ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2978/20 от 21.09.2020 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-2978/2020

Решение

именем Российской Федерации

г. Северодвинск 21 сентября 2020 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ноздрина В.В.,

при секретаре Маховой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Архангельского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных предприятиях к акционерному обществу «Конструкторское бюро «Рубин-Север» об обязании внести изменения в Положение о закупке,

установил:

Архангельский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных предприятиях обратился в суд с иском к акционерному обществу «Конструкторское бюро «Рубин-Север» (далее – АО «КБ «Рубин-Север») об обязании внести изменения в Положение о закупке. В обоснование требований указано, что советом директоров АО «КБ «Рубин-Север» 24 декабря 2018 года утверждено Положение о закупке. В п. 8.11.11 Положения о закупке предусмотрены основания для отказа от заключения договора: непредвиденное изменение потребности в продукции, в том числе изменение производственных и иных программ, изменение проектной документации, изменение условий договора с головным заказчиком, во исполнение которого проводилась закупка (подпункт 2), отсутствие финансирования (подпункт 4), необходимость предписания контролирующих органов и (или) вступившего в законную силу судебного акта (подпункт 5), наличие существенных ошибок, допущенных при подготовке извещения и (или) документации о закупке, включая проект договора, препятствующих исполнению договора и удовлетворению потребностей заказчика (подпункт 6), изменение норм законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения договора и удовлетворению потребностей заказчика (подпункт 7). Полагает, что подпункты 2, 4, 5, 6, 7 п. 8.11.11 Положения противоречит действующему законодательству, поскольку устанавливают для заказчика (АО «КБ «Рубин-Север») необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного установления и применения исключений из общих правил для участников конкурсной процедуры. С учетом уточнения требований просит обязать АО «КБ «Рубин-Север» изменить пункт 8.11.11 Положения о закупке, исключив из него для конкурентных видов закупок подпункты 2, 4, 5, 6, 7.

В судебном заседании представитель прокурора Петрова И.Н. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика АО «КБ «Рубин-Север» Носницына Н.В., представитель третьего лица АО «ОСК» Кривега П.А. в суде в удовлетворении исковых требований просили отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и установлено судом 24 декабря 2018 года (протокол № 118) советом директоров АО «КБ «Рубин-Север» утверждено Положение о закупке АО «КБ «Рубин-Север». Данное Положение является основополагающим документом при осуществлении закупочной деятельности АО «КБ «Рубин-Север».

Согласно Положению его действие распространяется на закупки всех видов продукции, приобретаемой на возмездной основе путем заключения соответствующего договора согласно требованиям законодательства Российской Федерации (п. 5.1.1). Положением предусмотрены следующие способы закупок: конкурентные способы закупок: а) конкурс; б) аукцион; в) запрос предложений; г) запрос котировок (п. 7.1.4.1); неконкурентные способы закупок: а) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); б) запрос предложений с ограниченным перечнем участников; в) запрос котировок с ограниченным перечнем участников; г) малая закупка (п. 7.1.4.2).

Из п. 8.11.11 Положения следует, что отказ от заключения договора возможен по решению органа, осуществившего выбор победителя, либо принявшего решение о заключении договора с единственным участником несостоявшейся закупочной процедуры, единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по следующим основаниям:

1) возникновение обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность заключения и (или) исполнения договора;

2) непредвиденное изменение потребности в продукции, в том числе изменение производственных и иных программ, изменение проектной документации, изменение условий договора с головным заказчиком, во исполнение которого проводилась закупка;

3) отсутствие одобрения заключения договора органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) отсутствие финансирования;

5) необходимость предписания контролирующих органов и (или) вступившего в законную силу судебного акта;

6) наличие существенных ошибок, допущенных при подготовке извещения и (или) документации о закупке, включая проект договора, препятствующих исполнению договора и удовлетворению потребностей заказчика;

7) изменение норм законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения договора и удовлетворению потребностей заказчика.

Прокурор полагает, что подпункты 2, 4, 5, 6, 7 пункта 8.11.11 Положения о закупке противоречат действующему законодательству для конкурентных видов закупок.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с со ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (п. 5). По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (п. 7). Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки (п. 15).

Согласно действующему законодательству у заказчика отсутствует право отказа от заключения договора на конкурентную закупку по результатам проведенных торгов, кроме случаев непреодолимой силы.

Таким образом, предусмотренные подпунктами 2, 4, 5, 6, 7 пункта 8.11.11 Положения о закупке АО «КБ «Рубин-Север» условия для отказа от заключения договора при конкурентной закупке, противоречат действующему законодательству. В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В порядке ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в бюджет муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Архангельского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных предприятиях к акционерному обществу «Конструкторское бюро «Рубин-Север» об обязании внести изменения в Положение о закупке, удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Конструкторское бюро «Рубин-Север» изменить пункт 8.11.11 Положения о закупке акционерного общества «Конструкторское бюро «Рубин-Север», утвержденного 24 декабря 2018 года, исключив из него для конкурентных видов закупок подпункты 2, 4, 5, 6, 7.

Взыскать с акционерного общества «Конструкторское бюро «Рубин-Север» в бюджет муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2020 года.

Председательствующий В.В. Ноздрин