№ 2-2981/2016 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 28 сентября 2016 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дружининой О.Г.,
при секретаре Коноваловой Н.А.,
с участием прокурора Нартымова А.М.,
ответчиков ФИО1, ФИО2,
представителей ответчика ФИО1 – ФИО3, ФИО5, действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту прав и законных интересов Муниципального образования ЗАТО Звездный и Российской Федерации к ФИО1 ФИО19, ФИО2 ФИО20 о взыскании солидарно денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Пермский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту прав и законных интересов Муниципального образования ЗАТО Звездный и Российской Федерации обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО1 ФИО21, ФИО2 ФИО22 о взыскании солидарно денежных средств. В обоснование указал, что в соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 14.07.1992 года №3297-1 (в редакции, действовавшей в 2007 году), п.п. 1, 2 Постановления Правительства российской Федерации от 11.01.2001 года №23 (в редакции, действовавшей в 2007 году), Положением об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства, утвержденным постановлением главы ЗАТО Звездный от 04.11.2002 года №96, жители ЗАТО Звездный, утратившие служебную связь с организациями, расположенными в ЗАТО, имеют право на переселение. С этой целью в бюджет ЗАТО Звездный из федерального бюджета перечислялись субвенции на приобретение квартир за пределами ЗАТО Звездный с последующим предоставлением лицам, стоящим в очереди на отселение. В соответствии с п.26 указанного Положения стоимость приобретаемого жилья определяется исходя из сложившейся в соответствующем населенном пункте средней рыночной стоимости одного метра общей площади с учетом норм обеспечения, определяемых нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Звездный. Решением Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года №4 в редакции решения Думы ЗАТО Звездный от 24.03.2006 года №5 установлено, что определение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в г.Перми для переселения граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный определяется руководствуясь информацией, обобщенной посредством Пермской мультилистинговой системы. ФИО1 в 2007 году занимал должность главы местного самоуправления ЗАТО Звездный. ФИО2 в 2007 году занимал должность первого заместителя главы администрации ЗАТО Звездный, курирующего приобретение квартир для отселения граждан. На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанного ФИО1, подбор квартир осуществляло ООО «<данные изъяты>». Договоры купли-продажи подписывались работниками ООО «<данные изъяты>», действовавшими от имени МО ЗАТО Звездный на основании доверенности, выданной главой ЗАТО Звездный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ между МО ЗАТО Звездный и ИП ФИО10 заключен предварительный договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, площадью 57,3 кв.м. по цене 3 400 000 рублей. Указанная сумма перечислена ИП ФИО10ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления, подписанного к оплате главой ЗАТО Звездный ФИО1 Согласно Аналитической справки от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, определенная по мультилистинговой системе, на июль 2007 года составляла 52 064 рублей. Стоимость одного квадратного метра приобретенной квартиры составила 59 337 рублей, то есть на 7 273 рублей дороже, чем предусмотрено решениями Думы ЗАТО Звездный. Таким образом, стоимость данной квартиры на 416 742,9 рублей превысила максимальную стоимость квартиры, предусмотренную решением Думы ЗАТО Звездный. Справка № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует решению Думы ЗАТО Звездный от ДД.ММ.ГГГГ, так как не содержит сведений о стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в г.<адрес> на июль 2007 года согласно мультилистинговой системы. Данная справка сообщает среднюю цену предложения одного квадратного метра лишь в жилых домах улучшенной и индивидуальной планировки только на вторичном рынке исключительно в центральных районах. Полагает, что выборка жилых помещений по г.<адрес> была ограниченной, что противоречило решению Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года и привело к неправильному определению должностными лицами администрации ЗАТО Звездный и работниками ООО «<данные изъяты>» максимальной цены приобретаемых квартир. Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес>, площадью 57,3 кв.