Центральный районный суд г.Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2010 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Тимашове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2976/10 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пролетарскому району г. Тулы к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Пролетарскому району г. Тулы обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, пени.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в налоговую Инспекцию ФНС России по Пролетарскому району г. Тулы поступили сведения о том, что ФИО1 принадлежит на праве собственности имущество в виде инженерного корпуса, расположенного по адресу: .
На основании ст.ст. 3, 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с учетом изменений и дополнений, налоговым органом был исчислен налог на имущество физических лиц за 2007, 2008, 2009 года.
Инспекцией ФНС России по Пролетарскому району г. Тулы во исполнение ст. 52 НК РФ, п. 8 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 направлены налоговые уведомления об уплате:
- за 2007 год не позднее 27.02.2010 года и 29.03.2010 года;
- за 2008 год не позднее 18.02.2010 года и 18.03.2010 года;
- за 2009 год не позднее 25.02.2010 года и 25.03.2010 года.
ФИО1 в указанные сроки налог не уплатил. ДД.ММ.ГГГГ ему было направлено требование № о погашении задолженности по налогу на имущество и уплате пени со сроком не позднее 02.04.2009 года, также ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № о погашении задолженности по налогу на имущество и уплате пени со сроком не позднее 22.03.2010 года.
До настоящего времени суммы, указанные в требовании не уплачены.
В связи с этим Инспекция Федеральной налоговой службы России по Пролетарскому району г. Тулы просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 363011 руб. 86 коп. и пени в размере 1685 рублей 83 копейки.
В ходе рассмотрения дела в суде представитель истца Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы по доверенности ФИО3, в связи с допущенной технической ошибкой в тексте искового заявления, уточнил заявленные исковые требования в части сроков направления требования ответчику, указав, что требование № о погашении задолженности по налогу на имущество и уплате пени было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее 02.04.2010 года.
Представители истца Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы по доверенности ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, пояснив, что ответчику было направлено требование № о погашении задолженности по налогу на имущество за 2007 года в сумме 14520,48 рублей и уплате пени в размере 1234,24 рубля, также ему было направлено требование № о погашении задолженности по налогу на имущество за 2008 года в сумме 174245,69 рублей и за 2009 год в сумме 174245,69 рублей и уплате пени в размере 451,59 рублей.
В дополнительных пояснениях, представленных суду в письменном виде, в обоснование своих требований указали на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ФИО1 направлено требование № об уплате налога на имущество за 2007 год в сумме 14520,48 рублей и пени 1234,24 рубля, а также ДД.ММ.ГГГГ требование № об уплате налога на имущество за 2008 год в сумме 174245,69 руб. и за 2009 год в сумме 174245,69 руб. и пени 451,59 руб., что подтверждается реестром почтовых отправлений и штампом почтового отделения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Инспекцией соблюдены сроки направления требования об уплате налога, установленные п. 1 ст. 70 НК РФ. Действия Инспекции по направлению требования об уплате налога по почте заказным письмом не противоречат статье 69 НК РФ.
В пункте 6 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом слова «может быть передано» не означают безусловную обязательность передать требование лично руководителю (представителю) или физическому лицу. Таким образом, в п. 6 ст. 69 НК РФ установлены альтернативные способы направления требования налогоплательщику –вручение под расписку или передача иным способом, в частности, путем направления требования по почте заказным письмом. Налоговый кодекс РФ не указывает в качестве приоритетного способа направления требования налогоплательщику вручение требования налогоплательщику лично под расписку.
Смысловая нагрузка указанной нормы НК РФ заключается в том, что при выборе любого из предложенных законодателем способов направления требования налогоплательщику, необходимо подтвердить факт и дату получения этого требования налогоплательщиком.
Несоблюдение Инспекцией процедуры направления требования не влияет на установление факта его получения налогоплательщиком. В силу прямого указания закона направленное по почте заказным письмом требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок до 02.04.2010 года, а также требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок до 22.03.2010 года направлены налогоплательщику заказными письмами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, датой получения требования считается: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Инспекция считает, что полностью соблюла процедуру направления данных требований налогоплательщику.
Также указали на то, что согласно п. 5 ст. 69 НК РФ форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требования об уплате налога № и № составлены инспекцией по форме, предусмотрено Приказом ФНС России от 01.12.2006 года № САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ» и содержит все графы, предусмотренные настоящим приказом. Графы, в которой можно было бы провести сумму задолженности и дату, с которой производится начисление пени, форма требования не содержит.
