ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-297/2022 от 30.09.2022 Красноборского районного суда (Архангельская область)

УИД29RS0011-01-2022-000390-45

Дело № 2-297/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Гарбуз С.В., при секретаре Игнат О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» к ФИО2 о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд,

У С Т А Н О В И Л:

представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» обратился в суд с иском к ФИО2 о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: для муниципальных нужд и подписании акта приема-передачи.

В обоснование указано, что постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Целью программы является устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в программе.

Исполнителями программы являются министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, министерство строительства и архитектуры Архангельской области, министерство имущественных отношений Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В перечень муниципальных образований, являющихся участниками программы, включен Красноборский муниципальный район.

На основании распоряжения администрации муниципального образования «Алексеевское» от 18.03.2015 №28-р многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно сведениям из ЕГРН собственником жилого помещения № *** общей площадью 29,3 кв.м. вышеуказанного многоквартирного жилого дома является ФИО2

Документом, являющимся основанием возникновения права собственности ФИО2 на жилое помещение является договор дарения от 30.03.2000, о чем в ЕГРН внесена запись от 05.05.2000 № ***.

В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО3

Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № ***, местоположением: , принято администрацией МО «Красноборский муниципальный район» по собственной инициативе, на основании размещения на нем многоквартирного жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с нормами ЗК РФ и в целях выявления лиц, являющихся собственниками вышеуказанного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости 06.11.2020 в газете «Знамя» № *** (9750) опубликовано сообщение о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд, а также данная информация размещалась на официальном сайте администрации МО «Красноборский муниципальный район» и на информационном щите, расположенном вблизи здания районного культурного центра, по адресу: .

В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд указана информация, установленная частями 5, 7 статьи 56.5 ЗК РФ.

ФИО2 предоставила правоустанавливающие документы на жилое помещение самостоятельно в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Красноборский муниципальный район».

В установленный земельным законодательством срок администрацией вынесено постановление от 18.01.2021 № *** «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд МО «Красноборский муниципальный район».

Данное решение было направлено в адрес правообладателей земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Решение об изъятии принято в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке.

Предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, осуществляется в соответствии со статьёй 32 ЖК РФ.

Размер возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В целях подготовки соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на них объектах недвижимого имущества для муниципальных нужд КУМИ проведены мероприятия по оценке изымаемого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества

По результатам проведенных мероприятий по оценке жилого помещения, расположенного по адресу: , общей площадью 29,3 кв.м. стоимость объекта оценки составляет 639 500 рублей.

Руководствуясь статьёй 56.10 ЗК РФ и в целях изъятия земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, администрацией направлен в адрес ФИО2 подписанный проект соглашения.

Одновременно с проектом соглашения направлены следующие документы: копия выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № ***; копия выписки из ЕГРН на многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № ***; копия выписки из ЕГРН на помещение с кадастровым номером № ***; отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения и земельного участка, составленный по состоянию на 10.03.2022.

Вышеуказанный пакет документов направлен в адрес ФИО2 заказным письмом с уведомлением.

15.05.2022 в адрес администрации от ФИО2 поступил не подписанный проект соглашения и информационное письмо о несогласии с указанной в соглашении суммой возмещения и предоставления жилого помещения взамен изымаемого.

В собственности муниципального образования «Красноборский муниципальный район» отсутствует жилое помещение, равнозначное по площади помещению, изымаемому у ФИО2, в связи с чем, предоставить жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения не предоставляется возможным.

В настоящее время в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: проводятся мероприятия по расселению.

С собственниками жилых помещений, расположенных в данном жилом доме заключены соглашения, за исключением ФИО2

Нанимателям жилых помещений во вновь построенном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: будут предоставлены благоустроенные жилые помещения.

Просили суд обязать ФИО2 подписать соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, расположенных по адресу: ***, для муниципальных нужд и акт приема-передачи.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, заявив об увеличении исковых требований, дополнительно просила выселить ФИО2 из занимаемого жилого помещения.

Ответчик ФИО2 с исковыми требованиями администрации МО «Красноборский муниципальный район» не согласилась, указав, что является собственником квартиры в указанном многоквартирном жилом доме, другого жилого помещения не имеет, задолженности по квартплате и коммунальным платежам нет. Неоднократно обращалась в администрацию МО «Красноборский муниципальный район» с предложением заключить с ней договор мены недвижимости, принадлежащей ей на праве собственности квартиры в расселяемом аварийном доме на другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности, где предлагала и обсудить вопрос о возможности изменения площади при предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемого.

Полагает, что при переселении из аварийного жилищного фонда, она как собственник жилья имеет право выбора: либо деньги, либо предоставление другой благоустроенной квартиры в собственность. Изъять квартиру в аварийном доме можно в случае, когда изъят земельный участок под многоквартирным домом для государственных и муниципальных нужд, однако по ее мнению, предоставление возмещения за жилое помещение допускается не иначе как с согласия собственника, она же выбирает получить другое жилое помещение: однокомнатную благоустроенную квартиру в собственность.

Как правообладатель недвижимости она не согласна с пунктами 1.5 и 1.5.1 соглашения, где взамен предлагают деньги. Другую квартиру, взамен изымаемой ей не предлагали, заключить с ней договор мены недвижимости ей также не предлагали. Считает, что имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения на праве собственности, в связи с чем, ФИО2 обратилась в суд с встречным исковым заявлением к истцу администрации МО «Красноборский муниципальный район», в котором просила возложить на истца обязанность предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности взамен вышеуказанной изымаемой квартиры.

Определением суда от 25.07.2022 встречное исковое заявление ФИО2 к администрации МО «Красноборский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности взамен изымаемого принято к производству Красноборского районного суда Архангельской области для совместного рассмотрения с иском администрации МО «Красноборский муниципальный район» к ФИО2 о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Определением суда от 24.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Определением суда от 20.09.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по ходатайству представителя ответчика привлечены ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и ООО «СК-29» как лица, заключившие государственный контракт на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: жилого дома в рамках реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Ответчик по встречному иску представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО4 с исковыми требованиями истца по встречному иску ФИО2 не согласилась, пояснив, что позиция ответчика основана на мнении оправе на получение жилья без доплаты, однако это мнение не верно. В настоящее время администрация может предоставить ответчице квартиру примерно такой же площади, но доплата исходя из цены застройщика, а нее составит около полутора миллионов руб. при этом ответчица вправе получить взамен изымаемой квартиры не только ее выкупную стоимость, но субсидию в общем размере эти средства составляют 1 млн 800 тыс., что позволяет ей приобрести квартиру на вторичном рынке. При этом администрацией велась с ответчицей разъяснительная работа, предлагались вариант приобретения квартир на вторичном рынке в с. Красноборске, но каждый из вариантов ей не подошел. На данный момент земельный участок под многоквартирным домом уже был предметом торгов по застройке нового жилого дома, заключен контракт дом должен быть снесен, но администрация не может это сделать, поскольку осталась не выселенной ответчица.

Третье лицо представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя министерства. В направленном в суд отзыве указано, что в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Алексеевское» от 18.03.2015 № 28-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ.

Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при изъятии у них указанных жилых помещений в соответствии со статьей 32 ЖК РФ вправе получить за него возмещение, а при наличии соответствующего соглашения им может быть предоставлено другое жилое помещение.

В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, отмечено, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В разделе IV адресной программы переселения также указано, что гражданам, выселяемым из жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьёй 32 ЖК РФ на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения.

Следовательно, ФИО2 имеет право на выплату выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставление другого жилого помещения.

Как следует из пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

В абзаце 13 раздела VI адресной программы переселения также содержится норма о доплате в случае разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

В адресной программе переселения отсутствует упоминание о возможности предоставления жилого помещения без доплаты.

Положения адресной программы переселения об обязании собственника выплатить разницу между стоимостью прежнего и нового жилого помещения были рассмотрены на предмет законности в рамках административного дела №33а-778/2019 Архангельским областным судом, Вторым апелляционным судом общей юрисдикции и Третьим кассационным судом общей юрисдикции, которые пришли к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признан правомерным.

Таким образом, право ФИО2 на переселение из жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом в , путем предоставления благоустроенного жилого помещения возможно при условии оплаты разницы между стоимостью нового и расселяемого жилого помещения.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие изъятие для муниципальных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, относят действия по реализации необходимых для данного изъятия мероприятий к полномочиям органов местного самоуправления, принявших решение о таком изъятии.

Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки для отдельных граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Органы местного самоуправления вправе принять муниципальный правовой акт об освобождении полностью или частично собственников или определенной категории собственников изымаемых жилых помещений от обязанности по оплате разницы между предоставляемым и изымаемым жилым помещением или рассрочке, отсрочке по оплате такой разницы.

Третье лицо представитель ГКУ АО «ГУКС» участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещены. В направленном в суд отзыве исполняющий обязанности руководителя полагал, что исковое заявление администрации МО «Красноборский муниципальный район» подлежит удовлетворению, а во встречном иске ФИО2 надлежит отказать по следующим основаниям.

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства» выступает заказчиком строительства многоквартирных домов методом «под ключ» в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп.

Контракт «под ключ» заключается при наличии заключения по результатам технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта (подпункт «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 12.05.2017 №563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации).

В заключении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: на странице 9 имеется ссылка на письмо администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 14.10.2021 №01.1-21/239 о сносе соответствующих построек до начала строительства за счет средств местного бюджета.

Указанное письмо корреспондируется с обязанностями муниципального образования, установленными разделом VI Программы, а именно по осуществлению формирования и предоставления в установленном порядке земельных участков под многоквартирное жилищное строительство.

В рамках Программы между государственным казенным учреждением Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и обществом с ограниченной ответственностью «ск-29» заключен государственный контракт от 15.03.2022 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017 в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкции (три многоквартирных дома в ).

Согласно п. 10 задания на проектирование, являющегося приложением № *** к контракту, строительство многоквартирных домов осуществляется по следующим адресам: , количество квартир 12; , Количество квартир 24; , количество квартир 24.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрены сроки выполнения работ: предоставление проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы - не позднее __.__.______г. с учётом подписания всех документов о приёмке» завершение строительства и ввод в эксплуатацию - не позднее 30.06.2024 с учётом подписания всех документов о приёмке.

Наличие аварийного дома на земельном участке препятствует исполнению контракта и Программы.

Указанное влечет нарушение интересов физических лиц, подлежащих переселению в строящиеся объекты из ветхого жилья. Кроме того, в этом случае у Архангельской области возникает обязанность по уплате штрафов.

Договором, заключенным между государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Архангельской областью от 25.04.2019 № ***/ПС (в редакции соглашения от 19.05.2020 № ***ПС), в п. 6.2 установлена ответственность за неисполнение обязательств по переселению в сумме, исчисленной из расчета 17 рублей за каждый квадратный метр общей площади жилых помещений, переселение граждан из которого просрочено, за каждый день просрочки.

Учитывая, что площадь расселяемых квартир в многоквартирные дома согласно перечню переселяемых помещений - не менее 2 656,76 кв.м., сумма штрафа составит 45 164,92 рубля за каждый день просрочки.

Субъект ответственности - Архангельская область.

Таким образом, в случае срыва сроков переселения граждан Архангельская область будет обязана выплатить значительную сумму штрафных санкций, что при дефиците бюджета является крайне затруднительным.

Кроме того, согласно пункту 5.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ не реализация Программы является основанием возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, предоставленной Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Разделом VI Программы предусмотрена обязанность собственника оплатить разницу между предоставляемым жилым помещением и изымаемым. ФИО2 в досудебном порядке в администрацию с заявлением о выборе способа обеспечения жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности с оплатой разницы не обращалась. Права ФИО2 не нарушены.

Представитель третьего лица ООО №СК-29» участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещены. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить иск администрации МО «Красноборский муниципальный район», исследовав материалы дела суд пришел к следующему.

Согласно ст. 32 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Изъятие осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, а также проект соглашения об изъятии недвижимости в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

В соответствии со ст. 56.6 Земельного Кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет.

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ.

и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Из разъяснений, содержащихся в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Архангельской области 26 марта 2019 года № 153-пп утверждена Адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее постановление от 26 марта 2019 года № 153-пп).

Целью программы является устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в программе.

Исполнителями программы являются министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, министерство строительства и архитектуры Архангельской области, министерство имущественных отношений Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: включен в указанную адресную программу.

В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Судом установлено, что на основании распоряжения администрации муниципального образования «Алексеевское» от 18.03.2015 № ***-р многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: кадастровым номером № *** признан аварийным и подлежащим сносу.

Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № ***.

Согласно сведениям из ЕГРН собственником жилого помещения №8 общей площадью 29,3 кв.м. вышеуказанного многоквартирного жилого дома является ответчик ФИО1 на основании договора дарения от __.__.______г., о чем в ЕГРН внесена запись от __.__.______г.№ ***. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО3

В соответствии с нормами ЗК РФ и в целях выявления лиц, являющихся собственниками вышеуказанного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости 06.11.2020 в газете «Знамя» №44 (№ *** опубликовано сообщение о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд, а также данная информация размещалась на официальном сайте администрации МО «Красноборский муниципальный район» и на информационном щите, расположенном вблизи здания районного культурного центра, по адресу: .

В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд указана информация, установленная частями 5, 7 статьи 56.5 ЗК РФ.

Постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 18.01.2021 № 23 произведено изъятие для муниципальный нужд земельного участка и всех квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме на указанном участке.

Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № ***, местоположением: , принято администрацией МО «Красноборский муниципальный район» в связи с тем, что на нем размещен многоквартирный жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

27.01.2021 копия данного постановления была направлена всем собственникам квартир и в регистрирующий орган, то есть в течение десяти дней со дня принятия решения.

По результатам проведенных мероприятий по оценке жилого помещения, расположенного по адресу: , общей площадью 29,3 кв.м. стоимость объекта оценки согласно отчета № *** от 10.03.2022 составляет 639 500 рублей с учетом рыночной стоимости самого жилого помещения, доли в праве на земельный участок, убытков, предусмотренных ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

05.05.2022 руководствуясь статьёй 56.10 ЗК РФ и в целях изъятия земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, администрацией заказным письмом с уведомлением направлен в адрес ФИО2 подписанный проект соглашения о возмещении за изымаемое помещение, выписки из ЕГРН на жилой дом, земельный участок и квартиру, а так же отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения и земельного участка, составленный по состоянию на 10.03.2022

15.05.2022 в адрес администрации от ФИО2 поступил не подписанный проект соглашения и письмо о несогласии с указанной в соглашении суммой возмещения и предоставления жилого помещения взамен изымаемого, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Согласно сведений, представленных администрацией МО «Красноборский муниципальный район» в настоящее время свободных благоустроенных жилых помещений, пригодных для предоставления гражданам по договору социального найма жилого помещения, на территории муниципального образования «Алексеевское», в том числе в с. Красноборск, не имеется.

15.03.2022 между ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и ООО «СК-29» был заключен государственный контракт на постройку трех многоквартирных домов в рамках реализации адресной программы, в том числе 24 квартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: .

Согласно п. 3.3. контракта до 01.08.2020 застройщик обязан предоставить проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы, а до 30.06.2024 завершить строительство дома и ввести его в эксплуатацию.

Соглашение о выкупе между администрацией и ФИО2 не достигнуто по настоящее время. Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон не достижение соглашения основано на ошибочном мнении ответчицы - собственника изымаемого жилья о том, что взамен непригодной ей должна быть безусловно предоставлена равнозначная или меньшей площади квартира без доплат.

Указанное мнение ответчица основывает на нормах ст. 40 Конституции РФ о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища; нормах ст. 2 и 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" о том, что собственник жилого помещения, находящегося в доме, признанном непригодным и включенном в региональную адресную программу вправе требовать представления иного жилого помещения взамен пригодного вместо получения выкупной цены и позиции Верховного Суда РФ, высказанной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 1-КГ19-10.

Однако данное мнение сформировалось без учета норм ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, раздела VI Региональной адресной программы, согласно которых если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Данное толкование закона дано Верховным Судом РФ в п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Определением же Верховного суда РФот 25.06.2019 N 1-КГ19-10 вынесено судом по конкретному делу при применении норм предыдущей адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы", которая не содержала положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.

Ныне действующая программа в разделеVI «Механизм реализации программы» дословно предусматривает «Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника».

Иных доводов, являющихся основанием для отказа в заключении соглашения, таких например, как не согласие с выкупной ценой, ответчица не приводит. При этом на вопрос о наличии у нее возможностей произвести доплату она не в судебном заседании не указала о наличии необходимых средств или возможности получения их в будущем. Она осведомлена представителем истца о том, что имеет право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии, которая рассчитывается исходя из рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, размера которой с учетом получения выкупной стоимости достаточно для приобретения не только равнозначной по площади квартиры в центре села Красноборска, но и большей.

Как пояснила представитель истца муниципальное образование не имеет финансовых возможностей заключить с ответчицей соглашение с освобождением ее от доплаты или даже предоставлением рассрочки в уплате, поскольку бюджет муниципального района дефицитный.

Ответчица, будучи осведомленной о возможности приобретения жилья взамен не пригодного на протяжении длительного периода не предпринимает попыток к поиску жилья, на предлагаемые варианты отвечает отказом по различным основаниям. При этом, продолжая проживать в расселенном доме одна, она тем самым, препятствует исполнению застройщиком контракта по постройке нового жилого 24-квартирного дома, что в будущем может сказаться на сроках сдачи жилья и переселению 24 семей в новый дом. Кроме того в связи с таким положением дела существует угроза несения в будущем Архангельской область значительных штрафных санкций, о которых указал в отзыве представитель ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства».

Такое поседение ответчика суд расценивает как злоупотребление правом в силу следующего.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично.

Ответчик действительно имеет право выбора реализации жилищных прав путем получения выкупной цены и субсидии на приобретение другого жилого помещения взамен непригодного либо на получение другого жилого помещения взамен непригодного, но исходя из установившихся цен, такое предоставление без доплаты собственником невозможно вопреки мнению ответчицы. Следовательно, будучи осведомленной о правовых нормах, регулирующих рассматриваемые правоотношения сторон, размерах возмещения, стоимости нового жилья ответчица действует недобросовестно и потому ее встречное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Истец не обязан безусловно заключать с ответчицей соглашение мены, поскольку соглашение является двусторонней сделкой, то оно может состояться только при наличии согласованной воли обоих сторон, однако ответчик исходит из противоположного мнения, полагая, что администрация обязана заключить такое соглашение, не учитывая нормы о финансировании деятельности муниципалитета по расселению из непригодного жилья.

Суд приходит к выводу о том, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома, такового соглашения между администрацией МО «Красноборский муниципальный район» и ФИО2 достигнуто не было, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении встречных исковых требований.

Иск администрации же подлежит удовлетворению полностью.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы государственной пошлины зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку обращаясь в суд иском к ФИО2 администрация государственную пошлину не уплатила, будучи освобожденной в соответствии с нормами НК РФ, то с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. за рассмотренное требование неимущественного характера как с проигравшей стороны.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку истцом заявлено требование о понуждении ответчицы заключить соглашение об изъятии, учитывая характер спора, установленные по делу фактические обстоятельства, суд полагает, что таковой срок может быть установлен в 1 месяц с момента вставления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» к ФИО2 о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд удовлетворить.

Возложить на ФИО2 обязанность не позднее истечения одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу подписать соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, составленное в отношении квартиры, расположенной по адресу: акт приема-передачи к нему.

Выселить ФИО2 из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: .

В удовлетворении встречного иска ФИО2 к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности отказать.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Гарбуз

Верно:

Судья С.В. Гарбуз