ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-297/20 от 08.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2-297/2020

58RS0008-01-2019-003396-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 04 марта 2020 года

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Гореловой Е.В.,

при секретаре Сероглазовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Елистратова Дмитрия Геннадьевича к ИП Маслову Дмитрию Валерьевичу, Управлению муниципального имущества г. Пензы о признании недействительными конкурса по продаже муниципального имущества и заключенного по его итогам договора купли - продажи,

УСТАНОВИЛ:

Елистратов Д.Г. обратился в суд с иском указав, что согласно информационному сообщению о проведении в электронной форме конкурса по продаже муниципального имущества г. Пензы: нежилого здания с земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, он решил принять участие в данном конкурсе.

Информационное сообщение опубликовано в сети «Интернет» на сайте Единой электронной торговой площадки, официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, официальном сайте администрации г. Пензы 01.10.2019. Собственник имущества – МО «город Пенза». Продавец – Управление муниципального имущества г. Пензы (далее – УМИ г. Пензы). Электронная площадка, на которой будет проводиться конкурс в электронной форме – «Единая торговая площадка». Оператор электронной торговой площадки – АО «Единая электронная торговая площадка (далее – АО «ЕЭТП»).

28.10.2019 истцом подана заявка на участие в аукционе без предложения о цене имущества. Согласно протоколу об итогах приема заявок и определении участником конкурса по продаже муниципального имущества он признан участником аукциона.

Согласно Порядку подачи заявок на участие в конкурсе, предложение о цене имущества претендент может подать одновременно с заявкой либо в установленное время в день подведения итогов конкурса, указанное в информационном сообщению проведении конкурса. Согласно информационному сообщению о проведении конкурса датой и временем окончания приема предложений о цене имущества от участников конкурса считается 06.11.2019 в 10:00 (время московское). Он предполагал, что в указанное время и дату им будет подана заявка. С 9:00 часов 06.11.2019 он пытался в процедуре конкурса сделать ценовое предложение. Однако он не смог подать ценовое предложение на электронной площадке, т.к. при нажатии клавиши в процедуре конкурса «подать ценовое предложение» электронная площадка выдавала техническую ошибку, что подтверждено распечаткой образа экрана, сделанного 06.11.2019 в 9:43, указанный скриншот отправлялся на электронную площадку. Кроме того, истцом была сделана видео- запись экрана персонального компьютера, подтверждающая отсутствие доступа к графе, в которой должно быть указано ценовое предложение на сайте Оператора. Его письменное обращение Центром поддержки пользователей АО «ЕЭТП» было принято, заявке присвоен номер .

То есть оператор электронной площадки доя начала проведения конкурса был извещен о невозможности фиксации в электронной программе сведений о ценовом предложении, соответствующее поле автоматически блокировалось, а ответа на обращение не последовало.

06.11.2019 конкурс был проведен, определен победитель, что отражено в протоколе об итогах конкурса по продаже муниципального имущества.

В 14:23 06.11.2019 после окончания процедуры торгов от Центра пользователей АО «ЕЭТП» на его электронный адрес поступил ответ, что во время подачи ценовых предложений Площадка работала в штатном режиме, сбоев в программно – аппаратном комплексе не было зафиксировано. Вероятно, ошибка, связана с тем, что в момент подачи ценового предложения была завершена сессия в браузере, в связи с чем, необходимо выполнить вход в личный кабинет повторно. Ценовые предложения иными участниками торгов были сделаны заранее, поэтому ссылаться на то, что в момент подачи ценового предложения им программа работала и отвечала на его запрос, отвечать абсолютно некорректно.

Его права, как участника проводимого конкурса были нарушены, а Порядок подачи заявки на участие в конкурсе им был соблюден в строгом соответствии с Информационным сообщением, в том числе, требование о дате и времени окончания приема предложений о цене имущества от участников конкурса.

Ссылаясь на ст.ст. 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме», Елистратов Д.Г. просил суд признать недействительным, проведенный 06.11.2019 в электронной форме конкурс по продаже муниципального имущества г. Пензы: нежилого здания с земельным участком, расположенного по адресу <адрес> и договор купли – продажи, заключенный в результате проведенного конкурса, обязать ответчика повторно провести конкурс в отношении нежилого здания с земельным участком по адресу <адрес>.

В судебное заседание истец Елистратов Д.Г. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Елистратова Д.Г. – Зарубина Л.В. (доверенность в деле) в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить.

Представитель истца Елистратова Д.Г. – Елистратов М.Г. (доверенность в деле) в судебном заседании поддержал исковое заявление, просил удовлетворить, показал, что лично присутствовал при попытке подачи ценового предложения Елистратовым Д.Г. в рамках конкурса по продаже муниципального имущества, однако, ввиду некорректности работы программы, обеспечивающей проведение торгов в электронном виде, ценовое предложение не было подано.

Ответчик – ИП Маслов Д.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в письменном заявлении возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что конкурс проведен в строгом соответствии с требованиями законодательства о приватизации имущества. Истцом не приведено доказательств, с достоверностью подтверждающих наличие технических сбоев на стороне электронной площадки. По сообщению оператора электронной площадки никаких нарушений в ее работе 06.11.2019 не было. Истцом самим была допущена ошибка при участии в конкурсе. Основания для признания конкурса недействительным отсутствуют.

