Дело № 2-297/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Нелидово 19 сентября 2013 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Крылова В.К.,
при секретаре Руженцевой Е.В.,
с участием представителя истца Межрайонной ИФНС России №.... по .... ФИО1, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг. №....,
представителей ответчика ФИО2:
- адвоката Адвокатского кабинета № 170 Адвокатской палаты Тверской области ФИО3, представившего удостоверение №.... и ордер от дд.мм.гггг. №....,
- ФИО4, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг., удостоверенной нотариусом Нелидовского нотариального округа Ч.И.О. и зарегистрированной в реестре за №....,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации городского поселения - .... ФИО5, действующей по доверенности от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России №.... по .... к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №.... по .... обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010 и 2011 года в размере 2131473 рубля 51 копейка.
В обоснование иска указано, что ФИО2 принадлежат объекты недвижимого имущества:
- помещение диспетчерской (....),
- здание котельной (....), - склад (....),
- трансформаторная станция (....),
- трансформаторная станция (....),
- административно-бытовой корпус (....),
- производственный корпус №.... (....), - производственный корпус №.... (....),
- здание арматурного цеха (....),
- водонапорная башня (....),
- склад заполнителей (....),
- здание конторы (....),
- здание мастерских (....),
- бытовой корпус (....),
- производственная мастерская (....),
- главный корпус (....),
- гараж (.... ),
- здание котельной (....),
- цех по переработке древесины (....), - механическая мастерская (....),
Данная информация об объектах недвижимого имущества подтверждается сведениями, представленными органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Решения Совета депутатов города Нелидово от 15.07.2008 № 206-1, Решения Совета депутатов города Нелидово от 24.11.2010 № 177-2, Решения Совета депутатов Нелидовского сельского поселения Нелидовского района от 26.09.2008 № 138, Решения Совета депутатов Нелидовского сельского поселения от 01.12.2009 № 63-2, Решения Совета депутатов Нелидовского сельского поселения от 28.07.2010 № 96-2 ФИО2 начислен налог на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011 годы. Налог на имущество физических лиц за 2009, 2010 годы начислен в связи с предоставлением органами БТИ в марте 2012 года в Инспекцию сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих ФИО2
Согласно п. 10 ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
ФИО2 направлено налоговое уведомление № 66631, согласно которому налогоплательщик в срок до дд.мм.гггг. должен уплатить земельный налога за 2011 год в сумме 573 рубля 96 копеек, налог на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011 годы в сумме 2232820 рублей 79 копеек и транспортный налог за 2009, 2010, 2011 годы в сумме 46245 рублей 41 копейка. В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
дд.мм.гггг. ответчиком произведена оплата транспортного налога в сумме 46245 рублей 41 копейка. дд.мм.гггг. ответчиком произведена оплата земельного налога в сумме 573 рубля 96 копеек.
дд.мм.гггг. в связи с поступлением в Межрайонную ИФНС России №.... по .... от органов БТИ сведений об уточненной инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих ФИО2, ответчику произведен перерасчет налога на имущество физических в сторону уменьшения на 101347 рублей 28 копеек.
С учетом произведенного перерасчета налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате, составляет 2131473 рубля 51 копейка.
Так как ответчик не уплатил задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011 годы в добровольном порядке в установленный законодательством срок, дд.мм.гггг. Инспекция обратилась к Мировому судье судебного участка № 1 Нелидовского района Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 2131473 рубля 51 копейка. Мировым судьей судебного участка № 1 Нелидовского района Тверской области дд.мм.гггг. вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 2131473 рубля 51 копейка. В течение срока, установленного ст. 128 ГПК РФ, от ФИО2 поступило возражение с ходатайством об отмене судебного приказа. Определением от дд.мм.гггг. судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 2131473 рубля 51 копейка отменен.
По состоянию на дд.мм.гггг. вышеуказанная сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц ответчиком не уплачена. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России №.... по .... просит суд взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России №.... по .... задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 2131473 рубля 51 копейка.
Определением суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца была привлечена Администрация городского поселения - .....
