ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2981 от 18.11.2010 Вологодского городского суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский городской суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вологодский городской суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 -2981/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вологда

«

18

»

ноября

2010 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Мельниковой,

при секретаре И.П. Селяниной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области к Вологодскому областному отделению общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» о ликвидации,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области обратилось с заявлением в суд, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Вологодское областное отделение общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение», ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства РФ по налогам и сборам в г. Вологде в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации указанной организации за ОГРН №. Председателем общественного объединения является ФИО1 Адрес фонда: . Фактически фонд располагается по адресу: . Почтовая связь с данной некоммерческой организацией осуществляется Управлением Министерства юстиции РФ по Вологодской области по домашнему адресу Председателя общественного объединения ФИО1: . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Вологодской области проведена плановая документальная проверка соответствия деятельности Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям. В ходе проведения проверки установлены нарушения Фондом действующего законодательства РФ и положений устава. Общественное объединение не исполняет свою обязанность, установленную п.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч.1 ст. 15 ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части представления в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области бухгалтерской и статистической отчетности, за ДД.ММ.ГГГГ бухгалтерская и статистическая отчетности не представлены. Фактический адрес фонда не соответствует указанному в ЕГРЮЛ и пункте 1.4 Устава. Таким образом, в нарушение ч.2 ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение не проинформировало Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений Кроме того, в нарушение требований ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организацией не представлены сведения о продолжении деятельности. Фонд не представляет уведомление о продолжении деятельности с момента государственной регистрации – с ДД.ММ.ГГГГ. Организация не выполняет обязанность, установленную постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», отчетность по форме №ОН0003 за ДД.ММ.ГГГГ представлена в Управление ДД.ММ.ГГГГ с нарушением срока, установленного постановлением, отчетность за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Управление не представлена. Фонд в нарушение п.2 ст. 118 ГК РФ и пункта 1.9 Устава не публикует ежегодные отчеты об использовании своего имущества. В ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о видах экономической деятельности общественного объединения, что не соответствует требованиям пп. п п.1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пункт 3.1 устава противоречит ст. 4 ФЗ от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О государственном гербе РФ» относительно наличия у организации круглой печати, содержащей герб. На официальных бланках документов общественного объединения неоднократно и систематически используется изображение птицы. Данная эмблема в установленном законом порядке не зарегистрирована, что противоречит п.4 ст.3 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В пункте 4.7 устава общественного объединения указано, что документация фонда должна соответствовать требованиям ФЗ от 20.02.1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Оформление организационно-распорядительных документов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 6.30-97 «Оформление организационно-распорядительных документов». При изучении указанного положения устава организации установлено, что ФЗ от 20.02.1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» утратил силу с 08.08.2006 в связи с принятием ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». ГОСТ Р 6.30-97 «Оформление организационно-распорядительных документов» утратил силу в связи с изданием постановления Госстандарта РФ от 26.08.2001 №352-ст. При изучении документов по работе правления установлено, что фактически решения приняты единолично Председателем Правления ФИО1, заседания Правления как коллегиального органа за проверяемый период деятельности не проводились, что не соответствует п.4.1.1 Устава. В нарушение п.4.6.3 Устава Попечительский Совет не проводил заседания в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ревизор не осуществляет контроль за деятельностью Фонда, не представляет ежегодный отчет о работе организации Попечительскому совету, что противоречит п.4.5 Устава. Штатное расписание утверждено председателем Правления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует п.4.3 Устава, в соответствии с которым утверждение штатного расписания относится к компетенции Правления фонда. Выявлены нарушения трудового законодательства, а именно, требования постановления Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», статьи 136 ТК РФ(нарушена периодичность выплаты заработной платы). Также выявлены нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета, п. 11, 15, 21 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центробанка РФ от 22.09.1993 №40, пункта 2 статьи 9 ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес общественного объединения вынесено письменное предупреждение, которое обязывало Организацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные нарушения законодательства РФ и Устава, в установленный сроки требования выполнены не были, предупреждение в установленном порядке не было обжаловано. ДД.ММ.ГГГГ а адрес Фонда вынесено повторное предупреждение, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, в установленный сроки требования выполнены не были, предупреждение в установленном порядке не было обжаловано. Просили ликвидировать Вологодское областное отделение общественно-государственного фонда социального развития России «Возрождение», назначить ФИО1 ликвидатором.

В судебном заседании представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» по устному ходатайству ФИО3 суду пояснил, что все недостатки не являются существенными, они учли недостатки, исправили все, что было возможно. Все недостатки устранены, не являются грубейшими нарушениями. Со стороны инспекции по труду и налоговой инспекции к ним не было претензий. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» на основании прав по должности ФИО1 суду пояснил, что Управление Минюста РФ по ВО требует отчетность, которая была отменена, иностранной помощи они не получали. Отчетности не было, поскольку не было имущества.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ранее представлял отзыв на заявление, из которого усматривается, что УФНС России по ВО не возражает против удовлетворения заявленных требований, просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя УФНС России по ВО.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Вологодское областное отделение общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение», ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства РФ по налогам и сборам в г. Вологде в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации указанной организации за ОГРН №. Председателем общественного объединения является ФИО1 Адрес фонда: . Фактически фонд располагается по адресу: .

В силу ч.1 ст. 44 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В соответствии с п.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 9 ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

В соответствии со ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п.2 ст. 118 ГК РФ Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Имеются несоответствия работы общественного объединения Уставу общественного объединения. Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № от ДД.ММ.ГГГГ председатель Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор(контроль), об устранении нарушений действующего законодательства РФ и положений устава общественного объединения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей. Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № от ДД.ММ.ГГГГ председатель Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 19.4 ч.1 КоАП РФ за неустранение в установленный срок нарушений действующего законодательства РФ и положений устава общественного объединения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Из ч.2 ст.61 ГК РФ следует, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при неоднократном или грубом нарушении закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Из п.2 ч.2 ст.119 ГК РФ, ст.18 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 №14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «М» и ЗАО «Н» указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно- правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Данная правовая позиция высказана Верховным Судом РФ в определении от 15.12.2009 №44-Г09-41.

Суд соглашается с позицией истца в той части, что Вологодским областным отделением общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» действительно были допущены нарушения, указанные в исковом заявлении, однако Фондом были приняты меры для ликвидации данных нарушений, а именно, в Министерство юстиции РФ по ВО направлены документы о регистрации символики, используемой Фондом, Устав Фонда в новой редакции. Кроме того, нарушения, допущенные Вологодским областным отделением общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» и выявленные Министерством юстиции РФ по ВО не являются настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ликвидации Фонда.

На основании вышеизложенного требования Управления Министерства Юстиции РФ по ВО о ликвидации Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья Л.Н. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2010