В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 5 от 28.02.2001 года «О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса Российской Федерации» указано, что требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают исчисляться пени, и ставке пеней.
Однако согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 13 Информационного письма от 11.08.2004 года № 79, несоответствие требования об уплате налога форме и содержанию, установленными ст. 69 НК РФ, не является безусловным основанием для признания его судом недействительным, поскольку суд должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность направленного налоговым органом требования.
Из требований об уплате налога № и № видно, что они содержат сведения о наименовании налогов, в связи с неуплатой которых взыскиваются пени, о сумме пени, начисленной на день направления требования.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, что в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования Инспекции ФНС России по Пролетарскому району г. Тулы не признал, просил в иске отказать.
В письменных возражениях, представленных суду, указал на то, что в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РРФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика- физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Первоосновой для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога является неисполнение обязанности по уплате сумм налога и пени, указанных в требовании об уплате налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налога. Требование об уплате налогов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с абзацем первым п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанным способом требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (абзац второй п. 6 ст. 69 НК РФ).
Однако, в нарушение положений п. 6 ст. 69 НК РФ, Инспекция не предприняла никаких мер по передаче оспариваемых требований лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (отправка уведомления, повестки, телеграммы о вызове налогоплательщика в налоговую инспекцию для получения требования об уплате налогов, отправке требования по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или лично доставка требования на домашний адрес налогоплательщика должностным лицом Инспекции).
Вместо этого, Инспекция, не осуществив никаких попыток по передаче требований в соответствии с положениями абзаца первого пункта 6 ст. 69 НК РФ, сразу отправила требования заказными письмами без уведомления через Почту России. Каких-либо доказательств невозможности вручения налогоплательщику оспариваемых требований об уплате налога и пени способами, которые предусмотрены абзацем первым пункта 6 ст. 69 НК РФ, Инспекцией не представлено. Следовательно, у Инспекции отсутствовали правовые основания применять абзац второй п. 6 ст. 69 НК РФ.
Кроме того, требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинает исчисляться недоимка.
Согласно ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Инспекция получила сведения из регистрационного центра о правообладателе вышеуказанного здания в 2008 году, однако в 2008 году ФИО1 уведомление об уплате налога Инспекцией не направлялось.
Кроме того, полученные инспекцией сведения из об оценке инженерно-бытового корпуса по адресу: , не содержат данных об инвентаризационной стоимости объекта, принадлежащего на праве собственности ФИО1, которому принадлежит на праве собственности инженерный корпус под литерой А, площадью 4046,60 кв.м. Представленные сведения содержат данные об оценке всего инженерно-бытового корпуса, общей площадью 6876,80 кв.м. В связи с этим, считает, что налог исчислен неверно, с нарушением требований ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц».
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Как указано в статье 1 НК РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
В соответствии со ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит соблюдение законодательства о налогах и сборах; осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и Федеральной налоговой службой в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, издан совместный приказ Федеральной регистрационной службой № 228 и Федеральной Налоговой службой № САЭ-3-21/906@ от 28.12.2006 года (в редакции приказа Росрегистрации № 219, ФНС РФ № ММ-3-13/556@ от 01.10.2007 года) об утверждении формы «Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, за исключением земельных участков» и Рекомендаций по ее заполнению».
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а для целей исчисления налога на имущество физических лиц - ежегодно до 1 марта, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 вышеуказанных Рекомендаций, утвержденных совместным приказом Росрегистрации № 228, ФНС РФ № САЭ-3-21/906@ от 28.12.2006, сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, за исключением земельных участков, заполняются на основании сведений единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения представляются в налоговые органы в электронном виде в соответствии с единым форматом передачи данных.
В судебном заседании установлено, что налогоплательщик – физическое лицо ФИО1, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по району г. Тулы, по месту своего жительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному , от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с , принадлежит на праве собственности нежилое восьмиэтажное здание (инженерный корпус), общей площадью 4046,6 кв.м, инвентаризационный номер №, лит. А, по адресу: , кадастровый номер: №.
Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество физических лиц поступили из в Пролетарскую налоговую инспекцию в 2008 году в электронном виде, что подтверждается истцом.
Данные сведения содержали наименование физического лица – ФИО1, его дату рождения и ИНН – №, адрес места жительства, адрес местонахождения собственности: , дату возникновения собственности – ДД.ММ.ГГГГ год.
