ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2975/2023 от 12.10.2023 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело №2-2975/2023

УИД 33RS0002-01-2022-000554-27

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владимир 12 октября 2023 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н. Мысягиной,

при секретаре Я.М. Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об обязании исполнения обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения,

у с т а н о в и л :

ФИО14 (далее - истец) обратилась в суд с иском об обязании ФИО15 (далее – ответчик) исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения с ФИО16ФИО3: организовать выполнение противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать выполнение работ по сохранению объекта, в соответствии с разработанной и согласованной с ФИО17 проектной документацией, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 48 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным ФИО18 проектом (макетом) - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в соответствии с постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО1» объект недвижимости, расположенный по адресу: ФИО4<...>, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером ###.

В отношении объекта утвержден паспорт объекта культурного наследия.Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2).

В рамках систематического наблюдения за состоянием объектов культурного наследия начальником ФИО19 выдано задание от ДД.ММ.ГГГГ### на осуществление мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объекта. По результатам мероприятия составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ###.

Согласно акта осмотра общее состояние памятника неудовлетворительное.

Позднее, в ДД.ММ.ГГГГ году, в соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ### установлена необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Статьей 33 Закона ### предусмотрено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя обследование и фотофиксацию один раз в пять лет объектов культурного наследия (пп. 14 п. 2). Кроме того, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, кроме того, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, а также не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в соответствии с требованиями действующего законодательства до настоящего времени не утверждено, однако его отсутствие не снимает с собственника или иного законного владельца обязанности по сохранению такого объекта культурного наследия.

Вышеуказанный объект, расположенный по адресу: ФИО4<...>, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., находится в собственности Российской Федерации.

В распоряжении ФИО20 имеется договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия федерального значения с ФИО21ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ###, согласно которому ссудополучатель принимает на себя ответственность за сохранность Объекта, территории Объекта и расположенных на ней строений (п. ### договора).

Государственная регистрация права безвозмездного пользования не осуществлена.

Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу п. 8 ст. 45 Федерального закона ###-Ф3 приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта, разрешение на научноизыскательские, исследовательские, производственные работы по указанному объекту Инспекцией не выдавалось.

Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта в Инспекцию не представлялась и не согласовывалась.

Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

В связи с этим, на момент обращения в суд с исковым заявлением выполнение работ по сохранению объекта не организовано.

Так как нарушены требования действующего законодательства, инспекция по охране объектов культурного наследия ФИО4<...> считает, что ответчик уклоняется от проведения работ по сохранению Объекта, вследствие чего неисполнение взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению данного объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность может привести к его утрате.

На основании изложенного, просит суд обязать ФИО22 исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения с <данные изъяты>ФИО4 с. ФИО23, ФИО4 епархии ФИО3: организовать выполнение противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать выполнение работ по сохранению объекта, в соответствии с разработанной и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия ФИО4<...> проектной документацией, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 48 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным ФИО24 проектом (макетом) - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца ФИО25 в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен судом надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО26 в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из письменного отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что объект недвижимого имущества - здание ФИО3ФИО4, расположенной по адресу: <...><...> является объектом культурного наследия федерального значения.

Данный объект учитывается в реестре федерального имущества (реестровый номер ###).

Указанный объект культурного наследия федерального значения предоставлен ФИО28ФИО27 по договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ###.

В соответствии с условиями договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ###, ссудодатель - ФИО31ФИО30 передает, а ссудополучатель - ФИО29 принимает в безвозмездное пользование объект культурного наследия федерального значения, входящий в состав казны РФ - здание ФИО3ФИО4, расположенная по адресу: <...>, для богослужебных целей.

Согласно пункту ### договора, техническое состояние, предмет охраны, перечень работ и требования к проведению работ по сохранению объекта, а также других работ на территории объекта, правила (порядок) его использования, гарантирующие сохранность объекта, определяются настоящим договором, а также охранным обязательством по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия религиозного назначения, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

В части неурегулированной настоящим договором и охранным обязательством, требования к проведению работ по сохранению объекта регулируется законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

В соответствии с пунктом ### договора ссудополучатель имеет право использовать переданный в безвозмездное пользование объект культурного наследия в целях, указанных в пункте ### настоящего договора в соответствии с обязательным условием выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия, установленных настоящим договором, охранным обязательством и законодательством об объектах культурного наследия народов РФ.