Представитель ответчика ИП Маслова Д.В. – Мурысева Е.А. (доверенность в деле) возражала против удовлетворения иска, указывая на отсутствие доказательств, подтверждающих доводы иска.

Представитель ответчика УМИ г. Пензы - Гурьянова О.А. (доверенность в деле) в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала письменные возражения, представленные в материалы дела. Ссылаясь на положения п. 17 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 3 Положения об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2010 № 860, а также указывая на то, что оператор электронной площадки, электронная площадка, а также порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством РФ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и функционированию электронных площадок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.05.2019 № 603. На основании указанных норм в качестве оператора электронной площадки для проведения конкурса по продаже нежилого здания с земельным участком по <адрес> было привлечено АО «Единая торговая площадка».

Продавец не имеет полномочий по регулированию аппаратно - программных комплексов электронных торговых площадок, требования законодательства о приватизации продавцом были соблюдены.

УМИ г. Пензы был сделан запрос от 06.11.2019 о технических ошибках в работе оператора электронной площадки. Центром Поддержки Пользователей был дан ответ о том, что в спорный период регламентных работ не проводилось, технических сбоев на площадке не зафиксировано, следовательно, утверждения истца о сбое в программе не обоснованы. Со стороны УМИ г. Пензы нарушений требований ст. 449 ГК РФ не допущено. В то время, как истец не указывает какой именно норме права противоречили действия УМИ г. Пензы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – АО «ЕЭТП» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив в материалы дела письменные пояснения, согласно которым оснований для признания недействительными электронной процедуры – конкурса в электронной форме по продаже нежилого здания с земельным участком (реестровый ) не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 настоящего Кодекса.

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (вместе с «Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме») проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки.

Продавец привлекает оператора электронной площадки из числа операторов электронной площадки, перечень которых утвержден Правительством РФ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оператор электронной площадки, электронная площадка, а также порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством РФ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.05.2019 N 603 «Об установлении дополнительных требований к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством РФ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок и внесении изменений в Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Оператор электронной площадки несет ответственность за: а) обеспечение доступа претендентов и участников на электронную площадку; б) обеспечение конфиденциальности сведений о поступивших заявках и прилагаемых к ним документах, а также сведений о лицах, подавших заявки, за исключением случаев доступа продавца к заявкам и документам, предусмотренных настоящим Положением, до момента размещения на электронной площадке информации об итогах приема заявок (определения участников); в) соответствие оператора электронной площадки единым требованиям и дополнительным требованиям. В случае возникновения несоответствия единым и (или) дополнительным требованиям оператор электронной площадки в течение одного часа с момента, когда ему стало известно об этом несоответствии, должен разместить на электронной площадке, а также направить в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и Федеральную антимонопольную службу информацию о несоответствии, в том числе о дате его возникновения, принимаемых или планируемых мерах по устранению выявленного несоответствия.

Оператор обеспечивает равный доступ участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества.

Оператор электронной площадки приостанавливает проведение продажи имущества в случае технологического сбоя, зафиксированного программно-аппаратными средствами электронной площадки, но не более чем на одни сутки. Возобновление проведения продажи имущества начинается с того момента, на котором продажа имущества была прервана.

Ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение функций по продаже имущества предусматривается договором, заключаемым продавцом с оператором электронной площадки.

Согласно ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 настоящего ФЗ требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

Оператор электронной площадки - непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п.п.1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 настоящего ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов электронных площадок.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2019 N 603 «Об установлении дополнительных требований к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок и внесении изменений в Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» Оператор электронной площадки обязан обеспечивать проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме в соответствии с требованиями ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Оператор электронной площадки обязан обеспечивать непрерывность проведения продажи имущества в электронной форме, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для ее проведения, равный доступ участников продажи имущества в электронной форме к участию в электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью документов.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 01.10.2019 на официальном сайте Российской Федерации для размещения о проведении торгов (адрес в сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru) и сайте АО «ЕЭТП» (адрес электронной площадки в сети «Интернет» - https://178fz.roseltorg.ru), официальном сайте администрации г. Пензы - http:www.penza-gorod.ru было опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме по продаже здания с земельным участком по адресу :<адрес> (реестровый , лот 1), а именно:

- здание площадью 698,1 кв. м, назначение: нежилое; наименование: основное строение (нежилое); количество этажей: 3, в том числе подземных 1; адрес: <адрес>; кадастровый . Здание является объектом культурного наследия (памятник истории культуры) народов РФ – «Жилой дом»;

- земельный участок площадью 612 кв. м; категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования (для размещения нежилого здания (литеры А, Б); кадастровый . Существующие ограничения (обременения) права: 1. Имущество обременено охранным обязательством утвержденным приказом Комитета Пензенской области по охране памятников истории и культуры от 08.08.2017 № 610од «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой». 2. Часть земельного участка площадью 424 кв.м: иные ограничения (обременения) права.