м. в ценах на июль 2007 года составляла 2 781 996 рублей. Считает, что администрация ЗАТО Звездный, осуществляя приобретение квартир, обязана была либо самостоятельно проводить анализ соотношения стоимости конкретной квартиры, соответствующей требованиям решений Думы ЗАТО Звездный, ее рыночной цене, либо заказывая услуги по подбору жилых помещений возложить данную обязанность на риэлтерскую компанию, либо произвести оценку приобретаемых жилых помещений за счет имеющихся средств или за счет средств, выделенных Думой ЗАТО Звездный на эти цели по запросу администрации ЗАТО Звездный. Полагает, что администрация ЗАТО Звездный, осуществляя приобретение квартир, обязана была либо самостоятельно проводить анализ (сравнение цен на аналогичные жилые помещения) соотношения стоимости конкретной квартиры ее рыночной цене, либо заказывая услуги по подбору жилых помещений возложить данную обязанность на риэлтерскую компанию. Для осуществления указанного анализа (сравнения цен на аналогичные жилые помещения) не требуется специальных познаний. В бюджет ЗАТО Звездный были предусмотрены денежные средства на оказание риэлтерских услуг. ФИО1 и ФИО2 имели возможность включить в проект договора на оказание риэлтерских услуг пункт о необходимости проведения анализа рынка в целях определения соответствия стоимости приобретаемых жилых помещений их рыночной цене, однако это выполнено не было. Таким образом, ущерб МО ЗАТО Звездный от действий ФИО1 при приобретении квартиры по адресу: <адрес>, составил 618 004 рублей (3 400 000 рублей - 2 781 996 рублей). Согласно данным Росстата индекс потребительских цен в Российской Федерации составлял: в январе-июне 2016 года -102,52; итого за период август 2007 года - июнь 2016 года - 220,523777227. Таким образом, с учетом инфляции ущерб МО ЗАТО Звездный и Российской Федерации от действий ФИО1 и ФИО2 при приобретении квартиры по адресу: <адрес>, на июль 2016 года составляет 1 362 845,76 рублей (618 004 x 220,523777227/100). Со ссылкой на положения ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу МО ЗАТО Звездный денежные средства в сумме 1 362 845,76 рублей.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснял, что выступает в интересах заинтересованного лица - МО ЗАТО Звездный. Представителем МО ЗАТО Звездный является администрация Муниципального образования, однако, администрация не располагает данным о нарушении своих прав. Действиями ответчиков ФИО1 и ФИО2 МО ЗАТО Звездный причинен ущерб. Ущерб выразился в том, что при приобретении по договору купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, площадью 57,3 кв.м. по цене 3 400 000 рублей в июле 2007 года указанными должностными лицами были нарушены нормы п.26 Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства: стоимость одного квадратного метра составила 59 337 рублей, что на 7 273 рубля за один квадратный метр дороже, чем предусмотрено Положением. Нарушены нормы о том, что приобретение квартир осуществляется по стоимости сложившейся в соответствующем населенном пункте средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья. В справке от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержится сведений о такой стоимости. Указана стоимость в жилых домах улучшенной и индивидуальной планировки только на вторичном рынке, исключительно в центральных районах, то есть выборка жилых помещений была ограниченной. Квартира была куплена по средней рыночной цене по улучшенным помещениям, по цене выше рыночной в конкретном месте и в конкретное время. ФИО1 возглавлял администрацию муниципального образования ЗАТО Звездный, руководил всеми действиями по приобретению жилья, давал доверенность от имени муниципального образования. ФИО2 был первым заместителем главы администрации, курировал вопросы приобретения жилых помещений, с ним все действия согласовывались. Поэтому ответственность у них должна быть солидарной.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснял, что в апреле 2013 года прокурор уже знал о совершении сделки по купле-продаже квартиры; в указанное время прокурором было подано 34 иска о признании сделок недействительными. Во всех исках прокурору было отказано. О приобретении квартир прокурору было известно еще в 2009 году. Указывал, что при приобретении квартир гражданам, утратившим служебную связь с ЗАТО Звездный, администрация и он, как глава, руководствовались средней рыночной стоимостью одного квадратного метра жилья с учетом норм обеспечения и пожеланиями переселявшихся граждан по населенному пункту, району, где приобреталось жилье. Если гражданину не нравилось приобретенное жилье, то он отказывался принимать квартиру. Поэтому не имело смысла приобретать жилые помещения, от которых люди бы