Согласно пунктам ### договора, на ссудополучателя возложена обязанность: оформить охранное обязательство в соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (пункт ### договора); соблюдать требования действующего законодательства, в том числе касающиеся охраны окружающей среды, санитарным нормам, противопожарным правилам, правового режима земельного участка, занятого объектом, обеспечивать сохранность объекта (пункт ###4 договора); в установленном законном порядке выполнять за свой счет все работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные охранным обязательством, а также выполнять все установленные настоящим договором и законодательством об объектах культурного наследия требования к использованию объекта, гарантирующие его сохранность. При этом проектная документация и производственные работы должны соответствовать нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия и осуществляться с разрешения органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия (пункт ### договора).

В соответствии с частью 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Факт передачи ссудодателем и получения ссудополучателем имущества подтверждается актом приема-передачи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона ###-Ф3, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лип на основании гражданско-правового договора.

В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.

Пу нктом 13 ст. 47.6 Закона ###-Ф3 предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2 Закона ###-Ф3).

Обязанность по осуществлению охраны возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные пунктом 11 статьи 47.6 Закона ###-Ф3 права по их владению и использованию.

По условиям настоящего договора, определяющим содержание прав и обязанностей сторон, а также то, что спорные отношения являются безвозмездными, правообладатель должен был выполнять мероприятия, в целях сохранения имущества, находящегося у него во владении и являющегося объектом особой охраны, исполняя при этом публичную обязанность, установленную законом об объектах культурного наследия, вне зависимости от того направлялось ли собственником в адрес пользователя охранное обязательство.

Охранное обязательство может быть и не заключено ни с собственником, ни с пользователем, но при этом, с учетом приведенных норм права, правообладателя не освобождает от обязанности исполнять соответствующие требования по сохранению объекта культурного наследия.

Полагает, что ФИО32 просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО33 в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из письменного отзыва от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также п. 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###, Минкультуры России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст, 20 Закона ###-Ф3 регистрация объекта культурного наследия в Реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в Реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

При этом согласно п. 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В Реестре содержатся сведения об объекте. культурного наследия федерального значения «ФИО2», расположенном по адресу:<...><...>.

Объект принят на государственную охрану на основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО1» и зарегистрирован в Реестре соответствующим приказом Минкультуры России с присвоением ему регистрационного номера ###.

В соответствии со ст. 64 Закона № 73-ФЗ объект отнесен к числу объектов культурного наследия регионального значения, включенных в Реестр в силу прямого указания закона.

Полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###-р переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - ФИО34 (ст. 9Д Закона ###-Ф3).

Согласно п. 1 ст. 33 Закона ###-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в Реестр подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с преамбулой Закона ###-Ф3 в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###-П, одной из конституционно значимых, по своей сути, ценностей выступает охрана объектов культурного наследия, служащих сохранению памяти предков, воспитанию любви и уважения к Отечеству (преамбула Конституции Российской Федерации).

В контексте культурно-исторической преемственности поколений это получило подтверждение на конституционном уровне в институте культурных прав и обязанностей человека и гражданина, в том числе в связи с закреплением в Конституции Российской Федерации обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 ч. 3 Конституции Российской Федерации).

В случае, если объект культурного наследия, включенный в Реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (п. 11 ст. 47.6 Закона ###-Ф3).

Согласно п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в Реестр, в целях поддержания s надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и или изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, котором объект принадлежит на праве собственности, обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

С учетом изложенного, просит суд принять судебный акт в соответствии с законодательством Российской Федерации, решение оставляет на усмотрение суда.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО35 в судебное заседание не явились, о времени и месте которого извещены судом надлежащим образом.

Основываясь на нормах п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», учитывая мнение представителя истца, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2).

Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.

В пункте 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя обследование и фотофиксацию один раз в пять лет объектов культурного наследия (пп. 14 п. 2 ст. 33 ФЗ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статье 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния объекта с учетом вида данного объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в том числе их ремонта, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.

Работы осуществляются на основании: задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия (составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия); разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия; проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия; положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта) (абз. 2 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Кроме того, обязательно осуществление технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за проведением вышеуказанных работ.

Порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ) органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утв. Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 811.

Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия подлежит согласованию с органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (абз. 3 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Выполнение вышеуказанных работ по общему правилу возможно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Из п. 7 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия следует, что по окончании выполнения работ лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение 90 рабочих дней со дня их выполнения представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах; отчетная документация утверждается в течение 30 рабочих дней (при условии выполнения работ в соответствии с требованиями ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п. п. 8, 9 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Установлено, что на основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО1» объект недвижимости, расположенный по адресу: <...><...>, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно приказу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ###-р, объект культурного наследия федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., расположенный по адресу: ФИО4<...>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером ###.

В отношении объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», 1868г., расположенного по адресу: <...><...>, утвержден паспорт объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.###).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», начальником инспекции по охране объектов культурного наследия ФИО4<...>ФИО6, было выдано задание от ДД.ММ.ГГГГ### на осуществление мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием вышеуказанного объекта, согласно которому заведующему сектором государственного учета объектов культурного наследия - ФИО7, было поручено провести мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, систематическому наблюдению за состоянием в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс зданий: ФИО2», ###., расположенного по адресу: <...><...>. (л.д. ###).

По результатам мероприятий, по контролю за состоянием объекта культурного наследия, систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс зданий: ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: ФИО4<...>, был составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ###/С, подписанный заведующим сектором государственного учета объектов культурного наследия - ФИО7, главным специалистом – экспертом сектора государственного учета объектов культурного наследия – ФИО8. (л.д.###).

