ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2976 от 01.08.2011 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-2976/11

Решение

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 01 августа 2011 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего судьи В.П. Селезенева

при секретаре Е.С. Филимоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Смоленска к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости,

установил:

Администрация г. Смоленска обратилась в суд с иском к ответчику о признании права муниципальной собственности г. Смоленска на объект недвижимого имущества - , сославшись на следующее. Распоряжением Администрации Смоленской области от 20 апреля 2007 г. жилой дом  передан в муниципальную собственность. В государственной регистрации права муниципальной собственности было отказано, ввиду отсутствия государственной регистрации первоначального собственника (Смоленской области) на данный объект недвижимости, а также расположенный под ним земельный участок. Истец полагает, что право муниципальной собственности возникло в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала иск в полном объеме, просила его удовлетворить.

Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возражений на иск не представил, своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание также не явилась, извещалась надлежащим образом.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок передачи государственного имущества в муниципальную собственность определен в статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с абзацами 15, 17 и 20 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

По делу установлено, что распоряжением Администрации Смоленской области от 20 апреля 2007 г. № 364-адм в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона в муниципальную собственность г. Смоленска безвозмездно переданы объекты жилищного фонда, являющиеся государственной собственностью Смоленской области, в том числе и жилой дом . Данным распоряжением также установлено, что право собственности на переданные объекты возникает у г. Смоленска по истечении трехнедельного срока со дня подписания распоряжения (л.д.6).

По состоянию на 20 марта 2007 г. данный объект недвижимости находился в государственной собственности Смоленской области (л.д.30).

Однако органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок Администрации г. Смоленска в такой регистрации было отказано, ввиду отсутствия государственной регистрации первоначального собственника (Смоленской области) на данный объект недвижимости, а также расположенный под ним земельный участок (л.д.31).

Приведенные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела.

Администрация Смоленской области управляет и распоряжается государственной собственностью Смоленской области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Смоленской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт «д» части 5 статьи 36 Закона Смоленской области от 15 мая 2001 г. № 37-з «Устав Смоленской области»).

Анализ вышеназванных норм свидетельствует о том, что решение уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о передаче имущества в муниципальную собственность само по себе в силу вышеприведенного положения федерального законодательства является основанием возникновения права муниципальной собственности на это имущество. В связи с этим для возникновения права муниципальной собственности не требуется каких-либо дополнительных действий, поскольку отсутствует зависимость наличия государственной регистрации как основания для исключения передаваемого объекта из Реестра государственной собственности.

Кроме того, суд учитывает, что в силу части 11 статьи 154 Федерального закона к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в указанном порядке, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права о собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям этого Федерального закона.

По мнению суда, указанные выше обстоятельства не могут служить основанием для отказа в передаче в муниципальную собственность названного объекта недвижимости, поскольку распоряжение уполномоченного органа власти Смоленской области фактически исполнено.

Кроме того, суд отмечает, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное жилое помещение нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку препятствует реализации проживающими в нем гражданами права на приватизацию жилья.

Поскольку каких-либо оснований для отказа в признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости не имеется, заявленный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать право муниципальной собственности г. Смоленска на объект недвижимого имущества -

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий судья В.П. Селезенев