отказывались впоследствии. Приобретались квартиры в нормальных районах, не на окраинах, в жилых домах улучшенной и индивидуальной планировки, но на вторичном рынке. В настоящее время им обжалуется Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению. Пояснял, что со стороны администрации муниципального образования нет заявления о причинении ущерба в результате действий ответчиков. Прокурор заявляет требования, основываясь на недействительности сделки по купле-продаже квартиры, но сделка недействительной не признана. Прокурором избран неверный способ защиты права, сделка не признана недействительной. Не указано, какая норма права нарушена. Квартира была приобретена в соответствии с решением Думы ЗАТО Звездный от 24.03.2016 года по цене одного квадратного метра, обобщенной посредством Пермской мультилистинговой системы. При приобретении жилых помещений руководствовались также пожеланиями граждан по месту, где они хотели бы проживать, то есть город, район города, а также нормой предоставления жилых помещений в соответствующем населенном пункте. Не доказан факт причинения ущерба, вина должностных лиц. Также заявил о пропуске истцом срока исковой давности, который должен исчисляться с момента, когда администрации МО ЗАТО Звездный стало известно о нарушении ее прав. О возможном нарушении прав и интересов ЗАТО Звездный заинтересованным лицам должно было стать известно не позднее даты заключения договора купли-продажи, то есть 26.07.2007 года. Деятельность администрации ЗАТО Звездный подвергается постоянным ведомственным проверкам, в том числе прокуратурой. Срок исковой давности истек 26.07.2010 года. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Также указал, что правовой статус закрытого административно-территориального образования, к которому относится МО ЗАТО Звездный, определен специальным Законом Российской Федерации от 14.07.1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Согласно п.2 ст.7 названного Закона, если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Указанное нормативное положение получило развитие в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 года №23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам». Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования, принимаются по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления. В целях исполнения названного Постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 года №23 Постановлением главы местного самоуправления ЗАТО Звездный от 04.11.2002 года №96 утверждено Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства, пунктом 26 которого определено, что предоставление жилья на новом месте жительства производится по согласованию с гражданами в любом населенном пункте Российской Федерации за счет приобретенного администрацией ЗАТО Звездный жилья по безналичному расчету через организации и индивидуальных предпринимателей, за ним либо в порядке долевого участия в строительстве. Стоимость приобретаемого жилья определяется исходя из сложившейся в соответствующем населенном пункте средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья с учетом норм обеспечения жильем, определяемых нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Звездный. Согласно выписке из решения Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года №4 определение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в г.<адрес>, для переселения граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный, осуществлять не реже одного раза в квартал, руководствуясь информацией ООО «<данные изъяты>», обобщенной посредством Пермской мультилистинговой системы. Решением Думы ЗАТО Звездный от 24.03.2006 года №5 указанное выше решение Думы от 04.05.2004 года №4 изменено. На основании поименованного изменения определение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в г.<адрес> для переселения граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный, осуществлять один раз в месяц, руководствуясь информацией, обобщенной посредством Пермской мультилистинговой системы. В соответствии с поименованными выше нормами, с целью определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в г.