ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2978/2015 от 28.07.2015 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2978/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Челябинск 28 июля 2015 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Шалькевича В.В.

при секретаре Федоровой И.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

В Ленинский районный суд <адрес> обратился ФИО1, с исковым заявлением к УПФР в <адрес> признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГг и ДД.ММ.ГГГГг обращался с заявлениями к ответчику о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. На момент его обращения продолжительность стажа газоспасателем составляла 30 лет, а страховой стаж - 34 года 5 месяцев. Считает, что вышеуказанный период работы, должен быть включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Просил суд признать незаконным отказ ответчика в назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГг.

Истец ФИО1, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 45).

Решением комиссии ответчика <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности (л.д. 9, 10-11). При этом истцу установлена продолжительность страхового стажа 34 года 05 месяцев 13 дней.

В трудовой книжке ФИО1, имеются следующие записи о работе: принят в ГСС 01.02.1984г. - на должность водителя; 01.05.1984г. - переведен в этом же цехе газоспасателем (водителем); 08.02.1994г. - переведен в этом же цехе на должность газоспасателя 5 р.; 26.09.2012г. газоспасательная служба и ведомственная пожарная охрана переименована в отдел аварийно - спасательных работ, где ФИО1, работает по настоящее время (л.д. 19-22).

В спорный период работы ФИО1, проходил повышение квалификации и обучение по занимаемым должностям, является спасателем, что подтверждается представленными истцом книжкой спасателя, удостоверением спасателя, свидетельствами о прохождении обучения (л.д. 12-18, 42).

Из справки ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» № ЧТО1-ИнД (ЧТПЗ)/03655 от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что работа по профессии «газоспасатель» не включена в Перечень работ и профессий ОАО «ЧТПЗ» для льготного пенсионного обеспечения и не дает права на досрочное назначение пенсии (л.д. 58).

Согласно положения о газоспасательной службе и ведомственной пожарной охране, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что учредителем данный службы является ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», где создана и действует соответствующая служба, которая подчиняется заместителю главного инженера (по промышленной безопасности). Основной целью службы является ликвидация (локализация) аварий, пожаров и их последствий, требующих применения газозащитной аппаратуры, специально газоспасательного оборудования и пожарно-технического вооружения (л.д. 65-67).

ДД.ММ.ГГГГ. газоспасательная служба и ведомственная пожарная охрана переименована в отдел аварийно - спасательных работ, однако основной целью названного отдела осталась та же, что и была в газоспасательной службе (л.д. 69-72).

Также материалы дела содержат представленные сторонами свидетельства на право ведения газоспасательной службе ОАО «ЧТПЗ» аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, лицензии на организацию и деятельность ведомственной пожарной охраны (л.д. 24-38, 59).

Таким образом, из указанных документов и пояснений истца следует, что осуществляемая им работа по занимаемым должностям в спорный период времени протекала в пределах территории ОАО «ЧТПЗ».

До ДД.ММ.ГГГГ право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На момент принятий оспариваемого решения ответчика действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 27 данного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 того же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 702 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Должность газоспасателя в указанных перечнях не названа.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательной службы, созданной предприятием по месту работы истца фактически ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций только на территории ОАО «ЧТПЗ».

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России. Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, созданных на предприятиях.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб формирований, не входящих в состав МЧС не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, не входящих в состав МЧС, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Указанные обстоятельства следуют из Определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-П.

При таких обстоятельствах указанное истцом место работы - ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1, требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию, - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную Коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Шалькевич