Определением суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено Государственное унитарное предприятие Тверской области «Тверское областное бюро технической инвентаризации».
Представитель Межрайонной ИФНС России №.... по .... ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что не согласна с расчетами инвентаризационной стоимости объектов, произведенных на основании заключения эксперта, так как для исчисления налога принимают только данные БТИ. Оснований для перерасчета налога за предыдущие годы по данным оценки, которая произведена в 2013 году не имеется.
Представители ответчика ФИО6 и ФИО4 исковые требования Межрайонной ИФНС России №.... по .... в части взыскания налога за 2009, 2010 года не признали, пояснив, что истцом пропущен срок предъявления требования об уплате налога. В части начисления налога за 2011 год по ставке 1,99, признали частично, считая, что налог должен быть исчислен по ставке 0,31, так как ФИО2 предпринимательскую деятельность не ведет и указанные объекты недвижимости для коммерческих целей не использует. Кроме того считали, что налог подлежит исчислению исходя из инвентаризационной стоимости объектов в соответствии с экспертным заключением ООО «Капитал Оценка», где расчет произведен с учетом износа, а не на основании сведений об инвентаризационной стоимости объектов, представленных органами БТИ, где не учтен износ. Суду представлены письменные возражения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Администрации городского поселения - .... ФИО5 просила принятие решения оставить на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Государственное унитарное предприятие Тверской области «Тверское областное бюро технической инвентаризации», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав представленные материалы дела, суд считает, что исковые требования Межрайонной ИФНС России №.... по .... подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее по тексту – Закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Из статьи 2 Закона следует, что объектами налогообложения признаются иное строение, помещение и сооружение.
Статья 3 Закона устанавливает, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям. Ставки налога устанавливаются при суммарной стоимости объектов налогообложения до 300000 рублей до 0,1 процента, свыше 300000 рублей до 500000 рублей – свыше 0,1 до 0,3 процентов, свыше 500000 рублей – свыше 0,3 до 2,0 процентов. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Согласно статье 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 1992 года обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-р во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" дано поручение Минстрою России в месячный срок утвердить порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992года № 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" (далее по тексту также - Приказ от 04.04.1992 года № 87) предусмотрено, что исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (пункт 1.3). Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки (пункт 1.4).
В пункте 3.2 Приказа от 04.04.1992года № 87 указано, что определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной, стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Судом установлено, что объектами налогообложения в 2009, 2010 г., 2011 г. у ФИО2 являлись следующие объекты недвижимости, инвентаризационная стоимость которых, согласно данных Государственного унитарного предприятия Тверской области «Тверское областное бюро технической инвентаризации» составляет:
- помещение диспетчерской (....), инвентаризационная стоимость 566435,00 руб;
- здание котельной (....), инвентаризационная стоимость 1363307,00 руб.;
- склад (....), инвентаризационная стоимость 554736 руб.;
- трансформаторная станция (....), инвентаризационная стоимость 414383,00 руб;
- трансформаторная станция (....), инвентаризационная стоимость 1119170,00 руб.;
- административно-бытовой корпус (....), инвентаризационная стоимость 3553958,00 руб.;
- производственный корпус №.... (....), инвентаризационная стоимость 5321166,00 руб.;
- производственный корпус №.... (....), инвентаризационная стоимость 6071547,00 руб.;
- здание арматурного цеха (....), инвентаризационная стоимость 6013002,00 руб.;
- водонапорная башня (....), инвентаризационная стоимость 2909362,00 руб.;
- склад заполнителей (....), инвентаризационная стоимость 2788604,00 руб.;
- здание конторы (....), инвентаризационная стоимость 791482 руб.;
- здание мастерских (....), инвентаризационная стоимость 2961333,00 руб.;
- бытовой корпус (....), инвентаризационная стоимость 2796390,00 руб.;
- производственная мастерская (....), инвентаризационная стоимость 10464077,00 руб.;
- главный корпус (....), инвентаризационная стоимость 3348560,00 руб.;
- гараж (.... ), инвентаризационная стоимость 1608457,00 руб.;
- здание котельной (....), инвентаризационная стоимость 890829,00 руб.;
- цех по переработке древесины (....), инвентаризационная стоимость1461082,00 руб.;
- механическая мастерская (....), инвентаризационная стоимость 4279333,00 руб.
Налоговым органом ФИО2 дд.мм.гггг. (л.д. 12-16) направлено налоговое уведомление № 66631, согласно которому ответчику надлежит уплатить в срок до дд.мм.гггг. земельный налог за 2011 год в сумме в сумме 573 руб.96 коп., налог на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011 года в сумме 2232820 рублей 79 копеек и транспортный налог за 2009, 2010, 2011 года в сумме 46245 рублей 41 копейка.
дд.мм.гггг. 2012 года ответчиком произведена оплата транспортного налога в сумме 46245 руб. 41 коп. Обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц в добровольном порядке в установленный законодательством о налогах и сборах срок – до дд.мм.гггг. ФИО2 не исполнила.
В соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 НК РФ Межрайонная ИФНС России №.... по .... направила дд.мм.гггг. в адрес ответчика требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №.... по состоянию на дд.мм.гггг. (л.д. 17-18), согласно которого налогоплательщик обязан в срок до дд.мм.гггг. уплатить задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 573 руб. 96 коп. и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011 года в сумме 2232820 рублей 79 копеек.
дд.мм.гггг. ответчиком произведена оплата земельного налога в сумме 573 руб. 96 коп.
дд.мм.гггг. в связи с поступлением в Межрайонную ИФНС России №.... по .... от органов БТИ сведений об уточнённой инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих ответчику, был произведён перерасчёт налога на имущество физических лиц в сторону уменьшения на 101347 руб. 28 коп.
В связи с уточнением данных об инвентаризационной стоимости объектов сумма, налога, подлежащая взысканию была пересчитана и составила 2131473 руб. 51 коп., т.е. меньше суммы, указанной в уведомлении и требовании. В указанном размере налоговый орган и просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество.
Согласно сведениям, представленным Тверским областным БТИ, инвентаризационная стоимость вышеперечисленных объектов в 2009, 2010 и в 2011 годах являлась не изменой, так как по указанным объектам не проводилась техническая инвентаризация, переоценка объектов за прошлые годы с учетом изготовления новой технической документации не проводится.
Как следует их представленных ИФНС России №.... по .... расчета суммы налога на имущество физических лиц за 2009-2011 года ФИО2 налоги исчислены исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленных органами БТИ, согласно ставок, определенных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Так, Решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово от 30.10.2007 года № 141-1 «Об установлении и введении на территории муниципального образования город Нелидово налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки налога: до 300 тыс. руб. – 0,1 %; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб.: квартиры в кирпичных (блочных), деревянных жилых домах, отдельно стоящие жилые дома, дачи, иные жилые строения, помещения – 0,3%; нежилые строения, помещения и сооружения, используемые для коммерческих целей, кирпичные (блочные) – 1,99%; прочее имущество – 1% (л.д.199).
Решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово от 15.07.2008 года № 206-1 в Решение Совета депутатов от 30.10.2007 года № 141-1 были внесены изменения, ставки налога были установлены до 300 тыс. руб. – 0,099 %; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб.: квартиры в кирпичных (блочных), деревянных жилых домах, отдельно стоящие жилые дома, дачи, иные жилые строения, помещения – 0,3%; нежилые строения, помещения и сооружения, используемые для коммерческих целей, кирпичные (блочные) – 1,99%; прочее имущество – 1% (л.д.200).
Решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово от 25.03.2010 года № 124-2 в Решение Совета депутатов от 30.10.2007 года № 141-1 были внесены изменения, П. 2 решения изложен в новой редакции: установить следующие ставки налога для: 1. жилых домов, 2. квартир, 3. комнат, 4. дач, 5. гаражей, 6 иных строений, помещений и сооружений, 7. долей в праве общей собственности на имущество, указанное в п. п. 1-6, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения на 1 января каждого года: ставки налога были установлены: до 300 тыс. руб. – 0,1 %; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб.: квартиры в кирпичных (блочных), деревянных жилых домах, отдельно стоящие жилые дома, дачи, иные жилые строения, помещения – 0,3%; нежилые строения, помещения и сооружения, используемые для коммерческих целей, кирпичные (блочные) – 1,99%; прочее имущество – 1% (л.д.44).
Решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово от 24.11.2010 года № 177-2 в Решение Совета депутатов от 30.10.2007 года № 141-1 были внесены изменения, ставки налога были установлены: до 300 тыс. руб. (включительно) – 0,099 %; свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб. – 0,31 %, свыше 500 тыс. руб. (используемое для коммерческих целей) – 1,99% (л.д.46).
Решением Совета депутатов Нелидовского сельского поселения Нелидовского района Тверской области от 26.09.2008 года № 138 «Об установлении и введении на территории муниципального образования «Нелидовское сельское поселение» налога на имущество физических лиц» с 01 января 2009 года на территории поселения были установлены ставки налога на строения в следующих размерах: до 300 тыс. руб. – 0,1 %; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб.: квартиры в кирпичных (блочных), деревянных жилых домах, отдельно стоящие жилые дома, дачи, иные жилые строения, помещения – 0,3%; нежилые строения, помещения и сооружения, используемые для коммерческих целей, кирпичные (блочные) – 1,99%; прочее имущество – 1% (л.д.199).
Решением Совета депутатов Нелидовского сельского поселения Нелидовского района Тверской области от 01.12.2009 года № 63-2 «Об установлении и введении на территории муниципального образования «Нелидовское сельское поселение» налога на имущество физических лиц» с 01 января 2010 года были установлены ставки налога на строения в следующих размерах: до 300 тыс. руб. – 0,1 %; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб.: квартиры в кирпичных (блочных), деревянных жилых домах, отдельно стоящие жилые дома, дачи, иные жилые строения, помещения – 0,3%; нежилые строения, помещения и сооружения, используемые для коммерческих целей, кирпичные (блочные) – 1,99%; прочее имущество – 1,0% (л.д.199).
Решением Совета депутатов Нелидовского сельского поселения Нелидовского района Тверской области от 28.07.2010 года № 96-2 в Решение Совета депутатов от 01.12.2009 года № 63-2 были внесены изменения, которые вступили в силу с 01 января 2011 года, ставки налога были установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 тыс. руб. (включительно) – 0,099 %; свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,15 %; свыше 500 тыс. руб.: жилые помещения – 0,31%; нежилые строения, помещения и сооружения, – 1,99% (л.д.199).
Суд находит несостоятельным довод представителя истца о том, что ставку 1,99 %, применяемую для объектов инвентаризационной стоимостью свыше 500000 рублей, используемых для коммерческих целей, следует применять и для нежилых помещений, которые предназначены для использования в коммерческой деятельности. В обоснование своего довода истец ссылается на разъяснения от дд.мм.гггг. главы Администрации городского поселения – .... П.В.Б., а также на разъяснения Главы городского поселения .... от дд.мм.гггг. Л.В.В., в которых указано, что ставку 1,99% следует применять для всех нежилых помещений, в том числе используемых в коммерческой деятельности, предназначенных и не предназначенных для этих целей. Суд считает, что указанные должностные лица не являются уполномоченными лицами, имеющими соответствующую компетенцию для трактовки и толкования, разъяснения нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления и определять иной порядок взимания налогов, отличный от порядка, принятого Решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово от 24.11.2010 года № 177-2, где определено, что ставка 1,99 процента применяется к объектам инвентаризационной стоимостью свыше 500000 рублей, используемых для коммерческих целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Исходя из смысла приведенной нормы, бремя доказывания типа использования объекта налогообложения, на который начисляется налог, лежит на органе, осуществляющим исчисление налога, то есть на истце.
Судом установлено, что ответчик ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России №.... по .... от дд.мм.гггг. №.... (л.д. 64). Стороной истца в судебное заседание не представлено доказательств того, что ответчик использует принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости для коммерческих целей.
