Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Смоленском районе о возложении обязанности по назначению и перечислению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Смоленском районе, отметив, что 16.04.2020 обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ первого ребенка - ФИО2, которая назначена не была по причине непредставления истицей документальных сведений о доходах (или об их отсутствии) отца ребенка – ФИО3, а также заявления последнего о его согласии на обработку персональных данных, которые ФИО1 представить не могла по объективным причинам, поскольку с октября 2019г. семейные отношения с ФИО3 были прекращены и в феврале 2020г. истица обратилась в суд с иском о расторжении брака. После принятия соответствующего судебного решения от 22.05.2020 и повторного обращения 06.07.2020 ФИО1 к ответчику с аналогичным заявлением с представлением свидетельства о расторжении брака названным отделом принято решение о назначении истице указанной выплаты с 06.07.2020, тогда как с учетом изложенных выше обстоятельств такая выплата должна была быть назначена ей со дня рождения ребенка, в связи с чем в иске поставлены вопросы о назначении ФИО1 спорной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ и ее перечислении за период с ДД.ММ.ГГГГ по 05.07.2020.
Представитель истицы ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что истица не имела возможности получить необходимые документы от отца ребенка, с которым совместно не проживала с октября 2019г., отношения с ним не поддерживала, а местонахождение последнего ФИО1 известно не было. Отец несовершеннолетней материальной помощи на ее содержание матери не оказывает.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО5, возражая против удовлетворения иска, указала на отсутствие оснований для назначения истице ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с ДД.ММ.ГГГГ ввиду непредставления при первоначальном обращении документов о размере доходов ее супруга, необходимых для расчета среднедушевого дохода семьи, которые орган социальной защиты в отсутствие согласия ФИО3 на обработку персональных данных не мог истребовать самостоятельно.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1, 2, 6 ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно п.п.1-4 ст.2 названного Закона гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения.
В силу п.п.8, 10 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.
Исходя из положений п.п.6, 8 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, утв. приказом Минтруда России от 29.12.2017 №889н, в заявлении о назначении выплат помимо прочего указываются сведения о доходах семьи заявителя. К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением №2 (Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка) к настоящему приказу. В частности, в указанный Перечень включены документальные сведения о доходах членов семьи (п.5).
Действовавшим до 16.06.2020 пунктом 7 названного Порядка предусматривалось, что одновременно с заявлением о назначении выплат заявитель также представляет заявление лиц, в отношении которых необходимо представление документов (сведений), или их законных представителей о согласии на обработку персональных данных указанных лиц.
Постановлением Администрации Смоленской области от 31.07.2019 №452 величины прожиточного минимума в Смоленской области за II квартал 2019 года установлены в следующих значениях: а) в расчете на душу населения - 11232 рубля; б) по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения - 12088 рублей; для пенсионеров - 9330 рублей; для детей - 10898 рублей.
По делу установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданкой РФ и с рождения проживает по адресу: <...> (л.д.6). Вместе с ней в указанном жилом помещении проживают мать – ФИО4 и единственная дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8-9).
Отцом несовершеннолетней ФИО2 является ФИО3, с которым ФИО6 с 17.06.2019 состояла в браке (л.д.5).
В связи с рождением первого ребенка истица 16.04.2020 обратилась в отдел социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о назначении ей предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ ежемесячной выплаты, приложив к этому заявлению в числе прочих документов справку с места учебы о неполучении стипендии и иных выплат от СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий», определение мирового судьи судебного участка №45 в МО «Смоленский район» Смоленской области о назначении к рассмотрению в судебном заседании гражданского дела по поданному 11.02.2020 иску ФИО1 к ФИО3 о расторжении брака и судебное извещение о явке к названному мировому судье для участия в рассмотрении данного гражданского дела на 24.04.2020. В данном заявлении ФИО1 отметила, что ее супруг ФИО3 отказывается предоставить ей копии своего паспорта, трудовой книжки, а также согласие на обработку персональных данных (л.д.10, 25-26, 33-34, 36, 40).
Уведомлением отдела социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от 22.04.2020 истице отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по причине невозможности определения среднедушевого дохода семьи И-вых, ввиду непредставления сведений о доходах отца ребенка (п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка) либо заявления о его согласии на обработку персональных данных (п.7 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат) (л.д.4, 24).
Из материалов дела и объяснений представителя истицы также следует, что в связи с введенными Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 мерами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), упомянутое выше гражданское дело было рассмотрено по существу только 22.05.2020 с принятием мировым судьей судебного участка №45 в МО «Смоленский район» Смоленской области судебного решения о расторжении брака ФИО1 и ФИО3 (л.д.7).