Приказом Госстроя РФ № 36, МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28.02.2001 утвержден Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества.
Как предусмотрено пунктом 1 настоящего Порядка, в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно пунктам 2-4 вышеуказанного Порядка организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов. Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц, направляются на магнитных или бумажных носителях.
В соответствии с сообщением ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы файлы со сведениями на объект по поступили в Инспекцию от органов в XLS формате ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду представления сведений в неформализованном формате прием их в автоматизированном режиме невозможен. После преобразования файлов ввод возможен только в ручном режиме, в связи с чем, сведения обработаны позже и не попали в массовые начисления налогов.
Согласно ст. 1 Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Как указано в ст. 5 данного Закона, исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.
В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Руководствуясь п. 10 ст. 5 Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Инспекцией ФНС по Пролетарскому району г. Тулы расчет налога произведен за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Ответчику ФИО1 по адресу его проживания направлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2007 год в сумме 29 040,95 рублей, со сроками уплаты до 27.02.2010 года и 29.03.2010 года по 14 520,48 рублей;
- № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 года в сумме 348 491,38 рублей, со сроками уплаты до 18.02.2010 года и 18.03.2010 года по 174 245,69 рублей;
- № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 348 491, 38 рублей, со сроками уплаты до 25.02.2010 года и 25.03.2010 года по 174 245,69 рублей.
В связи с тем, что оплаты налога на имущество физических лиц от ФИО1 в указанные сроки не поступило, ответчику, по месту его проживания, направлены требования об уплате налога и пени:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по налогу за 2008 и 2009 года – 348491 руб. 38 коп. (по сроку уплаты налога - 18.02.2010 года и 25.02.2010 года) и пени – 451 руб. 59 коп., со сроком уплаты до 22.03.2010 года;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по налогу за 2007 год - 14520 руб. 48 коп. (по сроку уплаты налога - ДД.ММ.ГГГГ) и пени 1234 руб. 24 коп., со сроком уплаты до 02.04.2010 года.
Всего ФИО1 имеет недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 726023 руб. 71 коп. (348491, 38 + 348491, 38 + 29040,95) за период: декабрь 2007 года, весь 2008 и 2009 года.
Инспекция ФНС России по Пролетарскому району г. Тулы обратилась с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу не в полном размере, а по установленным срокам уплаты: ДД.ММ.ГГГГ (174245,69 руб.), ДД.ММ.ГГГГ (174245,69 руб.), ДД.ММ.ГГГГ (14520,48 руб.).
Как установлено в судебном заседании, Инспекция ФНС России по Пролетарскому району г. Тулы исчислила сумму налога исходя из сведений об объекте недвижимого имущества, полученных из Пролетарского производственного участка Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация».
Исходя из данных сведений инженерный корпус, расположенный по адресу: , общей площадью 6858,3 кв.м, при этом в первой графе сведений содержаться данные о том, что общая площадь объекта 6876,8 кв.м.
Также в данных сведениях указано, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между и ФИО1, свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит лит. А вышеуказанного инженерно-бытового корпуса, площадью 4046,6 кв.м., а принадлежит лит. А1 площадью 2347,1 кв.м.
Какова площадь лит. А2, и сведения о правообладателе на данный объект недвижимого имущества, полученная информация из Пролетарского производственного участка не содержит.
В данной информации указано также, что имеется договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между и ФИО1 и свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, но данные сведения не содержат информации о наименовании литеры объекта недвижимости и его площади.
Сведения, полученные Инспекцией из Пролетарского производственного участка , не содержат данных об инвентаризационной стоимости инженерно-бытового корпуса лит. А, расположенного по адресу: . В данных сведениях указана оценка всего недвижимого имущества – 29611346,00 рублей.
Исходя из требований Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог на имущество должен исчисляться на основании данных об инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества.
Однако у налоговой инспекции, при определении суммы, подлежащей уплате ФИО1 налога на имущество, не имелись данные об инвентаризационной стоимости объекта, принадлежащего ФИО6: лит. А, общей площадью 4046,6 кв.м, по адресу: .
Представители истца Инспекции ФНС России по по доверенности ФИО3 и ФИО4 пояснили суду, что расчет налога на имущество, подлежащего уплате ФИО1, выполнен работниками Инспекции самостоятельно исходя из общей оценки всего инженерного корпуса – 29611346,00 руб., площади всего объекта -6876,8 кв.м и площади лит. А – 4046,6 кв.м, принадлежащей ФИО1 Расчет был произведен следующим образом: 29611346,00 руб. : 6876,8 кв.м = 4305,90 руб. за 1 кв.м х 4046,6 кв.м = 17424 569 руб. – налоговая база х 2,0% - ставка налога = 348 491 руб. 38 коп. сумма налога на имущество за 12 месяцев.