<адрес> в июле 2007 года администрацией ЗАТО Звездный была получена соответствующая справка СГ «<данные изъяты>» от 30.07.2007 года №, основанная на данных Пермской мультилистинговой системы, согласно которой средняя рыночная стоимость одного квадратного метра вторичного рынка жилья составляла в июле 2007 года 61 379 рублей. В июне 2007 года в соответствии с аналогичной справкой от 04.07.2007 года № стоимость одного квадратного метра жилой площади на вторичном рынке составляла 59 537 рублей. Вместе с тем стоимость приобретенной администрацией ЗАТО Звездный 26.07.2007 года квартиры по адресу <адрес>, общей площадью 57,3 кв. м. составила 3 400 000 рублей, или 59 337 рублей за один квадратный метр. Таким образом, стоимость одного квадратного метра указанной квартиры на 2 042 рубля (61 379 - 59 337) (в соответствии со справкой от 30.07.2007 года) или на 200 рублей (59 537 - 59 337) (в соответствии со справкой от 04.07.2007 года) меньше стоимости, определенной на основании поименованных выше нормативных положений, что исключает причинение каких-либо убытков, как самому МО ЗАТО Звездный, так и любым третьим лицам. При этом ссылки истца на заключение специалиста № от 13.08.2014 года, а также на необходимость определения рыночной стоимости приобретаемых квартир иным способом, нежели установлен соответствующими нормативными актами, несостоятельны, поскольку не основаны на действующих нормах права.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Поддержал возражения, изложенные ФИО1, его представителем ФИО3 Также указал, что к его полномочиям, как первого заместителя главы по жилищно-коммунальному хозяйству, относились постановка приобретаемых жилых помещений на баланс МО ЗАТО Звездный, контроль за тем, чтобы стоимость приобретаемых квартир не превышала среднерыночную. Документов на приобретение квартир он не подписывал.
Суд, заслушав прокурора, ответчиков, представителя ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы гражданского дела, установил следующее.
ФИО1 занимал пост главы местного самоуправления ЗАТО Звездный <адрес> с 05.12.2004 года по 30.03.2010 года, с 31.03.2010 года - должность главы администрации ЗАТО Звездный, что следует из решения Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Звездный от 05.12.2004 года №70, Распоряжения администрации ЗАТО Звездный от 30.03.2010 года №-К, контракта с главой администрации ЗАТО Звездный от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 занимал должность помощника главы местного самоуправления ЗАТО Звездный с 09.12.2004 года, с 11.02.2005 года – должность первого заместителя главы местного самоуправления ЗАТО Звездный, что следует из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашения о внесении изменений в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. Из должностной инструкции первого заместителя главы ЗАТО Звездный следует, что первый заместитель отвечает за реализацию жилищно-коммунальной политики администрации ЗАТО Звездный (п.2.1).
Согласно п. 26 Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства, от 24.10.2002 года предоставление жилья на новом месте жительства производится по согласованию с гражданами в любом населенном пункте Российской Федерации за счет приобретенного администрацией ЗАТО Звездный жилья по безналичному расчету через организации и индивидуальных предпринимателей, за ним либо в порядке долевого участия в строительстве, в пределах средств, определяемых в п. 4 настоящего Положения. Стоимость приобретаемого жилья определяется исходя из сложившейся в соответствующем населенном пункте средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья с учетом норм обеспечения жильем, определяемых нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Звездный (л.д. 5 оборот - 9).
Определение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в г. <адрес>, для переселения граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный, осуществляется не реже одного раза в квартал, руководствуясь информацией ООО «<данные изъяты>», обобщенной посредством Пермской мультилистинговой системы, что следует из выписки из решения Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года №4 (л.д.10).
Согласно п.3 решения Думы ЗАТО Звездный от 24.03.2006 года №5 распорядительную часть решения Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года №4 «Об определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в г. <адрес>, для переселения граждан» изложить в следующей редакции: «Определение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в г. <адрес> для переселения граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный, осуществлять один раз в месяц, руководствуясь информацией, обобщенной посредством Пермской мультилистинговой системы» (л.д.11-14).
Из муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ООО «<данные изъяты>» обязуется от имени и за счет заказчика – администрации ЗАТО Звездный приобретать жилы помещения в г.<адрес> и <адрес> крае для переселения граждан из ЗАТО Звездный по заявкам заказчика (л.д.17-19).