06.07.2020 истица повторно обратилась в названный отдел социальной защиты населения с заявлением о назначении спорной ежемесячной выплаты, к которому помимо прочих документов приложила свидетельство о расторжении брака (л.д.11, 41-42, 49).
Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 06.07.2020 ФИО1, как матери рожденного после 01.01.2018 ребенка, доход семьи которой не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, назначена упомянутая ежемесячная выплата за период с 06.07.2020 по 08.11.2020 (л.д.43).
По утверждению представителя истицы, при первоначальном обращении в орган социальной защиты населения ФИО1 не имела возможности предоставить сведения о доходе отца ребенка и заявление о его согласии на обработку персональных данных по причине того, что с октября 2019г. семейные отношения с ФИО3 были прекращены (супруги совместно не проживали), а место нахождения ФИО3 истице известно не было.
На основании п.10 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ (в редакции, действовавшей до 24.04.2020) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.
Указанный Закон не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты установление факта совместного проживания родителей ребенка. Необходимость предоставления доказательств совместного или раздельного проживания родителей ребенка законодательством не предусмотрена.
Таким образом, в случае, если члены семьи не проживают совместно, их доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячной выплаты (в состав семьи при определении среднедушевого дохода семьи включаются оба родителя вне зависимости от факта их совместного проживания, т.е. в данном случае доходы отца ребенка, не проживающего совместно с матерью последнего, подлежат учету).
При обращении 16.04.2020 в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1 сведения о доходах отца несовершеннолетней, с которым на тот момент она состояла в браке, не представила.
Вместе с тем данное обстоятельство не могло послужить достаточным основанием для отказа в назначении истице данной выплаты.
В соответствии с п.8 ст.2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных ч.6 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.
В п.20 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, утв. приказом Минтруда России от 29.12.2017 №889н, также указывается на то, что документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении заявления о назначении выплат либо об отказе в удовлетворении заявления о назначении выплат, запрашиваются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Исходя из указанных норм материального права, при разрешении вопроса о наличии или отсутствия у истицы права на получение спорной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка орган социальной защиты населения при рассмотрении соответствующего заявления от 16.04.2020 должен был запросить сведения о доходах ФИО7 в соответствующих органах и организациях.
Доводы ответчика об отсутствии у него возможности истребования таких сведений в отношении отца ребенка без согласия последнего на обработку персональных данных признаются судом несостоятельными.
Согласно п.4 ч.1, ч.4 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Таким образом, при предоставлении испрашиваемой истицей государственной услуги обработка персональных данных ФИО7 допускалась без письменного согласия последнего, как субъекта персональных данных, т.е. сведения о доходах ФИО7 могли быть получены Департаментом без получения согласия на обработку его персональных данных (аналогичная правовая позиция приведена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 по делу №88-5815/2020).
Обоснованность такого вывода подтверждается и тем, что п.7 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат приказом Минтруда России от 30.04.2020 №229н признан утратившим силу.
Исходя из представленных в дело письменных доказательств, общая сумма дохода ФИО7 за 2018г. составила 18 214 руб. 05 коп., а в 2019г. последний доходов не имел; пенсий и иных социальных выплат ФИО7 не получал. ФИО1 источников дохода в 2018-2019гг. также не имела.
Изложенное свидетельствует о том, что размер среднедушевого дохода семьи И-вых не превышал 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
При таких установленных судом обстоятельствах, учитывая, что первоначальное обращение ФИО1 за назначением спорной социальной выплаты мело место в пределах шести месяцев со дня рождения ребенка, исходя из того, что размер доходов ФИО7 истица не могла подтвердить по уважительным причинам, а отсутствие документальных данных о размере доходов отца ребенка не могло послужить непреодолимым препятствием для назначения упомянутой социальной выплаты, поскольку соответствующие сведения могли быть запрошены ответчиком в компетентных органах и организациях, суд удовлетворяет заявленные исковые требования и возлагает на Департамент Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Смоленском районе обязанность по назначению ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и перечислению истице данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по 05.07.2020.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Смоленском районе назначить ФИО1 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, начиная с 08 ноября 2019г., и произвести перечисление данной выплаты за период с 08 ноября 2019г. по 05 июля 2020г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.В.Зайцеванаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 05.10.2020 г. |
УИД: 67RS0002-01-2020-003223-62
Подлинный документ подшит в материалы дела №2-2979/2020