Однако с данным расчетом суммы налога на имущество, подлежащего уплате ответчиком ФИО1, суд не может согласиться, поскольку расчет не соответствует требованиям Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», так как выполнен не исходя из инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего ответчику (лит. А), а на основании оценки всего инженерно-бытового корпуса, что не может отражать реальную инвентаризационную стоимость принадлежащего на праве собственности имущества ответчика, поскольку инженерно-бытовой корпус состоит из восьмиэтажного нежилого здания инженерного корпуса лит. А, принадлежащего ответчику, и зданий под лит. А1, лит. А.
Сведений об инвентаризационной стоимости отдельно стоящего здания лит. А, принадлежащего ФИО1, для определения налоговой базы для уплаты налога, Инспекция ФНС по Пролетарскому району г. Тулы не имеет.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В ст. 52 НК РФ указано, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Исходя из требований п. 1 ст. 5 Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из пояснений представителя Инспекции ФНС России по по доверенности ФИО4 следует, что недоимка по налогу на имущество физического лица - налогоплательщика ФИО1, была выявлена налоговым органом 27.02.2010 года и 13.03.2010 года, что подтверждается электронными документами, представленными суду.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку требования об уплате налога направлялись налогоплательщику ФИО1 в марте 2010 года, то в тот период времени действовала прежняя редакция п. 6 ст. 69 НК РФ, согласно которой требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы направило ФИО1 требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и № по состоянию на 13.03.2010 года заказными письмами без уведомления о вручении, что подтверждается списком отправленных заказных писем с документами (требование на уплату налога, пени, штрафа) с отметкой почтовой связи о приеме корреспонденции на отправку, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако сведения о получении данных требований ФИО1 у налоговой инспекции отсутствуют.
При буквальном толковании п. 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) требование об уплате налога налогоплательщику направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма в том случае, если данное требование не возможно вручить физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, то есть когда указанное лицо уклоняется от получения требования.
ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы не представлено каких-либо доказательств невозможности вручения требования об уплате налога ФИО1 способами, которые предусмотрены абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ, также не подтвержден факт направления требования об уплате налога с соответствующими доказательствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком требования, либо факт уклонения налогоплательщика от получения требования.
Тем самым было нарушено право ФИО1 на добровольное исполнение вышеуказанных требований.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, инспекцией не представлены доказательства того, что требование об уплате налога передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Факт направления требования об уплате налога без соответствующих доказательств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком требования, подтверждает невыполнение налоговым органом при направлении требования составной части процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога нормативных положений п. 6 ст. 69 НК РФ, согласно которым налоговый орган обязан подтвердить как факт, так и дату получения налогоплательщиком требования об уплате налога.
Доводы представителя истца по доверенности ФИО3 о том, что в пункте 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлены альтернативные способы направления требования налогоплательщику: вручение под расписку или передача иным способом, в частности, путем направления требования по почте заказным письмом, и слова «может быть передано» не означает безусловную обязанность передать требование лично под расписку, суд считает несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм закона.
В пункте 6 статьи 69 НК РФ определено, что требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику таким способом, который подтверждает факт и дату получения этого требования. То есть, в результате которого налогоплательщик принимает указанный документ и фиксирует факт его получения, поставив дату получения и роспись на бумажном носителе. В качестве подтверждения вручения документа может быть расписка в получении, либо почтовое уведомление о вручении заказного отправления с отметкой о получателе и дате получения.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае уклонения налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налога указанное требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Таким образом, соответствующая налоговая процедура считается соблюденной независимо от фактического получения отправления заказной почтовой корреспонденции в случае, если налогоплательщик или его представитель уклонились от получения требования, и факт уклонения налогоплательщика от получения требования доказан налоговым органом. Доказательств уклонения ФИО1 от получения требования налоговым органом не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше доказательств и требований закона, суд находит требования истца Инспекции ФНС по Пролетарскому району г. Тулы к ФИО1 о взыскании налога на имущество физического лица и пени не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пролетарскому району г. Тулы к ФИО1 о взыскании налога на имущество и пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий