ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-297/2016 от 21.01.2016 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-297/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выкса 21 января 2016 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Власовой И.Н., с участием представителя истца Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1, действующей на основании доверенности, ответчика ФИО2, представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности по городскому округу город Выкса Нижегородской области ФИО3, при секретаре Косаревой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области к ФИО2 об освобождении земельного участка

у с т а н о в и л :

Истец обратился с требованиями об обязании ответчика ФИО2 освободить земельные участки, находящиеся на дворовой территории, прилегающей к дому хххх от деревянного сарая и двух металлических гаражей, установив ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до хххх года.

Свои требования истец мотивирует тем, что на дворовой территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому хххх расположены хозяйственные постройки (деревянный сарай и два металлических гаража), которые принадлежат ФИО2, проживающему по адресу: хххх и используются им в личных целях. Земельные участки, на которых расположены указанные гаражи, в установленном порядке ответчику не предоставлялись и используются ей незаконно. Кроме этого, данные сараи установлены с нарушением обязательных требований пожарной безопасности, так как не соблюдены противопожарные разрывы между многоквартирным жилым домом, деревянным сараем и металлическими гаражами. Решением Выксунского городского суда от хххх года администрация городского округа город Выкса обязана устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить противопожарный разрыв по хххх, в том числе и от дома № х до незаконно выстроенных сараев и иных надворных построек. Обеспечение противопожарного разрыва невозможно без освобождения земельного участка от вышеуказанных хозяйственных построек. Западным территориальным управлением администрации городского округа город Выкса с жителями домов указанных в решении суда, проведены собрания, на которых им предложено произвести снос незаконно выстроенных сараев (иных надворных построек) работники западного территориального управления администрации неоднократно устно оповещали жителей дома № хххх, в том числе и ФИО2, однако ответчиком земельные участки до настоящего времени не освобождены.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО2 не возражал против исковых требований.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по городскому округу город Выкса Нижегородской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.

Изучив доводы сторон, и исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований или возражений. Бремя доказывания между сторонами распределено. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, а ранее п.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Как разъяснено в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи.

Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений;

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской власти в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности и иные.

В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. При этом, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с таблицей 11 приложения к Федеральному закону от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние между домом №6 по ул. Спортивная р.п. Шиморское и прилегающими строениями должно составлять не менее 15 метров.

Решением Выксунского городского суда от хххх администрация городского округа город Выкса (правопреемник администрации муниципального образования рабочий поселок Шиморское Выксунского района) обязана устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить противопожарный разрыв по хххх от домов №№ хххх до незаконно выстроенных сараев и иных надворных построек.

Ответчик ФИО2 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: хххх.

Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, на дворовой территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому № хххх расположены деревянный сарай и два металлических гаража. Земельные участки, на которых они расположены, в установленном порядке ответчику не предоставлялись. Кроме этого, данные хозяйственные постройки выстроены с нарушением обязательных требований пожарной безопасности, так как не соблюдены противопожарные разрывы между многоквартирным жилым домом и хозяйственными постройками (противопожарный разрыв менее 15 метров).

Согласно справки № ххх от хххх года за подписью председателя КУМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, земельный участок под строительство хозпостроек в районе домов хххх не выделялся и договор аренды с ФИО2 не заключался.

Таким образом, судом установлено, что указанные постройки самовольно занимают часть земельного участка из состава земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, что тем самым создает препятствия администрации городского округа город Выкса Нижегородской области по исполнению решения Выксунского городского суда хххх по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно обеспечению противопожарного разрыва в соответствии с требованиями противопожарной безопасности, т.е. не менее 15 метров.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, с учетом объема подлежащих выполнению работ, климатических условий и иных заслуживающих внимания обстоятельств, суд считает обоснованным и разумным установление срока исполнения решения суда до ххххх

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области удовлетворить.

Обязать ФИО2 в срок до хххх года освободить земельные участки находящиеся на дворовой территории, прилегающей к дому ххххх от деревянного сарая и двух металлических гаражей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья -И.Н.Власова