Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2014 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,
при секретаре Пожидаевой А.М.
помощника Тындинского городского прокурора Бородиной К.Н.
с участием представителей ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельсовета о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Тындинский городской прокурор обратился в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать бездействие администрации Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на муниципальный баланс автомобильных дорог: ул. Центральная, протяженностью 0,9 км, покрытие грунт; ул. Лесная, протяженностью 0,4 км, покрытие грунт; ул. Новая, протяженностью 0,5 км., покрытие грунт, асфальт; ул. Ягодная, протяженностью 0,3 км., покрытие асфальт; ул. Школьная, протяженностью 1035 км., покрытие грунт, асфальт; ул. Зейская, протяженностью 0,4 км., покрытие грунт; ул. Урканская, протяженностью 0,4 км., покрытие грунт; ул. Кувыктинская, протяженностью 0,4 км., покрытие грунт; Дорога вдоль улиц Зейская, Урканская, Кувыктинская, протяженностью 0,4 км, покрытие грунт; ул. Полевая партия, протяженностью 1,1 км, покрытие грунт; ул. Геологическая, протяженностью 0,4 км., покрытие грунт; Дорога до кладбища, протяженностью 0,35 км., покрытие грунт; Дорога до устья реки Тында, протяженностью 10.0 км., покрытие грунт; Дорога от с. Первомайское до ФИО2 партии, протяженностью 2,7 км, покрытие грунт, асфальт; Дорога от ФИО2 партии до СТО, протяженностью 1,1 км., покрытие грунт; Дорога до свалки, протяженностью 0,8 км., покрытие грунт; Дорога до водокачки, протяженностью 0, 02 км., покрытие грунт; Дорога отсыпка от с. Первомайское до СТО, протяженностью 1,2, покрытие грунт; Дорога до водозабора, протяженностью 1,0 км, покрытие грунт; Дорога объездная в п. Аметист, протяженностью 0,5 км, покрытие грунт, незаконным.
Обязать администрацию Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных автомобильных дорог, и установить конкретный срок для исполнения решения суда.
В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора Бородина К.Н. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что бездействие администрации Первомайского сельсовета по непринятию бесхозяйных объектов недвижимости – указанных автомобильных дорог в муниципальную собственность, нарушает права жителей муниципального образования, лиц пребывающих или проезжающих через п. Первомайский на безопасную организацию дорожного движения, поскольку при отсутствии собственника автомобильных дорог не анализируется их техническое состояние, не осуществляется их обслуживание, не принимаются меры к организации безопасного дорожного движения. Помощник прокурора отказалась от исковых требований о признании бездействия администрации Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на муниципальный баланс автомобильных дорог: ул. Школьная, протяженностью 1035 км., ул. Полевая партия, протяженностью 1,1 км, покрытие грунт и об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных автомобильных дорог.
Определением Тындинского районного суда от 25 марта 2014 года производство по делу в части, прекращено.
В судебном заседание представитель администрации Первомайского сельского совета, ФИО1 с исковыми требованиями согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражении.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Из письменных пояснений главы администрации Первомайского сельского совета ФИО1 следует, что в соответствии с распоряжением администрации Первомайского сельсовета от 12.08.2013.№49 утвержден Перечень автомобильных дорог в границах Первомайского сельсовета по состоянию на 01.01.2013 года., в том числе: ул. Центральная-1,1, ул. Ключевая-0,9, ул. Лесная-0,4, ул. Новая-0,5, ул. Ягодная-0,3, ул. Школьная-1,3 5, ул. Зейская-0,4, ул. Урканская-0,4, ул. Кувыктинская-0,4, дорога вдоль ул. Зейская, Кувыктинская, Урканская-0,4,ул. Полевая партия -1,1, ул.Геологическая -0,4, дорога до кладбища -0,35,дорога до устья реки Тында-10,0, дорога от с.Первомайское до Полевая партия- 2,7,дорога от Полевая партия до СТО -1,1 дорога до свалки -0,8, дорога до водокачки -0,02, дорога отсыпка от с.Первомайское до СТО -1,2,дорога до водозабора -1,0, дорога объездная в п.Аметист -0,5,- итого 25,32 км.