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ###/С в результате визуального осмотра и фотофиксации объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс зданий: ФИО2», 1868г., установлено, что общее состояние памятника неудовлетворительное, ФИО3 в составе храмового комплекса (храм) состоит из: двухсветный четверик храма под четырехскатной крышей с главкой на граненом барабане, полукруглая апсида алтаря - с востока, два боковых придела (с севера и юга) со скругленными восточными углами, вытянутая в поперечном направлении трапезная – с запада, продолжающая паперть открытая галере – паперть. Состояние внешних архитектурно- конструктивных элементов памятника неудовлетворительное: фундаменты, цоколи и отмостки около них: фундаменты детально не обследовались, предположительно ленточные бутовые. Цоколь: керамический кирпич на известковом растворе под известковой обмазкой. Наблюдается ослабление кладки, выветривание раствора из швов, замшелость кирпича, утрата обмазочного слоя. Состояние неудовлетворительное, требуется обследование отмостка: отсутствует, по периметру примыкает растительность. Стены: краснокирпичные на известковом растворе под обмазкой. Обмазочный слой утрачен почти на всей поверхности стен. Состояние неудовлетворительное. Четверик храма: волосяная диагональная трещина в уровне второго яруса северной грани выкрашивание кирпича. Приделы и алтарь: трещины над проемами, замшелость кладки преимущественно карнизной части, фронтоны над приделами в полуразрушенном состоянии, местами обрушение кирпича, произрастание растительности, выкрашивание раствора из швов кладки. Трапезная и галерея: трещины и скол кирпича вокруг оконных проемов трапезной, в основании столбов галереи - разрушение кладки, кирпич нижних рядов кладки галереи в увлажненном состоянии, расходящиеся от замковых камней арок галереи волосяные трещины, скол кирпича по верхней кромке фронтона. Крыша (стропила, обрешетка, кровля, водосточные желоба и трубы): состояние неудовлетворительное, утрачено на 60%, не может полноценно выполнять защитные функции, сохранившееся кровельное покрытие коррозировано. Четверик храма: четырехскатная, стропильная система с деревянной обрешеткой под черным кровельным железом. Кровельный материал коррозирован, следы ржавчины, отдельные листы утрачены, произрастание растительности. Доски подшива в увлажненном состоянии со следами гнили. Пределы и алтарь: над пределами обрушена, над алтарем частично обрушена, сохранившиеся листы железа коррозированы. Трапезная и галерея: почти полностью утрачена, многочисленные протечки, сохранившиеся деревянные элементы стропильной системы поражены гнилью; главы, шатры, их конструкции и покрытие: отдельные железные карты покрытия главки над четвериком храма утрачены, следы ржавчины, деревянные конструкции открыты для атмосферных осадков и поражены гнилью; внешне декоративное убранство (облицовка, окраска, разные украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах): ослабление кладки, повсеместно - сколы декоративных элементов, преимущественно в цокольной и карнизных частях, увлажнение кладки карнизов. Состояние в целом удовлетворительное, двери: сохранилось лишь деревянное дверное заполнение при входе в трапезную; дверное полотно перекошено, древесина частично поражена гнилью, окрасочный слой нарушен. Состояние неудовлетворительное, окна: деревянные рамы и остекление отсутствуют, сохранились частично кованые решетки, металл коррозирован и частично деформирован. Состояние неудовлетворительное. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника: общее состояние: неудовлетворительное, перекрытия (потолки): сводчатые перекрытия в алтаре (трещины в своде) и четверике не доступен, закрыт деревянным перекрытием, оштукатуренным по драни); деревянные по деревянным балкам над трапезной, галереей, приделами — утрачены почти полностью. Перекрытия над подвалом (предположительно своды монье) обрушены; полы: отсутствуют; стены, их состояние, связи: краснокирпичные на известковом растворе, под обмазкой, росписи частично утрачены. Обрушение кирпичной кладки вокруг оконных проемов вероятно при демонтаже оконных рам), в местах прохождения дымовых каналов печей. Состояние неудовлетворительное, двери, не сохранились; окна: не обследовались; лестницы: отсутствуют. Внутреннее декоративное убранство (лепные, скульптурные и прочие декоративные, украшения, живопись (монументальная, станковая), предметы прикладного искусства (мебель, осветительные приборы, резьба по дереву, металлу и прочее) столбы, колонны): роспись стен сохранилась местами. Сад, парк, двор, ворота и ограда: здание в составе храмового комплекса, территория обнесена оградой, не благоустроена. Состояние внутренних систем инженерного оборудования памятника: общее состояние неудовлетворительное, центральное отопление отсутствует, водоснабжение отсутствует, канализация отсутствует, электроснабжение отсутствует, вентиляция помещений естественная.

В соответствии с приказом Министерства Культуры РФ ###-р от ДД.ММ.ГГГГ. объект культурного федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: <...><...>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, присвоен регистрационный номер ###. (л.д.###).

Таким образом, объект культурного федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: <...><...>, является собственностью Российской Федерации.

Охранное обязательство собственника или иного законного владельца в порядке, установленном Законом 73-ФЗ, в отношении объекта культурного федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: <...><...>, в соответствии с требованиями действующего законодательства до настоящего времени не утверждено.

Согласно повторно проведенному осмотру ФИО36 по проверке состояния объекта культурного федерального значения «ФИО2», 1868г., расположенного по адресу: <...><...>, был составлен акт осмотра №ФС-108-21 от 18.06.2021г., подписанный начальником отдела государственного надзора и правовой работы ФИО9, главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора и правовой работы ФИО10, которыми установлена необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ на вышеуказанном объекте культурного наследия. (л.д. 18-19).

Из материалов дела следует, что объект культурного федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ г., расположенного по адресу: ФИО4<...>, учтен в Реестре федерального имущества (реестровый номер ###).