С учетом изложенного суд считает, что к объектам недвижимости, расположенным на территории городского поселения – город Нелидово, принадлежащих ФИО2 инвентаризационной стоимостью свыше 500000 рублей, для исчисления налога за 2011 год подлежит применению налоговая ставка в размере 0,31 процент.
Проверив расчет налоговой базы объектов налогообложения, а также размера суммы налогов за 2009, 2010, 2011 гг., произведенной истцом, суд с учетом приведенных норм законодательства пришел к выводу о том, что истец правомерно ставит вопрос о принудительном взыскании с ответчика суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц, однако сумму задолженности, подлежащей взысканию с ответчика определяет 1533301 руб. 69 коп., с учетом применения ставки 0,31 % для исчисления налога за 2011 год.
Доводы ответчика о том, что требование об уплате налога за периоды 2009-2010 года не направлены ей в установленный законом срок после наступления срока уплаты налога, а также то, что требование об уплате налога, направленное ей в ноябре 2012 года, заявлено неправомерно и за пределами установленного срока, в связи с чем, отсутствуют основания для принудительного взыскания недоимки по налогу и пени за 2009, 2010 год, суд находит несостоятельными.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, налоговое уведомление об уплате налога в срок до дд.мм.гггг. ФИО2 получено, и именно с указанного периода в силу приведенных требований закона у последнего возникла обязанность по уплате налога, которая ею не исполнена.
В силу положений пунктов 1 и 2 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Согласно п. 8 этой статьи в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчика обязанности по уплате налога на имущество за 2009 год, платежные извещения об уплате налога должны были вручаться плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Пунктом 9 было предусмотрено, что уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии с пунктами 10 и 11 той же статьи лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивали его не более чем за три предыдущих года; пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускался не более чем за три предыдущих года.
Федеральным законом от 28.11.2009 года N 283-ФЗ в Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" (данная редакция Закона действует с 2010 года, в соответствии с изменениями от 27 июля 2010 года) были внесены изменения, согласно которым в п. 8 ст. 5 слова "платежные извещения" были заменены словами "налоговые уведомления".
Согласно п. 10 данной статьи в указанной редакции лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Пунктом 11 предусмотрено, что перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Таким образом, названными нормами в отличие от общих положений НК РФ, действовавших в период возникновения у ответчика обязанности по уплате налога за 2009, 2010 г., допускалась возможность привлечения налогоплательщика к уплате налога на имущество физических лиц за три предыдущих года и, следовательно, направления ему уведомления об уплате налога за этот период.
Ссылка представителя ответчика на неверное определение БТИ инвентаризационной стоимости объектов, определение её без процента физического износа здания, в данном случае не относится к предмету спора.
Инвентаризационная стоимость объектов определена в соответствии с техническими паспортами на объекты недвижимости, изготовленными органами БТИ, на основе визуального обследования и сравнительного анализа признаков физического износа отдельных конструктивных элементов и всего здания в целом на момент их обследования.
В соответствии с действующими нормативными документами, изменение какого-либо из параметров объекта недвижимости, в том числе и физического износа, фиксируются при непосредственном обследовании объекта. При этом для занесения новых данных в технический паспорт, требуется изготовление данного документа в полном объеме.
ФИО2 органами БТИ по вопросу определения и перерасчета инвентаризационной стоимости объектов неоднократно давались разъяснения о том, что определение инвентаризационной стоимости строений для целей налогообложения осуществляется по сборникам УПВС (Укрупнение показателя восстановленной стоимости) в ценах 1969 года. Эта стоимость является базовой для всех строений независимо от года постройки. Меняются только коэффициенты перерасчёта инвентаризационной стоимости для приведения к уровню текущих цен. Перерасчёт от цен 1969 года в уровень цен 1991 года производится по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 года № 94, при этом общее их значение составляет 1,284. Затем в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ РФ от 04.04.1992 года. № 87, Постановлением Администрации Тверской области «Об утверждении коэффициента оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности на 1996 год» от 10.04.1996 года № 163 утвержден коэффициент 3832 (с учетом деноминации 1998 года – 3, 832) к ценам 1983 года. После этого применяется коэффициент 2005 – 10,24 и коэффициент 2009 г. – 1,486. Таким образом, стоимость в ценах 1969 года последовательно умножается на К=1,284, К=3,832, К=10,24, и на К=1,486. Согласно вышеуказанному Порядку оценки, определение инвентаризационной стоимости для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимости выражения физического износа на момент оценки. Все последующие определения инвентаризационной стоимости являются перерасчетом стоимости объекта от цен 1969 года в уровень цен действующих цен по данным последней инвентаризации. (л.д.131-139).