26.07.2007 года между МО ЗАТО Звездный и ИП ФИО10 заключен предварительный договор купли-продажи трехкомнатной квартиры, расположенной на 9-м этаже 9-этажного панельного жилого дома, находящейся по адресу: <адрес>, площадью 57,3 кв.м., в том числе жилой площадью 38,8 кв.м. Стороны обязались в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить основной договор купли-продажи, при этом продажная цена квартиры составит 3 400 000 рублей (л.д.21-22).
Из заявления ИП ФИО10 на имя главы ЗАТО Звездный ФИО1 следует просьба перечислить 3 400 000 рублей в счет оплаты приобретаемой администрацией ЗАТО Звездный трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, на его счет (л.д.23).
Согласно договору купли-продажи квартиры от 02.08.2010 года ИП ФИО10 продал МО ЗАТО Звездный квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 57, 3 кв.м, состоящую из трех комнат, за 3 400 000 рублей (л.д.24).
Из аналитической справки ООО «<данные изъяты>» от 20.01.2015 года №АЦ-15-00001 следует, что средняя цена предложения на рынке многоквартирного жилья <адрес> в целом, включая первичный и вторичный рынки, за июль 2007 года составляет 52 064 рубля за один квадратный метр. Согласно примечанию указанной справки источниками для расчетных показателей являются данные Пермской мультилистинговой системы, газета «<данные изъяты>» (л.д. 25).
Согласно заключению эксперта от 13.08.2014 года № ФБУ «<данные изъяты> рыночная стоимость трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 57,3 кв.м., составляет 2 781 996 рублей, в ценах на июль 2007 года (л.д.28-67).
Из справки от 30.07.2007 года № ОАО «<данные изъяты>» следует, что средняя цена предложения одного квадратного метра общей площади квартир в жилых домах улучшенной и индивидуальной планировки массовой застройки на вторичном рынке жилья в г. <адрес> (кроме микрорайонов, входящих в окраины центральных и отдаленных районов города) по данным Пермской мультилистинговой системы на июль 2007 года составляет 61 379 рублей (л.д.72).
Постановлением заместителя руководителя <адрес> межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> старшего лейтенанта юстиции ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159, ч.3 ст.160, ч.1 ст.165, ч.2 ст.285, ч.2 ст.286, ч.1 ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 с.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в их деяниях составов преступлений (л.д. 73-79).
Из объяснения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 2007 года по 2010 год для приобретения жилья, направленного на обеспечение лиц, отселяемых из ЗАТО, администрацией ЗАТО Звездный в числе других заключался договор на приобретение жилья с риэлтерской фирмой «<данные изъяты>» (директор ФИО23 Договоры на приобретение жилья заключались без проведения конкурсных процедур. Согласно условиям договора указанная фирма должна была приобретать жилые помещения исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра, определенного мультилистинговой системой для конкретных районов <адрес> в конкретный промежуток времени. Те же условия должны были быть прописаны и в доверенности, выданной администрацией ЗАТО Звездный на приобретение квартир ФИО6 Д.В.
Из объяснения ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при реализации программы отселения граждан из ЗАТО ее обязанности сводились к ведению очереди на отселение и оформлению документов на передачу квартир в собственность граждан. Поиском и приобретением квартир она не занималась, квартиры не посещала, денежные средства не переводила. Оценкой целесообразности той или иной квартиры, соотносимости ее стоимости и состояния занимался первый заместитель главы администрации ЗАТО Звездный (по состоянию на 2008 год ФИО2). Постановка на очередь и предоставление жилья по программе отселения осуществлялась в соответствии с положением от 2002 года, в нем полномочия должностных лиц по порядку приобретения квартир не прописаны.