28.03.2016г. между Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в ФИО4<...>, в лице руководителя ФИО11, действующей на основании Положения о ТУ Росимущества в ФИО4<...>, утвержденного приказом Росимущества ### от 05.03.2009г. (ссудодатель), и Местной ФИО3 религиозной организацией прихода ФИО4 епархии ФИО3, в лице настоятеля прихода ФИО4 с.ФИО12, действующего на основании Устава (ссудополучатель), заключен договор ### безвозмездного пользования объектом культурного наследия федерального значения, при этом государственная регистрация права безвозмездного пользования не произведена. (л.д. 22- 25).

В соответствии с п. ### условий договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ###, ссудодатель МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, ФИО4 и Ярославской областях передает, а ссудополучатель Местная ФИО3 религиозная организация прихода ФИО4<...>ФИО4 епархии ФИО3 принимает в безвозмездное пользование объект культурного наследия федерального значения, входящий в состав казны РФ - здание ФИО3ФИО4, расположенное по адресу: ФИО4<...>, для богослужебных целей.

Согласно пункту ### договора, техническое состояние, предмет охраны, перечень работ и требования к проведению работ по сохранению объекта, а также других работ на территории объекта, правила (порядок) его использования, гарантирующие сохранность объекта, определяются настоящим договором, а также охранным обязательством по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия религиозного назначения, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

В части неурегулированной настоящим договором и охранным обязательством, требования к проведению работ по сохранению объекта регулируется законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

В соответствии с пунктом ### договора ссудополучатель имеет право использовать переданный в безвозмездное пользование объект культурного наследия в целях, указанных в пункте ### настоящего договора в соответствии с обязательным условием выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия, установленных настоящим договором, охранным обязательством и законодательством об объектах культурного наследия народов РФ.

Согласно п. ### договора, ссудополучатель принимает на себя ответственность за сохранность объекта, территории объекта, и расположенных на ней территорий.

Согласно п.### договора, ссудополучатель обязан: оформить охранное обязательство в соответствующем органе исполнительной власти, уполномоченном в области охраны объектов культурного наследия; соблюдать требования действующего законодательства, в том числе касающиеся охраны окружающей среды, санитарным нормам, противопожарным правилам, правового режима земельного участка, занятого объектом, обеспечивать сохранность объекта; в установленном законном порядке выполнять за свой счет все работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные охранным обязательством, а также выполнять все установленные настоящим договором и законодательством об объектах культурного наследия требования к использованию объекта, гарантирующие его сохранность. При этом проектная документация и производственные работы должны соответствовать нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия и осуществляться с разрешения органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу п. 8 ст. 45 Федерального закона ###-Ф3 приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно представленным документам, задание на проведение работ по сохранению объекта, разрешение на научно изыскательские, исследовательские, производственные работы по указанному объекту Инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта в Инспекцию не представлялась и не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Согласно статье 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, кроме того, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, а также не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Отсутствие охранных документов на объект культурного наследия не снимает с собственника или иного законного владельца обязанности по сохранению такого объекта культурного наследия, так как такая обязанность возложена на вышеуказанных лиц действующим законодательством.

В статье 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика ФИО37 обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: <...><...>, в установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2022г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке.

Ответчик ФИО38, как собственник нежилого здания, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона об объектах культурного наследия.

Уклонение от проведения работ является неисполнением собственником взятого на себя обязательства по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность, и может привести к его утрате.

При этом суд полагает обоснованными заявленные истцом сроки выполнения работ, поскольку они соответствуют требованиями и порядку проведения необходимых мероприятий, установленных ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.

В связи с чем, требования истца в части сроков выполнения требуемых работ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО39 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, ФИО4 и Ярославской областях об обязании исполнения обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения удовлетворить.

Обязать ФИО40 (ИНН: ###, ОРГН: ###) исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения с Местной ФИО3 религиозной организацией прихода ФИО4<...>, ФИО4 епархии ФИО3:

- организовать выполнение противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение работ по сохранению объекта, в соответствии с разработанной и согласованной с ФИО41, проектной документацией, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 48 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия <...><...> проектом (макетом) - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд <...> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке во <...> суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во <...> суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.Н. Мысягина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Стороны вправе ознакомиться с решением суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.Н. Мысягина