Условия конкурса указаны в информационном сообщении о проведении конкурса: Дата и время окончания подачи заявок на участие: 28.10.2019 15:00. Дата и время подтверждения итогов приема заявок: 01.11.2019 23:30. Дата окончания подачи ценовых предложений 06.11.2019 10:00. Дата окончания срока подведения итогов процедуры 06.11.2019.

Извещение и информационное сообщение опубликованы в открытом доступе, в установленные законом порядке, сроки и содержат всю необходимую и требуемую законом информацию.

Согласно протоколу об итогах приема заявок и определении участников конкурса по продаже муниципального имущества от 01.11.2019 по окончании срока подачи заявок было подано 4 заявки от претендентов, с порядковыми номерами: , , , . Решением Продавца все претенденты были допущены к участию в конкурсе, в том числе истец Елистратов Д.Г.

В соответствии с протоколом об итогах конкурса по продаже муниципального имущества от 06.11.2019 победителем конкурса был признан участник, предложивший наибольшую цену – ИП Маслов Д.В. Протоколом определено, что договор купли – продажи заключается с победителем в течение 5-ти рабочих дней со дня подведения итогов.

Согласно доводам рассматриваемого иска Елистратовым Д.Г. 06.11.2019 с 9:00 предпринимались попытки подать ценовое предложение, однако, при нажатии клавиши «подать ценовое предложение», сайт выдавал техническую ошибку. Указанное обстоятельство подтверждено скриншотом экрана персонального компьютера, а также видеозаписью, представленной на DVD-диске в материалы дела и, просмотренной в ходе судебного заседания. По мнению истца, ввиду технического сбоя на сайте Оператора, либо некорректности программы, обеспечивающей проведения торгов в электронном виде, он не смог подать ценовое предложение при проведении конкурса.

Разрешая исковые требования Елистратова Д.Г. о признании недействительными, проведенного 06.11.2019 в электронной форме конкурса по продаже муниципального имущества, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 о том, что лицу, обратившемуся с требованием о признании торгов недействительными, лицу, обратившемуся с требованием о признании торгов недействительными, необходимо доказать наличие нарушенных имущественных прав и интересов, а также возможность их восстановления нарушенных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, доказательства предоставляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.

Согласно сообщению АО «ЕЭТП», представленному в материалы дела от 16.12.2019 на данный момент статус электронной процедуры – «Архив». По итогам обращения истца Елистратова Д.Г., направленного в центр поддержки пользователей АО «ЕЭТП» факт наличия технической ошибки или сбоя не был подтвержден. 06.11.2019 электронная площадка работала в штатном режиме, сбоев в работе программно – аппаратного комплекса не наблюдалось. При этом, в ходе электронной процедуры жалобы от участников торгов не поступали, предписания контрольными органами не выдавались, протоколы не отменялись, в связи с чем проведение электронного конкурса было осуществлено в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 43-44).

20.12.2019 решением Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) по результатам рассмотрения жалобы Елистратова Д.Г. на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора, жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «ЕЭТП» по проведению конкурса по продаже муниципального имущества по адресу <адрес> признана необоснованной.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе рассмотрения жалобы Елистратова Д.Г. комиссией ФАС России сведений о техническом сбое на сайте оператора в период проведения конкурса по вине Оператора не установлено. Решение Елистратовым Д.Г. не обжаловалось (л.д. 134-137).

Судом исследованы доводы представителя истца - Елистратов М.Г., указавшего на некорректности программы, обеспечивающей проведения торгов в электронном виде, в связи с чем, истец Елистратов Д.Г. не смог подать ценовое предложение при проведении конкурса в срок до 10:00 06.11.2019, суд считает их необоснованными, основанными на предположениях, и не подтвержденными какими - либо объективными доказательствами.

Суд учитывает, что проведение электронных процедур осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Регламентом АО «ЕЭТП» (находится в открытом доступе по эл адресу https://www/roseltorg.ru). При этом, Регламент АО «ЕЭТП» является договором присоединения к функционалу АО «ЕЭТП», в соответствии со ст. 428 ГК РФ. Регламент является публичной офертой, которую Продавцы и Претенденты акцептуют посредством прохождения регистрации (аккредитации) на электронной площадке Оператора, что влечет полное согласие со всеми положениями данного Регламента, порождает обязанность его исполнения. Факт присоединения Продавца и Претендента к Регламенту является полным принятием его условием.

Оценив доводы иска, а также представленные суду в его обоснование доказательства, суд, оценив их совокупности, приходит к выводу о том, что истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств его необоснованного отстранения от участия в торгах, существенных нарушений порядка проведения торгов, повлекших неправильное определение цены продажи, а также иных нарушений правил, установленных законом, в то время, как сами организация и порядок проведения торгов были произведены в соответствии с положениями действующего законодательства и вышеуказанного Регламента, таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Елистратова Д.Г. о признании недействительным конкурса по продаже муниципального имущества г. Пензы – нежилого здания с земельным участком, расположенным по адресу <адрес>.

Поскольку требование иска о признании договора купли продажи, заключенного в результате проведенного конкурса являются производными от основного требования, оно также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Елистратова Дмитрия Геннадьевича – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.03.2020.

Судья Горелова Е.В.