Из объяснения ФИО6 Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ им было учреждено ООО «<данные изъяты>», директором которого он являлся. 04.04.2007 между администрацией ЗАТО Звездный и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений, впоследствии данный контракт перезаключался, на основании контрактов было приобретено около 10-12 квартир. Иногда удавалось купить квартиры по цене ниже среднерыночной. Что касается квартиры по адресу: <адрес>, то указанная квартира приобреталась у ИП ФИО10 Сотрудники администрации выехали в данную квартиру, осмотрели ее, дали согласие на приобретение. После этого между администрацией и ФИО10, примерно в 2008 году, был заключен предварительный договор купли-продажи, деньги были перечислены ФИО10, который заключил договор купли-продажи с собственником квартиры, перечислил ему деньги, но в период оформления документов на право собственности собственник квартиры умер. В наследство вступил второй собственник, который тоже умер, в наследство вступил другой человек, все это заняло длительное время, и цена квартиры за это время изменилась. Поэтому к моменту заключения основного договора рыночная цена квартиры действительно могла отличаться. Перед приобретением квартир администрация заказывала в ОАО «Камская долина» справки о средней рыночной стоимости квартир. ФИО6 Д.В. предлагал кому-то из сотрудников администрации перед приобретением квартир заказывать их оценку, но в бюджете ЗАТО денег на это предусмотрено не было. Комиссия ООО «<данные изъяты>» в 2007 году составляла 1,4 % от стоимости приобретенной квартиры, в 2008 году - 0,1 %.
Из объяснения ФИО1 Пермскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах старшему советнику юстиции ФИО13 следует, что администрацией ЗАТО Звездный и ИП ФИО6 Д.В. в 2007-2008 годах были заключены муниципальные контракты на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений. ФИО6 Д.В. на основании доверенности, выданной ФИО1, были приобретены квартиры в <адрес>. Доверенностью было предусмотрено, что ФИО6 Д.В. может приобретать квартиры за цену и на условиях по его усмотрению. При этом администрацией ЗАТО Звездный ФИО24. было предложено приобретать квартиры исходя из средней стоимости жилья в конкретном районе <адрес>. Цена квартиры определялась в каждом конкретном случае продавцом квартиры исходя из ее состояния и других факторов. Конкретные обстоятельства приобретения квартиры по <адрес> не помнит. При приобретении квартир какие-либо конкурсные процедуры не проводились.
Из объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 1994 года по 10.10.2012 года он являлся главой ЗАТО Звездный. Ежегодно из федерального бюджета в ЗАТО Звездный перечисляются субвенции на приобретение квартир для лиц, нуждающихся в отселении из ЗАТО Звездный. Ранее поиском и приобретением квартир занимались сотрудники администрации, а затем между администрацией ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл» был заключен муниципальный контракт на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений. По какой причине была выбрана именно эта организация, не помнит. По решению Думы ЗАТО Звездный при приобретении квартир администрация руководствовалась данными о среднерыночной стоимости квартир по информации Пермской мультилистинговой системы за прошедший период. Контроль за тем, чтобы стоимость приобретаемых квартир не превышала среднерыночную, осуществляла бухгалтерия, ответственным за это направление являлся первый заместитель ФИО2 Обстоятельств приобретения конкретных квартир в 2007-2008 годах не помнит, но руководствовались данными мультилистинговой системы, и исключено, что могла быть приобретена квартира по стоимости выше среднерыночной. Также необходимо учитывать состояние квартиры, обстоятельства продажи и тот факт, что приобретались квартиры за безналичный расчет.
Из объяснения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 2005 года является первым заместителем главы администрации ЗАТО Звездный; с того же времени занимается осуществлением положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства, утвержденным постановлением главы местного самоуправления ЗАТО Звездный от ДД.ММ.ГГГГ№ и согласованным с начальником строительства и расквартирования войск заместителем министра обороны РФ. Решением Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года и внесении изменений в решение Думы ЗАТО Звездный от 24.03.2006 года было принято, что приобретение квартир осуществлялось на вторичном рынке, также при подборе жилья необходимо было использовать мультилистинговую систему <адрес> края. На тот период она была одна - ООО <данные изъяты>. В положении нигде не было прописано, что администрация должна делать оценку жилья. Запросы делали в мультилистинговую систему по городу Перми из-за того, что граждане хотели проживать только в <адрес>. Поэтому другие места и не рассматривали. Жилье приобреталось в соответствии с пожеланиями граждан. Денежные средства для покупки квартир выделялись из средств федерального бюджета. Указанные справки о средней рыночной цене стоимости жилья из мультилистинговой системы предоставлялись в администрацию ежемесячно.
