека = 476,65 руб.

4) водоотведение: 9,31 м3*22,00 руб.*3 человека = 614,46 руб.

Как усматривается из платежных документов за период **.**.**** года на имя истца ФИО1 за жилое помещение, расположенное по адресу: **** ответчик ООО «УИ ЖКХ-2008» применил неправильное начисление платы за коммунальные услуги по водоотведению и электроснабжению, с учетом повышающего коэффициента *** вместо ***

Вместе с тем, в **.**.**** года ответчиком ООО «УИ ЖКХ-2008» произведен перерасчет неправомерно начисленных сумм по водоотведению и электроснабжению, в сторону уменьшения.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной выпиской по лицевому счету *** от **.**.****, а также платежным документом за **.**.**** года, где приведены действующие нормативы объема потребления по коммунальным услугам.

Учитывая, что в настоящее время отсутствует предмет спора, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о понуждении ООО «УИ ЖКХ-2008» произвести перерасчет за предоставленные коммунальные услуги, не имеется, поскольку ответчик устранил имеющиеся нарушения путем перерасчета начисленных сумм по коммунальным услугам.

Поскольку требования о компенсации морального вреда производны от основных требований, в удовлетворении которых отказано, во взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство-2008» о понуждении произвести перерасчет платы за предоставленные коммунальные услуги, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья . Т.В. Афанасьева

.

.