В 2014 году запланировано продолжить работу о принятии в собственность следующих дорог : ул. Центральная-1,1, ул. Ключевая-0,9, ул. Лесная-0,4, ул. Новая-0,5, ул. Ягодная-0,3.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Так, в ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В статье 14.1 ч.2 указанного закона определено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться: автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, что закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Статьей 13 указанного закона определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к таким полномочиям относится: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. Перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм в системном толковании с конституционными положениями (ст. ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации), позволяет сделать вывод о бездействии администрации Первомайского сельского совета, выразившемся в непринятии мер по постановке на учет, в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и принятии на муниципальный баланс следующих автомобильных дорог: ул. Центральная, протяженностью 1,1 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,4 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Ягодная, протяженностью 0,3 км.; ул. Зейская, протяженностью 0,4 км.; ул. Урканская, протяженностью 0,4 км., ул. Кувыктинская, протяженностью 0,4 км.; дорога вдоль улиц Зейская, Урканская, Кувыктинская, протяженностью 0,4 км., ул. Геологическая, протяженностью 0,4 км.; дорога до кладбища, протяженностью 0,35 км., дорога до устья реки Тында, протяженностью 10 км., дорога от с. Первомайское до ФИО2 партии, протяженностью 2,7 км., дорога от ФИО2 партии до СТО, протяженностью 1,1 км., дорога от свалки, протяженностью 0,8 км., дорога до водокачки, протяженностью 0,02 км., дорога отсыпка от с. Первомайское до СТО, протяженностью 1,2 км., дорога до водозабора, протяженностью 1 км., дорога объездная в п. Аметист, протяженностью 0,5 км.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 10 февраля 2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В судебном заседании установлено, что Администрация Первомайского сельского совета не исполнила возложенные на нее федеральными законами обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог.
Согласно сообщений Тындинского отдела Управления Росреестра по Амурской области от 27 января 2014 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на автодороги <...> протяженностью 0,4 км., ул. Урканская, ул. Кувыктинская, Дорога вдоль улиц Зейская, Урканская, Кувыктинская, ул. Геологическая, Дорога до кладбища, Дорога до устья реки Тында, Дорога от с. Первомайское до ФИО2 партии, Дорога от ФИО2 партии до СТО, Дорога до свалки, Дорога до водокачки, Дорога отсыпка от с. Первомайское до СТО, Дорога до водозабора, Дорога объездная в п. Аметист.
Согласно Постановлению администрации Первомайского сельсовета от 12 августа 2013 года утвержден порядок присвоения идентификационных номеров автомобильным дорогам местного значения в границах Первомайского сельского совета.
На основании изложенного, суд полагает заявление Тындинского городского прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельсовета о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельского совета Тындинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на муниципальный баланс следующих автомобильных дорог: ул. Центральная, протяженностью 1,1 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,4 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Ягодная, протяженностью 0,3 км.; ул. Зейская, протяженностью 0,4 км.; ул. Урканская, протяженностью 0,4 км., ул. Кувыктинская, протяженностью 0,4 км.; дорога вдоль улиц Зейская, Урканская, Кувыктинская, протяженностью 0,4 км., ул. Геологическая, протяженностью 0,4 км.; дорога до кладбища, протяженностью 0,35 км., дорога до устья реки Тында, протяженностью 10 км., дорога от с. Первомайское до ФИО2 партии, протяженностью 2,7 км., дорога от ФИО2 партии до СТО, протяженностью 1,1 км., дорога от свалки, протяженностью 0,8 км., дорога до водокачки, протяженностью 0,02 км., дорога отсыпка от с. Первомайское до СТО, протяженностью 1,2 км., дорога до водозабора, протяженностью 1 км., дорога объездная в п. Аметист, протяженностью 0,5 км.
Обязать администрацию Первомайского сельского совета Тындинского района Амурской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных автомобильных дорог Первомайского сельского совета Тындинского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тындинского
районного суда подпись М.В. Тотмянина
Решение в окончательной форме принято судом 31 марта 2014 года.