Из объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 1994 года по 2012 год занимал должность главы администрации ЗАТО Звездный. Весь этот период существовала программа переселения граждан, потерявших связь с ЗАТО «Звездный». Согласно данной программе лица, ранее работавшие в ЗАТО, но впоследствии потерявшие связь с ЗАТО должны были получить квартиры вне ЗАТО «Звездный», также одна из групп граждан, имевшая право на получение квартиры вне ЗАТО «Звездный», это лица, продолжавшие работать в ЗАТО «Звездный», но ранее отработавшие там 10 и более лет, а также отслужившие в ЗАТО «Звездный». Данная категория граждан продолжала работать на территории ЗАТО «Звездный», но им предоставлялась квартира за его границами, а квартира, используемая ими на территории ЗАТО «Звездный», сдавалась в администрацию. Жители ЗАТО «Звездный» переселялись не только в <адрес>. Согласно Положению о переселении, принятому Думой ЗАТО Звездный, квартиры гражданам предоставлялись согласно норме количества метров на человека, предусмотренной в том городе, куда переселялся человек. Нормы о том, какое жилье администрация должна предоставить, нигде закреплено не было. Жилье гражданам предоставлялось по согласованию с ними, то есть администрация находила квартиры, показывала гражданам, и если квартира устраивала, то она предоставлялась жильцу, если нет, то он писал заявление об отказе от нее, и она предоставлялась следующему в очереди на квартиру. Человек, который отказывался, оставался первым в очереди. Денежные средства на приобретения жилья для лиц, утративших связь с 3ATO «Звездный», предоставлялись из Федерального бюджета. В год выделялась определенная сумма, на которую администрация приобретала жилье. Распорядиться данной суммой, в целях обеспечения жильем, администрация могла по-разному, то есть могли «раздать» сумму людям, нуждающимся в переселении, могли вложить ее в строительство жилья, но Думой ЗАТО «Звездный» было принято решение о покупке жилья на вторичном рынке, поскольку это был самый безопасный и оперативный способ обеспечения жильем граждан. Количество квартир, которые администрация должна была приобрести за год, не оговаривалось. В год предоставлялось порядка 12 квартир, в последние годы порядка 4 квартир. Порядок поиска квартиры был следующий: администрация заключала договор на год с риэлтерской компанией, которая подыскивала квартиры. Квартиры сначала приобретались, а после этого передавались по согласованию гражданам. То есть администрация была заинтересована передать квартиру гражданам, так как если от нее отказывались, то администрация должна была платить за нее налоги.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
В силу положений ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
По общим правилам необходимым условием для наступления гражданско-правовой ответственности являются: 1) наступление вреда (ущерб) 2) вина причинителя вреда 3) противоправность поведения причинителя вреда, 4) причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя ущерба и наступившим вредом (возникшими убытками). Отсутствие одного из условий является основанием для отказа в иске.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства приобретения спорного жилого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии ущерба, причиненного МО ЗАТО Звездный действиями ответчиков, что влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что согласно п.26 Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства, утвержденного Постановлением главы местного самоуправления ЗАТО Звездный от 24.10.2002 года и Решения Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года в редакции от 24.03.2006 года квартира по адресу: <адрес> приобретена за 3 400 000 рублей, что не превышает стоимость одного квадратного метра по данным Пермской мультилистинговой системы от 30.07.2007 года №. То обстоятельство, что в указанной справке стоимость одного квадратного метра общей площади квартир указана в жилых домах улучшенной и индивидуальной планировки массовой застройки на вторичном рынке жилья в г. <адрес> (кроме микрорайонов, входящих в окраины центральных и отдаленных районов города), п.26 Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства не противоречит, соответствует общими целями переселения граждан, утративших служебную связь с ЗАТО Звездный, соответствует условиям о согласовании с переселяемыми гражданами. Каких-либо нормативных правовых актов регламентирующих иной порядок определения средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья с учетом норм обеспечения истцом не приведено и судом не установлено. Ссылки на необходимость определения рыночной стоимости приобретаемых квартир иным способом ничем не обоснованы.