Такой порядок определения инвентаризационной стоимости установлен приказом от 04.04.1992 года № 87, регулирующим порядок этой оценки, и является правильным. Оснований полагать, что Приказ противоречит актам высшей юридической силы и не подлежит применению, не имеется.
Кроме того, согласно п. 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года № 87 заказчиками работ по оценке объектов налогообложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. В судебном заседании установлено, что заказ на проведение работ по оценке принадлежащих ответчику объектов налогообложения от органов исполнительной власти муниципального образования и (или) субъекта РФ в ГУП «Тверское областное БТИ» не поступал.
Учитывая нормы ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В связи с чем, актуализированные сведения о состоянии объектов ответчика на определенную дату для целей налогообложения можно было получить, заключив договор на проведение технической инвентаризации объектов недвижимости с любой организацией технической инвентаризации. Таким образом, инвентаризационная стоимость объектов по состоянию на текущую дату определяется после проведения инвентаризации и изготовления нового технического паспорта и по заявке собственника объекта. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчик обращался с заявлением в БТИ либо иную организацию, правомочную проводить техническую инвентаризацию объектов недвижимости. Проведение технической инвентаризации осуществляется за плату. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется в установленном порядке Единый государственный реестр, который ведется на бумажных магнитных носителях. Данные сведения используются, в том числе при определении размера налога на имущество.
В судебном заседании обозревались технические паспорта на спорные объекты недвижимости, принадлежащие ФИО2, составленные по данным инвентаризации, непосредственного осмотра. Внесённые в них сведения на момент подачи иска в суд никем не оспорены и не опровергнуты.
Оценка инвентаризационной стоимости объектов, произведенная ООО «Капитал Оценка», не может быть принята судом для определения ставки налогообложения по следующим основаниям.
Из постановления Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, который возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности. Из положений данного постановления следует, что именно на БТИ возложена обязанность по определению и предоставлению в налоговый орган сведений об инвентаризационной стоимости жилых домов, которая является налоговой базой для налога на имущество физических лиц. Порядок определения инвентаризационной оценки строений, в том числе и для целей налогообложения применялся в период спорных правоотношений, поскольку действовал до 01.01.2013 года.
Так, согласно ст. 43 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Пунктом 1 части 2.3 данной статьи предусмотрено, что в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета.
Оценка инвентаризационной стоимости спорных объектов произведена ООО «Капитал Оценка» в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с федеральными стандартами оценки ФСО № 1-3, включительно, со стандартами и правилами, установленными Российским обществом оценщиков.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регулирует иные правоотношения, определяет правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей, направлен на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (инвестиционной, ликвидационной, кадастровой – ФСО № 2).
Каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах, толкуемых в пользу налогоплательщика, по данному делу не установлено.
Доказательств тому, что оспариваемые сведения об инвентаризационной стоимости и налоговое уведомление нарушают права и свободы ответчика, в судебном заседании не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС России №.... по .... подлежащими частичному удовлетворению, взыскав с ФИО2 налог на имущество за 2009, 2010, 2011 года в сумме 1533301 руб. 69 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ФИО2 подлежит взысканию госпошлина в соответствии с абз. 5 п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 60 000 рублей) в размере 15866 руб. 51 коп.
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №.... по .... к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России №.... по .... задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011 года в сумме 1533301 (один миллион пятьсот тридцать три тысячи триста один) рубль 69 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 15866 (пятнадцать тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 51 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путём подачи жалобы через Нелидовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, принятие которого отложить на пять дней.
Решение в окончательном виде изготовлено 20 сентября 2013 года.
Председательствующий В.К. Крылов