Доводы прокурора о том, что ответчики не проводили дополнительной оценки квартир на их соответствие средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, суд считает несостоятельными, поскольку каких-либо положений нормативных правовых актов, возлагающих на администрацию таких обязанностей, не приведено. Правовые акты ЗАТО Звездный предусматривают руководствоваться сведениями Пермской мультилистинговой системы, и это положение соблюдено.
Доводы стороны истца о том, что превышение средней рыночной цены одного квадратного метра при приобретении спорной квартиры подтверждается аналитической справкой ООО «<данные изъяты>» от 20.01.2015 года №№ и результатами экспертизы от 13.08.2014 года № ФБУ «<данные изъяты>, также не состоятельны ввиду следующего.
Согласно справке ООО «<данные изъяты>» датой составления является 20.01.2015 года и источником для расчетных показателей являются данные Пермской мультилистинговой системы, газета «Районы<данные изъяты>»; согласно экспертному заключению оно проведено в 2014 году с применением затратного метода оценки.
Указанные справка и заключение не соответствуют п.26 Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства от 24.10.2002 года, которое, с учетом положений Решения Думы ЗАТО Звездный от 04.05.2004 года в редакции от 24.03.2006 года при определении рыночной стоимости 1 кв.м жилья предусматривает только данные Пермской мультилистинговой системы. Кроме того, проведенная ФБУ «<данные изъяты>» Министерства юстиции Российской Федерации экспертиза является строительно-технической, что следует из сопроводительного письма № (л.д.27) и при определении рыночной стоимости квартиры использован только один подход – сравнительный.
Предоставленные стороной истца показания ФИО1, ФИО2, ФИО12, ФИО6 Д.В., данные в ходе проверки правоохранительными органами, подтверждают процедуру приобретения жилых помещений, подтверждают позицию стороны ответчиков по делу.
Кроме того, судом принимаются во внимание доводы стороны ответчиков о пропуске прокурором срока исковой давности по заявленным требованиям.
Как следует из предоставленного прокурором в материалы дела Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.05.2016 года, материалы проверки по факту закупки в 2007-2008 годах квартир для отселения граждан ЗАТО Звездный поступили в Пермский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по <адрес> из Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах 23.04.2013 года, то есть в указанный период времени прокурору было известно об имеющемся, по его мнению, нарушении прав администрации ЗАТО Звездный.
Согласно п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений закона суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, который истек 23.04.2016 года, что, с учетом заявления стороны ответчиков, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное ПМСО СУ СК РФ по ПК от 10.05.2016 года, в силу ч.4 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) преюдициального значения для рассматриваемого спора не имеет.
Также суд считает необходимым отметить, что в силу ст.322 ГК РФ солидарная ответственность предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. По заявленным прокурором требованиям положения ст.322 ГК РФ не подлежат применению.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту прав и законных интересов Муниципального образования ЗАТО Звездный и Российской Федерации к ФИО1 ФИО25, ФИО2 ФИО26 о взыскании солидарно денежных средств в размере 1 362 845 (один миллион триста шестьдесят две тысячи восемьсот сорок пять) рублей 76 копеек – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья подпись Дружинина О.Г.
Копия верна. Судья Дружинина О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2016 года.
Судья Дружинина О.Г